ВКР Апанаскевич (1228892), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Формулировка "...а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности" таит в себе проблему. Во-первых, наличие в УПК норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы), нельзя признать положительным явлением; в настольной книге судей, прокуроров, следователей, дознавателей и адвокатов желательны исчерпывающие ответы на вопросы и о субъектах уголовно-процессуальных правоотношений, и об их содержании. Во-вторых, в числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона (Об оперативно-розыскной деятельности) (он уже приводился нами), имеются и такие, которые к органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны и Службы внешней разведки Российской Федерации.
Полный перечень органов дознания - учреждений следующий:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;
2) органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков;
3) органы федеральной службы безопасности;
4) федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
5) таможенные органы Российской Федерации;
6) органы Службы внешней разведки Российской Федерации;
7) органы Федеральной службы исполнения наказаний;
8) органы Федеральной службы судебных приставов;
9) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
10) органы внешней разведки Министерства обороны РФ.
Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):
1) командиры воинских частей, соединений;
2) начальники военных учреждений или гарнизонов;
3) капитаны морских и речных судов;
4) руководители геологоразведочных партий и зимовок;
5) начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз;
6) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Таким образом, круг объектов прокурорского надзора строго определен Федеральным законом (Об оперативно-розыскной деятельности). На основании ст. 13 Закона в него входят органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, служба внешней разведки Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСИН РФ. Кроме того, оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия, но только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в Законе.
1.3 Предмет и основные направления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия
Направления прокурорской деятельности подразделяют четыре отрасли прокурорского надзора:
-
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного контроля и их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
-
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
-
надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие;
-
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры пресечения и т.д. [20].
Прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности. Формой осуществления этого направления по реализации правозащитной функции прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Выделение этой деятельности прокуратуры в самостоятельную отрасль обусловлено, прежде всего, тем, что при производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются гарантированные Конституцией права и законные интересы граждан.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:
-
прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
-
установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
-
законности проведения предварительного расследования;
-
законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие [47, с. 43].
Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора:
-
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем, представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
-
Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона «О прокуратуре» и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.
-
Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия. Под отраслью прокурорского надзора понимается относительно самостоятельная его часть, характеризующая специфическим предметом и полномочиями.
Необходимо отметить, что в условиях резкого роста тяжких и особо тяжких преступлений, особенно корыстно-насильственных, распространенности организованных форм преступности значительно осложнилась работа органов дознания, следователей по раскрытию, всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений, выявлению и изобличению лиц, их совершивших, реализации прав и законных интересов жертв преступлений.
Соглашаясь с мнением В.И. Баскова [32, с. 69], отметим, что это требует повышения уровня организации прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве. Прокурору необходимо принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, созданию следственных групп, должному взаимодействию следователей и органов дознания.
Для выполнения поставленных задач прокурор должен владеть оперативной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты досудебного производства, располагать сведениями о характере расследуемых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный период, т.е. иметь «банк данных». В настоящее время в ряде прокуратур в этих целях используется автоматизированная система информационного обеспечения надзора в досудебном производстве. Для того чтобы эта система успешно функционировала, необходимо своевременное поступление в прокуратуру копий процессуальных актов следователя, дознавателя [44, с. 13].
На уровне организации прокурорского надзора сказывается умение прокурора выделить в предмете надзора наиболее «узкие места» или «горячие точки», т.е. соблюдение общих требований, предъявляемых к надзору за исполнением законов в досудебном производстве, должны еще учитываться обстоятельства, вытекающие из состояния преступности и исполнении требований закона при производстве предварительного расследования в районе, городе, области, крае, республике.
Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий; задержаниях, применении иных мер процессуального принуждения; предъявлении обвинения; обеспечении прав участников уголовного судопроизводства; соблюдение сроков следствия и содержания под стражей; исполнение требований закона при приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного преследования и прекращении дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов.
На основе анализа статистической и иной информации о состоянии законности прокурор должен знать, когда и в каком направлении по этим и другим вопросам следует использовать предоставленные ему полномочия, чтобы не допустить возможных нарушений закона или же в случаях отступлений от требований закона своевременно принять меры к их устранению [11, с. 21 ].
Таким образом, Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров всецело подчинить организацию и осуществление надзора решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка [20, с. 50].
Итак, предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение: прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования; установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях; законности проведения предварительного расследования; законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
2. Полномочия прокурора, используемые при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
следствия
2.1 Полномочия прокурора, используемые при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
В соответствии со ст. 17 Федерального закона (О прокуратуре Российской Федерации) и Приказом Генпрокуратуры РФ от 15 июля 2011 г. № 211 (Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере), управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере осуществляет: организацию надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной и процессуальной деятельности таможенными органами, в том числе должностных преступлений.
ФСБ РФ в силу требований ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (Об оперативно-розыскной деятельности) и УПК РФ для решения поставленных перед ней задач наделена полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий и расследованию уголовных дел, т.е. по существенному ограничению конституционных прав граждан.
В связи с этим немаловажное значение приобретает деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов сотрудниками ФСБ при осуществлении ими своих полномочий как способ реализации стратегической цели обеспечения национальной безопасности, а именно - защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Существующий совместный с ФСБ России организационно-распорядительный документ (указание Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ России от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона (Об оперативно-розыскной деятельности) органами федеральной службы безопасности), регламентирует порядок организации прокурорского надзора за осуществлением ФСБ оперативно-розыскной деятельности.
Однако, следует иметь в виду, что законодатель ограничил пределы прокурорской деятельности по надзору за ФСБ России, фактически исключив из нее вопросы законности при проведении ОРМ по линии контрразведки и борьбы с терроризмом (ст. ст. 9, 9.1 ФЗ (О Федеральной службе безопасности).















