ДИПЛОМ, Пятак Мария (1225544), страница 5
Текст из файла (страница 5)
1 этап (1930-е гг.–1973 г.) – модель валютного регулирования, близкая к валютной и банковской монополии.
2 этап (1973 г.–1982 г.) – либеральная модель валютного регулирования.
3 этап (1982 г.–1989 г.) – модель жесткого валютного регулирования.
4 этап (1990 г.–1998 г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования.
5 этап (с 1999 г. по настоящее время) – либеральная модель валютного регулирования.
Характерной особенностью системы валютного регулирования Чили до либерализации являлось широкое использование резервирования для регулирования потоков движения капитала. Успешная либерализация сферы валютных отношений в Чили была проведена после введения свободного плавания валютного курса песо в конце 1999 г. и достижения устойчивости основных параметров экономического развития страны: сокращение темпов инфляции, диверсификация внешней торговли, достаточно высокая стабильность и развитость финансовой системы, достижение профицита государственного бюджета, достаточный уровень золотовалютных резервов, эффективное банковское регулирование и надзор [16].
Опыт валютного регулирования во Франции и Чили показал, что неотъемлемым условием успешной либерализации сферы валютных отношений в этих странах стало серьезное реформирование экономики: диверсификация экспорта, укрепление банковской системы, создание механизмов защиты экономики от воздействия внешних негативных факторов.
Исходя из предложенных моделей валютного регулирования, и основываясь на анализе экономических предпосылок или причин смены модели, в истории валютного регулирования России с 1917 г. и по настоящее время можно выделить следующие этапы развития:
1 этап (1917 г.–1921 г.) – валютная монополия.
2 этап (1921 г.–конец 1920-х гг.) – либеральная модель валютного регулирования.
3 этап (конец 1920-х гг.–1986 г.) – валютная монополия.
4 этап (1986 г.–1991 г.) – модель жесткого валютного регулирования.
5 этап (1991 г.–1998 г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования.
6 этап (1998 г.–2001 г.) – модель жесткого валютного регулирования.
7 этап (2001 г.–июль 2006 г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования.
8 этап (с июля 2006 г. по настоящее время) – либеральная модель валютного регулирования.
В настоящее время в России сформировалась и реализуется либеральная модель валютного регулирования.
Основные цели валютного регулирования на данном этапе:
1) поддержание стабильности национальной валюты и равновесия платежного баланса страны;
2) повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики;
3) противодействие легализации доходов, полученных преступным путем [18].
Регулирование валютных отношений в стране предполагает преимущественное использование экономических инструментов, таких как валютные интервенции, варьирование учетной ставкой, установление требований к банкам, осуществляющим валютные операции резидентов и нерезидентов. В России сохранены требования по ведению учета и отчетности по валютным операциям перед органами валютного регулирования и валютного контроля, также продолжают действовать некоторые валютные ограничения на осуществление валютных операций, т.е. административно-правовые инструменты валютного регулирования находят свое применение и в современной, либеральной модели регулирования валютных отношений.
Либерализация сферы валютных отношений в России явилась, скорее, политическим решением и не была обусловлена реальной готовностью экономики к снятию ограничений на движение капитала. В связи с этим, в условиях реализации в России либеральной модели валютного регулирования, должен быть сформирован механизм противодействия спекулятивному движению капитала и ограничения вывоза валютных средств с территории РФ, «запускаемый» при первых признаках развития в стране валютно-финансового кризиса. Как показывает мировой опыт, набор административно-правовых инструментов регулирования потоков капитала для предотвращения дестабилизации на финансовом рынке достаточно велик, поэтому задачей государства является разработка конкретных мероприятий, применение которых будет эффективным в сложившихся условиях развития экономики [20].
Система государственного регулирования валютных отношений продолжает оставаться важным инструментом экономической политики России. Накопленный опыт регулирования валютно-финансовой сферы экономики страны, в том числе и в кризисных ситуациях, позволяет использовать широкий спектр инструментов валютного регулирования как административно-правового, так и экономического характера, приемлемых и эффективных в специфических условиях развития нашего государства.
1.3 Осуществление валютного контроля за рубежом
Валютный контроль всегда активно использовался большинством государств мира в проблемные для их экономики периоды, которые были связанны с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализацией экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
Если говорить о формах и методах валютного контроля, то в различных странах существовали существенные различия при их определении. Это связанно с особенностями развития каждой отдельной страны. Кроме того, значительные расхождения можно было наблюдать в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.
Валютные ограничения являются частью государственных протекционистских мер. Опыт валютного регулирования стран-членов МВФ показывает, что только страны с мощным экономическим потенциалом могут справиться с серьезными трудностями платежного баланса без установления контроля за международным движением платежей и капиталов. Однако в истории имеются примеры, когда и такие страны ограничивали на более или менее продолжительный срок международное движение платежей и капиталов. Например, США, которые со времен Бреттон-Вудской конференции принадлежат к сторонникам свободы международного движения платежей и капиталов, вводили с 1966 по 1974 г. «уравнительный налог» на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США. Объявленной целью этого налога было ограничить покупку иностранных ценных бумаг американцами [12].
Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах [32].
Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного баланса.
В последнее время, несмотря на тенденцию к либерализации валютного и экспортного контроля в отношении традиционных валютных и внешнеторговых операций, правительство Великобритании уделяет серьезное внимание борьбе с легализацией преступных доходов, как внутри страны, так и в международном плане.
Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей. В государствах ЕврАзЭС в настоящее время действуют законодательные акты по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, которые в целом соответствуют положениям основных международных документов – статьям Соглашения Международного валютного фонда от 22 июля 1944 г. В Китае, после принятия курса на рыночную экономику в 1978 г. начался процесс постепенной либерализации валютного законодательства [14].
Таким образом, можно говорить о широком спектре тактических подходов при организации валютного контроля, которым может воспользоваться государство. Например, использование валютных сертификатов в Китае. В 1980–1990-х годах Банк Китая вынужден был задействовать валютные сертификаты, что продолжалось до 1995 года. На протяжении этого периода использование национальной китайской валюты иностранцами считалось незаконным. Более того, сертификаты были разрешены только в определённых магазинах и ресторанах. В итоге ограничивался перечень мест, которые могли посещать иностранцы.
Согласно документам, поддерживавшим данную валютную систему, любые частные сделки или спекуляция сертификатами были строго запрещены. Однако, как и следовало ожидать, возник нелегальный чёрный валютный рынок. Местные жители стремились получить доступ к сертификатам, потому что они позволяли покупать «роскошные» иностранные товары – американские сигареты и спиртные напитки, доступные в магазинах, находившихся на государственном финансировании, а иностранцы в свою очередь хотели посещать местные рестораны и магазины, в которых сертификаты не требовались. Быстрый рост чёрного валютного рынка, а также легкодоступность «роскошных» импортных иностранных брендов, в конце концов, привели к устранению системы валютных сертификатов.
Основными целями валютного контроля являются защита экономики стран от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшение валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной и экономической безопасности.
Одним из инструментов достижения целей валютного контроля до недавнего времени служили ограничения движения капитала. Развитие внутреннего финансового рынка промышленно развитых странах Западной Европы, США и Японии, а также укрепление связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами привели к осуществлению важнейших реформ денежно-кредитной политики и ослаблению валютного контроля (валютные ограничения в экономически развитых странах Западной Европы сохранялись до начала 60-х годов, кроме США, где они были отменены значительно раньше).
Следует сказать, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов. Обычно при этом используются механизмы, ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.
В пределах САР Гонконг валютный контроль не осуществляется. Гонконгский доллар является свободно конвертируемой валютой. Таким образом, в Гонконге осуществляется принцип свободного движения капиталов, поэтому проведение банковских операций, относящихся к международной торговле (аккредитивы, входящие/исходящие банковские переводы и др.) требует в пределах его территории лишь минимального оформления. Тем не менее, САР Гонконг с 1991 г. является членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и обязан осуществлять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные методы валютного контроля:
-
лимитирование сроков по операциям «лидс энд лэго» (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов);
-
запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами;
-
внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др.
На сегодняшний день валютный контроль в зарубежных странах не является достаточно эффективным инструментом валютного регулирования. В промышленно развитых странах сохранены только отдельные элементы валютного контроля, например, практика и технология статистического учета и анализа данных о коммерческих и финансовых сделках и их участниках. Но для развивающихся стран, стран с переходной экономикой валютный контроль сохраняет свою значимость и актуальность, несмотря на предпринимаемые ими усилия по либерализации экономической политики.
Это связано с такой актуальной для многих стран проблемой, как утечка капитала. У участников внешнеэкономической деятельности имеются возможности ухода от валютного контроля за счет занижения либо завышения сумм, подлежащих уплате по контракту, а также путем заключения сделок, не подлежащих валютному контролю. Данными возможностями пользуются единицы, а большинство же валютных операций осуществляются в рамках валютного контроля. Если отменить данный контроль, утечка капитала многократно возрастет, так как участники внешнеэкономической деятельности почувствуют свободу и безнаказанность действий.
Во многих зарубежных странах операции по сделке, имеющей признаки легализации незаконно полученных доходов или другие признаки подозрительности, кредитной организацией могут быть приостановлены, о чем информируются соответствующие компетентные органы, а, в крайнем случае, клиенту отказывается в проведении такой операции. Наиболее показателен в этом отношении опыт Италии, законодательство которой является наиболее эффективным в плане предупреждения «отмывания» криминальных капиталов и рекомендовано ЕС в качестве образца для унификации национальных законодательств в этой области.
Так, например, в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется далее в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий [34].















