ВКР Имайкин (1225235), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Шанхайская организация сотрудничества привлекает к себе постоянный, причем явно растущий интерес в мире. Это объясняется и тем, что в странах-членах ШОС проживает свыше четверти всего населения планеты, и тем, что на их территории сосредоточена значительная, а ряде случаев основная часть разнообразных природных богатств планеты, будь то минеральных, растительных или биологических, и тем, что члены ШОС обладают значительным военным потенциалом, включая ракетно-ядерный. Совокупность этих материальных факторов, а также стремление членов Организации последовательно придерживаться внешнеполитического курса, отвечающего их собственным национальным интересам, превращает ШОС в один из наиболее авторитетных полюсов влияния на современные международные политические и экономические отношения. Более того, по мнению части аналитиков, «создание ШОС относится к числу наиболее важных событий после окончания холодной войны, ставших весьма убедительным опровержением теории и практики однополярного мира» [60, c. 44].
С момента своего образования в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества на деле доказывает эффективность коллективных усилий в деле противодействия современным вызовам и угрозам. За короткий срок она стала заметным фактором мировой политики.
Создание ШОС имело целью не только внести новый весомый вклад в упрочнение межгосударственных отношений между ее участниками, но и обеспечить противодействие общим вызовам и угрозам безопасности ее членов. ШОС как раз и должна была, объединяя все региональные государства в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и этнорелигиозным экстремизмом, повысить степень эффективности противодействия этим деструктивным силам. Наряду с развитием сотрудничества по обеспечению региональной безопасности путем координации действий национальных антитеррористических подразделений ШОС выразила намерение добиваться этих целей также путем становления и последующего укрепления многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества как между самими членами ШОС, так и между ними и странами-наблюдателями в этой организации.
Характерной чертой и особенностью ШОС является декларируемый ею принцип открытости, ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций .
Особое значение в контексте сотрудничества стран-членов ШОС имеет их взаимодействие в обеспечении коллективной безопасности. Страны организации главной задачей считают дальнейшее совершенствование форм и средств борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, которые представляют серьезную угрозу безопасности и стабильности для государств всего региона Центральной Азии [56, c. 69].
2.4 Основные направления совершенствования государственной
политики в сфере обеспечения безопасности
Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп и в других документах. В современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству – его целостности и независимости, угрозы обществу – его демократическим институтам, угрозы личности – ее правам и свободам.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер (Статья 4. ФЗ «О безопасности»). Принятие федерального закона «О безопасности» вносит определенные коррективы в правовую основу и содержание деятельности по обеспечению безопасности, что должно повысить эффективность её обеспечения.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, принята в целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ по обеспечению национальной безопасности, её концептуальные положения основываются на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. С принятием этого документа утратила силу Концепция национальной безопасности РФ 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января
2000 г. № 24).
В Стратегии определены понятийный аппарат, организационные, нормативные правовые и информационные основы её реализации и основные направления обеспечения национальной безопасности, которыми являются стратегические национальные приоритеты, национальные интересы РФ, угрозы национальной безопасности в различных сферах, и т.д.
В документе указывается, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений (п. 1).
Новое определение национальной безопасности как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» не согласуется с нормами ФЗ от 7 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», в котором отсутствуют определения, содержавшиеся ранее в законе «О безопасности» 1992 г., и понятия «безопасность» и «национальная безопасность» просто указываются через запятую (ст. 1 ФЗ «О безопасности»).
Стратегия обязывает Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации ежегодно представлять Президенту Российской Федерации доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, в том числе о ходе реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Основными приоритетами национальной безопасности в документе названы национальная оборона, государственная и общественная безопасность (п. 23). К иным приоритетам устойчивого развития относятся:
- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства (п. 24).
П. 112 Стратегии устанавливает основные характеристики состояния национальной безопасности, а в разделе V определяются организационные, нормативные правовые и информационные основы её реализации.
Важность анализа положений этого документа диктует необходимость сформулировать несколько предложений по его совершенствованию.
1. Следует заметить, что в п.п. 4, 6 Стратегии к силам обеспечения безопасности отнесены федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности на основании законодательства Российской Федерации, но законодательство устанавливает, что в обеспечении многих элементов национальной безопасности (военной, общественной, экологической, лекарственной и др.) участвуют и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления взаимодействуют по обеспечению общественной безопасности с городскими, районными органами внутренних дел, которые осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти участвуют в обеспечении экологической безопасности. В федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения в данной сфере применительно к муниципальным образованиям, этим вопросам уделено внимание и в других законах.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению военной безопасности, которые реализуются ими во взаимодействии с органами военного управления или самостоятельно в случае отсутствия таковых. Они выявляют граждан, проживающих на соответствующей территории и подлежащих постановке на воинский учет, разъясняют им их обязанности по воинскому учету и контролируют их выполнение. Решением главы муниципального образования создается призывная комиссия, выделяются необходимые помещения, оборудование, транспорт и иные материально-технические средства, медицинский персонал и т. п.
Органы местного самоуправления участвуют в военно-патриотическом воспитании граждан, осуществляют мероприятия по подготовке своих территорий и коммуникаций в целях обороны.
Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с посл. изм. и доп.) имеют полномочия по обеспечению лекарственной безопасности. На размещение производства лекарственных средств на данной территории соискатель должен получить согласие органов местного самоуправления. Решение об открытии нового аптечного учреждения принимается также органом местного самоуправления [16].
Следует отметить, что и в тексте Стратегии (пп. 43, 59 и 65) органы местного самоуправления также упоминаются как субъекты обеспечения национальной безопасности. Так, в п. 43 указано, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и т.д.
2. В п. 4 документа записано, что Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Но порядок действий не определен.
3. Из содержания подраздела 1 «Национальная оборона» раздела IV «Обеспечение национальной безопасности» следует, что национальная оборона осуществляется в интересах обеспечения военной безопасности. Но положения второго абзаца п. 28 не в полной мере соответствуют предписаниям Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с посл. изм. и доп.). Из содержания ст. 2 Закона следует, что организация обороны помимо подготовки и использования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов включает проведение ряда других мероприятий. Они проводятся для защиты населения, территории, коммуникаций, промышленного потенциала, объектов инфраструктуры от последствий военных действий, мобилизации необходимых материальных и людских ресурсов для укомплектования новых или восполнения понесенных потерь действующих воинских формирований, перевода экономики на работу в условиях военного времени.
Поэтому для достижения стратегических целей национальной обороны необходимо не только развитие системы обеспечения национальной безопасности, проведение перспективной военно-технической политики и развитие военной инфраструктуры, совершенствование системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы, но и совершенствование организации гражданской обороны, территориальной обороны, мобилизационной подготовки РФ [34,
c. 14].
4. Важное место в Стратегии уделено вопросам обеспечения государственной и общественной безопасности. Между тем отдельные положения Стратегии (раздел IV, подраздел 2), относящиеся к данному вопросу, нуждаются в уточнениях. Так, в п. 40 указаны не все меры по обеспечению этих приоритетов национальной безопасности. Например, меры по обеспечению безопасности в пограничной сфере, в чрезвычайных ситуациях почему то изложены в пп. 41-43. На наш взгляд, это нарушает логику изложения материала.
Следовало бы выделить угрозы, основные направления государственной политики, меры по обеспечению государственной и общественной безопасности отдельно. Тогда из текста документа было бы ясно, к какому элементу национальной безопасности относят разработчики обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях (п. 43).
5. Повышение качества жизни российских граждан является неотъемлемым требованием обеспечения устойчивого развития РФ. На решение этой сложнейшей проблемы ориентируют положения подраздела 3 раздела IV Стратегии. Пункт 49 документа устанавливает, что одним из главных направлений является обеспечение продовольственной безопасности и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами. Продовольственная безопасность обеспечивается (п.50), в том числе и путем предотвращения бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. Это правильно, но ведь также необходимо предупреждать и распространения других пищевых продуктов, которые не соответствуют гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
6. В подразделе 5 раздела IV четко не сформулированы угрозы национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, как это сделано по другим направлениям.















