Текст ВКР (1220514), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Таким образом, на мой взгляд, особенность соотношения договора об организации перевозок и договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте видится в том, что в рамках первого может заключаться не один, а множество договоров о предъявлении груза и подаче транспортных средств, часть условий выполнения которых, «вынесенная за скобки», и составляет содержание организационного договора. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо избежать внутренне противоречивого конструирования норм УЖТ, посвященных договору об организации перевозок, а также явных несоответствий норм УЖТ об ответственности за невыполнение обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств нормам ГК.
В УЖДТ РФ следует закрепить две разновидности договора об организации перевозок: договор об организации нерегулярных перевозок и договор об организации регулярных перевозок.
Можно предложить следующий вариант модернизации действующего УЖТ РФ.
1.1. Договор об организации нерегулярных перевозок
При необходимости организации заключения единственного договора перевозки, грузоотправитель и перевозчик могут заключать предварительные договоры, предусматривающие обязанность заключить договор перевозки, либо договоры не содержащие такой обязанности, но обеспечивающие возможность заключения договора перевозки.
1.1.1. Договор о предъявлении груза к перевозке.
К договорам, обеспечивающим возможность заключения реального договора перевозки, относится договор о предъявлении груза к перевозке.
В силу договора о предъявлении груза к перевозке грузоотправитель обязуется предъявить к перевозке в соответствии с поданной им перевозчику заявкой груз в обусловленном объеме, а перевозчик обязуется подать необходимое количество исправных транспортных средств.
1.2. Договор об организации регулярных перевозок.
Договор об организации регулярных перевозок – двух или многосторонний рамочный договор, в силу которого двое или несколько лиц, заинтересованных в выполнении таких перевозок, согласуют общие условия систематического заключения и исполнения будущих договоров перевозок грузов.
Договор об организации регулярных перевозок может заключаться между двумя и более транспортными организациями, а также между перевозчиком и заказчиком перевозок то есть оператором перевозок, грузоотправителем, грузополучателем, грузовладельцем.
1.2.1. Договор об организации регулярных перевозок между перевозчиком и заказчиком перевозок.
При организации систематического предъявления груза к перевозке договоры об организации регулярных перевозок могут предусматривать порядок предъявления грузоотправителем груза к перевозке и порядок подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку. Договором определяются объемы и сроки, и другие условия предъявления грузов и подачи транспортных средств.
Договор об организации регулярных перевозок грузов может предусматривать организацию исполнения обязанностей: перевозчика по доставке груза в пункт назначения и по его выдаче управомоченному лицу, и грузоотправителя (грузополучателя) по уплате причитающихся перевозчику платежей.
Следует сказать, что УЖДТ РФ расширяет круг участников договора. Согласно абз. 1 ст. 10, грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Посредством данного нововведения делается попытка привязать грузополучателя к перевозке до начала ее осуществления.
В соответствии с действующим законодательством такая попытка не выдерживает критики. Долгосрочный договор направлен на организацию перевозок. Участие в нем грузополучателя естественно дополняет этот договор условиями, которые связаны с принятием грузов. Следовательно, вместо договора об организации перевозок получаем некий сверхдоговор перевозки грузов. Данная форма как неповоротлива, так и нежизнеспособна. В связи с этим, считаю необходимым внести поправку в статью 10 УЖТ РФ, исключив «грузополучателя» как субъекта договора об организации перевозки грузов.
Как следствие реформы железнодорожного транспорта, в ст. 10 УЖТ РФ появилось правило о том, что работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями, грузополучателями по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
Данное правило представляется мне не совсем понятным. Бесспорно, что в рамках договора об организации перевозок любые работы могут выполняться только лишь грузоотправителем или перевозчиком, т.е. сторонами этого договора. Владельцы инфраструктур, а также пассажиры в договоре об организации перевозок не участвуют, таким образом, ни выполнять работы, ни обращаться с просьбами об их выполнении не могут. В связи с этим, предлагается, исключить данное положение из статьи 10 УЖТ РФ.
2.2. Договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку
вагонов как разновидности договоров об организации перевозок грузов
на железнодорожном транспорте
Договор об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и договор на подачу и уборку вагонов, на мой взгляд, можно отнести к разновидности договора об организации перевозок грузов. Это означает, что они относятся к категории рамочных организационных договоров, имеющих целью организовать правоотношения по предъявлению груза к перевозке и обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза на систематической основе. Вместе с тем следует отметить, что среди цивилистов встречаются различные взгляды на правовую природу данных договоров.
Так, по мнению М.К. Александрова-Дольника и Ф.М. Лучанского, договоры на подачу и уборку вагонов аналогичны по содержанию навигационному договору и договору так называемой централизованной автомобильной перевозки49. Подчеркивается: «Длящийся же договор, определяющий порядок выполнения плана автомобильных перевозок, является в любом случае консенсуальным, по содержанию весьма сходным с навигационным договором на водном транспорте и на подачу и уборку вагонов – на железнодорожном» 50. В то же время М.К. Александров-Дольник считает, что «те услуги, которая железная дорога оказывает владельцу пути... являются предметом договора подряда» 51. При этом непонятно, что является результатом работ, который отделим от самой работы и может быть передан заказчику.
По мнению А.И. Хаснутдинова, «представляется ошибочным включение в число организационных транспортных договоров, кроме годовых, специальных, навигационных, договоров на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов» 52. Аргументация сделанного вывода основывается на том, что последние из упомянутых договоров порождают обязательства имущественно-стоимостного характера и поэтому не охватываются понятием организационных. Как будет показано ниже, правоотношения, возникающие из исследуемых договоров, не могут рассматриваться как имущественно-стоимостные.
Г.Б. Астановский называет договоры на эксплуатацию подъездных путей и договоры на подачу и уборку вагонов особым видом хозяйственного договора об условиях рационального использования вагонов при погрузочно-разгрузочных операциях на подъездных путях предприятий, связанных с отправлением и прибытием грузов по железной дороге53. Такая трактовка не позволяет четко отграничить рассматриваемые виды договорных обязательств от договора об организации перевозок, который, согласно ст. 798 ГК РФ, определяет объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок54.
В.В. Витрянский полагает, что «договоры, определяющие объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок, к которым, безусловно, относятся договоры об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и о подаче и уборке вагонов, полностью охватываются содержанием договора об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ)» 55. С таким утверждением можно согласиться лишь отчасти. На мой взгляд, в настоящее время нет оснований полагать, что договор об организации перевозок грузов охватывает отношения, связанные с подачей и уборкой вагонов, складывающиеся на стадии окончания перевозочного процесса. Отношения по подаче транспортных средств под погрузку и по предъявлению груза к перевозке ни при каких обстоятельствах не могут включать подачу и уборку вагонов на стадии выдачи груза. Как уже был сказано в главе 1, что законодательство должно быть скорректировано таким образом, чтобы договор об организации перевозок грузов охватывал все стадии перевозки и полностью отвечал своему наименованию.
Являются правомерными утверждения тех авторов, которые классифици-руют договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути и договор на подачу и уборку вагонов на подъездных путях необщего пользования как ор-ганизационные договоры, устанавливающие лишь общий порядок исполнения обязательств, возникающих из факта акцепта заявки и договора перевозки гру-за. Например, В.П. Дуюн справедливо отмечает: «Если же исходить из того, что гражданское право регулирует только имущественные отношения, то невоз-можно объяснить характер отношений, возникающих, например, при согласо-вании фронта погрузочно-разгрузочных работ, времени осуществления перево-зок и т.д. Эти отношения не являются административно-правовыми... Они яв-ляются гражданскими организационными отношениями» 56.
Считаю, что одной из причин неверной квалификации договора об экс-плуатации подъездного железнодорожного пути является его название, не в полной мере отражающее его сущность. В самом деле, ни у кого не вызывает сомнения единство трех стадий транспортного процесса: начальной стадии, пе-ревозки и конечной стадии. При отсутствии начальной стадии транспортировка не состоится, а при отсутствии конечной стадии не может быть завершена. От-ношения, складывающиеся на этих стадиях, направлены отнюдь не на то, чтобы как можно эффективнее использовать возможности железнодорожного подъ-ездного пути, т.е. эффективно его эксплуатировать. Подобные действия следует квалифицировать лишь в качестве средства достижения иной цели. Интерес грузоотправителя и грузополучателя состоит в своевременной подаче исправ-ных транспортных средств под погрузку на начальной стадии и в доставке гру-за к складам грузополучателя на конечной стадии. Отрицание правильности этого утверждения должно привести к выводу о том, что на стадии исполнения договора перевозки грузов отношения сторон направлены на эксплуатацию ма-гистрального железнодорожного пути, локомотива перевозчика, светофоров, систем централизации и блокировки и т.п. Однако, как известно, такие отноше-ния направлены на перемещение груза в пространстве. Вместе с тем следует отметить, что действия по предъявлению груза к перевозке и обеспечивающие их действия по подаче транспортных средств не составляют содержания дого-вора перевозки грузов, а лежат за его пределами. С таким утверждением не со-гласен В.А. Баукин, по мнению которого подача и принятие заявки иницииру-ют не предварительные отношения, а отношения перевозки грузов. По мнению автора, принятие заявки железнодорожным перевозчиком является не чем иным, как акцептом договора перевозки. Принятая заявка порождает обязанно-сти «предъявить и предоставить», а также перевезти, выдать, оплатить и т.д.57 С такой точкой зрения нельзя согласиться уже по той причине, что договор пере-возки в силу своей реальности считается заключенным с момента вручения гру-за перевозчику.
Как уже неоднократно было отмечено, организационные договоры могут быть направлены на организацию иных гражданских правоотношений. При этом рамочные договоры предполагают заключение в течение длительного периода множества локальных (основных) договоров, как правило имущественного характера, которые подчинены общим условиям рамочных договоров. Локальными договорами по отношению к договорам на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути следует считать договор о предъявлении груза к перевозке, возникающий из факта акцепта перевозчиком разовой заявки грузоотправителя, и договор перевозки грузов. Иными словами, в рамках организационных договоров организуются формирование и исполнение обязательств грузоотправителя и перевозчика на начальной и конечной стадиях перевозочного процесса.
Сторонники признания договоров на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути имущественными исходят из того, что сбор за подачу и уборку вагонов представляет собой плату, взимаемую за услугу по перемещению вагонов локомотивом железной дороги в пределах подъездного пути необщего пользования.
Кроме того, при признании исследуемых договоров имущественными исходят из того, что с грузоотправителя взимается плата за пользование вагонами и контейнерами независимо от сборов за подачу и уборку вагонов и маневровую работу, поскольку она не связана с работой локомотива. Такая плата взимается как в местах общего пользования, так и на подъездных путях в процессе исполнения обязанности грузоотправителя предъявить груз к перевозке, если обязанность погрузки лежит на нем. Оплачиваемое время пользования вагонами при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов в местах общего пользования грузоотправителями, грузополучателями исчисляется с момента подачи вагонов к предусмотренным местам погрузки (выгрузки) до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.














