Ганина С.К. ДИССЕРТАЦИЯ.Формие и развитие туристско-рекреационных кластеров (1217592), страница 4
Текст из файла (страница 4)
По такому же принципу организованы туристские кластеры Карибского побережья (Флорида, Майями, Куба, Багамские острова, Доминиканская республика, побережье Мексики, Антигуа, Гаити, Коста-Рика, Ямайка и т. д.), Гоа (Индия), Дубая (ОАЭ), тихоокеанского побережья Австралии, Таиланда, побережья Желтого моря Китая, Гавайских островов США [54].
Кроме морского побережья, туристским ресурсом кластера могут быть горные системы и озера. На основе Альп в Западной Европе сформировались горнолыжные туристские кластеры пяти стран. Это горнолыжные кластеры [53]:
-
Германии (Берхтесгаденский край и земли Гармиш-Партенкирхен);
-
Австрии (Ст. Антон, Лех, Ишгль, Зельден, Хохгургль Майерхофен, Зеефельд, Кицбюз);
-
Франции (Шамони, Куршевель, Валь д'Изер и Тинь в Валь-Торзнсе, Ле-Дез-Альп, Ля-Плянь, Межев, Мерибель);
-
Италии (территории Итальянских Альп);
-
Швейцарии (Верьбе, Дьяблере, Виллар, Гриндельвальд, Гштаад, Давос, Кран-Монтана, Саас-Фе, Санкт-Мориц, Церматт, Шампери, Энгельберг).
Горнолыжные туристские кластеры сформировались также в Испании (Сьерра-Невада), Андорре (Энкамп, Сольдеу, Ла-Масана, Пас-де-ла-Каса, Аринсал), Хорватии, Чехии, Финляндии, Швеции и Норвегии. Туристский кластер Венгрии территориально сосредоточен вокруг озера Балатон.
Увеличение масштаба туристского рынка в странах Европы влечет за собой укрупнение бизнеса. Происходит усложнение маршрутов, появляются новые программы, межрегиональные туристские маршруты. Кластерная организация туризма ведет к трансформации европейской модели управления бизнесом. Наиболее заметные перемены происходят в организации отдыха и рекреации, маркетинге, транспортном обслуживании туристов, размещении. Внедряются новые технологии продвижения туристских продуктов.
Современная турпутевка в Европе – это не услуга по перемещению, проживанию и лечению, а комплексный продукт, подразумевающий продажу нового опыта, переживаний, определенного стиля потребления. Современная туристская «фабрика полного цикла» на время «продает» образ жизни со всеми атрибутами лучшего качества жизни: возможность приобретения новых знаний и опыта, организация отдыха и проведения свободного времени, способствующие укреплению здоровья и рекреации. При этом укрепление здоровья – главная целевая установка качественного отдыха. Оздоровление из тяжелого и скучного занятия с помощью новейших технологий и традиционной медицины превращается в увлекательный процесс, доставляющий удовольствие (например, замещение традиционных лечебных схем на технологии SPA-оздоровления и пр.) [48].
В сфере транспортного обслуживания происходит увеличение доступности туристских дестинации за счет развития: системы высокоскоростных железнодорожных магистралей и сегмента low-coast на рынке авиаперевозок. Обращает на себя внимание широкое внедрение и активное использование в зарубежных странах систем онлайн-бронирования и оплаты авиа- и железнодорожных билетов.
В сфере размещения также внедрены новые технологии. За рубежом с помощью систем онлайн-бронирования происходит резервирование и оплата 60 % гостиничных номеров. Для сравнения, в России возможность покупки номера через сеть Интернет имеется только в крупных городах у ограниченного количества гостиниц. В структуре оплаты российскими туристами гостиничных номеров по России и в мире доля онлайн-бронирования составляет всего 5 % [48].
Наряду с изменением управления туризмом происходят и качественные изменения в самой туротрасли. Знаковое явление – форматирование туристских услуг, появление сетевого продукта. В мире процесс образования сетей идет широко и наряду с гостиницами охватывает музеи, замки (как памятники истории и как средство размещения) и даже города, в которые заходят круизные суда. Этот список можно продолжать, потому что процесс интеграции охватывает многие аспекты и уровни деятельности. Форматирование несет с собой внедрение новых стандартов, существующих в мировой практике. Ключевым становится создание узнаваемого турпродукта, гарантирующего качество услуг определенного формата. 9
Туристские сети завоевывают собственную потребительскую аудиторию, которая в ситуации выбора между покупкой сетевого и несетевого турпродукта отдает предпочтение уже знакомому (по другим продуктам этой сети) сервису и цене.
Туроператорские сети, агентские франчайзинговые сети вводят единые стандарты во многих областях – от документооборота до имиджа компании и качества обслуживания в различных представительствах сети:
-
мировые отельные сети гарантируют своим клиентам определенный уровень качества и набор дополнительных услуг, тем самым задавая тон в гостиничном бизнесе;
-
создаются межрегиональные маршруты, объединяющие туристские объекты по сетевому принципу, то есть в одном формате. Например: предместья Парижа, портовые города Балтийского моря, объединенные в рамках круизного тура, и т. д.;
-
объединяются в сети и культурные объекты, и памятники истории. Например, Ассоциация замков Балтийского региона объединяет 50 замков в 9 странах (Россия представлена только Выборгским замком). В замках – членах ассоциации наряду с презентацией исторических материалов ведется исследовательская работа, а также организуются культурные мероприятия, собирающие дополнительные турпотоки [48].
1.3. Исследование российского опыта формирования кластеров в туристском секторе
В России кластерный подход к организации и развитию туристского сектора экономики только начинает формироваться. К регионам, обладающим значительным потенциалом для кластеризации туристской сферы, можно отнести культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России); побережья Черного моря (курорты Краснодарского края) и озера Байкал; территорию Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай).
Туристско-рекреационные кластеры формируются в целях создания привлекательного инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России, эффективного использования туристско-рекреационных ресурсов, повышения конкурентоспособности отечественных туристских продуктов и предоставляющих их туристских компаний [49].
Выбор Правительством Российской Федерации кластерного подхода как приоритетного для реализации федеральной программы обусловлен спецификой и особенностями туристской отрасли. Кластерные методы позволяют максимально учесть местные особенности, сформировать специфические организационно-экономические модели регионального управления.
Одним из инструментов по формированию и развитию туристско-рекреационных кластеров в России можно считать механизмы по развитию отрасли, указанные в федеральных целевых программах (далее - ФЦП). В 2011 году в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», вошли 23 региона РФ, общий объём финансирования на все годы реализации проектов запланирован в размере 332 млрд руб., из них из федерального бюджета – 96 млрд руб. [3].
В Программу были включены проекты по созданию (развитию) туристско-рекреационных кластеров «Золотое кольцо» (Ярославская обл.), «Плёс» (Ивановская обл.), «Рязанский» (Рязанская обл.), «Псковский» (Псковская обл.), «Белокуриха» (Алтайский край), «Подлеморье» (Республика Бурятия), «Елец» (Липецкая обл.); автотуристских кластеров «Всплеск» (Ростовская обл.), «Золотые ворота» (Алтайский край), «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина» (Республика Бурятия), «Задонщина» (Липецкая обл.).
В последующие годы число инвестиционных проектов, представленных на конкурс, существенно возросло. Таким образом, можно констатировать, что при поддержке государства начался процесс целенаправленного развития кластеров в туристском секторе экономики большого числа российских регионов.
На данный момент, зрелых туристско-рекреационных кластеров в России пока не сложилось, так как жизненный цикл кластеров достаточно длителен. Стихийные кластеры находятся в процессе формирования и начального этапа развития; целенаправленно создаваемые кластеры отстают от них в своём жизненном цикле.
Первым официальным кластером в туризме в России является кластер «Красная изба», который был учреждён в 2001 году Администрацией Великого Новгорода и ведущими городскими туристскими организациями. Концепция кластера была разработана совместно с г. Страсбург (Франция) в рамках программы TACIS «Породненные города». «Красная изба» является информационно-координационным центром городской туристской сферы. Она обслуживает потребности туроператоров, организованных и индивидуальных туристов в информации о достопримечательностях и музеях города, экскурсионных услугах и маршрутах, об услугах размещения, питания и другой необходимой информации о комплексном туристском продукте Великого Новгорода [34].
Одним из наиболее активно развивающихся кластеров является туристский кластер Республики Карелия. Регион обладает существенным туристским потенциалом, основу которого составляют уникальная природа, богатство культурных традиций коренных народов. Географическая близость к туристским рынкам Западной Европы обусловливает конкурентоспособность региона на рынке въездного и международного туризма.
При этом исследователями отмечается, что динамичному развитию кластера препятствуют недостаточно развитые элементы региональной инфраструктуры, в первую очередь физической, отсутствие узнаваемого имиджа и бренда региона и региональных туристских объектов, а также низкий уровень сервиса.
В Республике Бурятия формируется целый ряд туристских кластеров как курортно-рекреационных, так и ориентированных на экстремальный туризм. Регион нацелен на создание крупного рекреационного комплекса, способного конкурировать за туристские потоки с ведущими туристскими центрами Северо-Восточной Азии. Акцент делается на горнолыжном, спортивном, экологическом, оздоровительном, экскурсионном, водном туризме. Реализация данного проекта осуществляется в рамках решения Правительства РФ о формировании на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В регионе осуществляется строительство гостиничного комплекса до 22 тыс. мест, сети горнолыжных комплексов, аквапарка, яхт-клуба, других объектов туристско-рекреационной инфраструктуры [8].
Кластеризация туристской сферы Москвы нацелена на создание единого комплекса, состоящего из двадцати зон, и связанных с ним туристских продуктов для туристов разного типа, таких, как осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, магазинов, художественных салонов, галерей, фестивалей, отдых (в том числе активный), размещение, питание, услуги гидов, экскурсионное сопровождение. В пределах пятнадцатиминутной пешеходно-транспортной доступности от туристских объектов формируется система обслуживания туристов.
Краснодарский край и регионы Северного Кавказа традиционно занимают лидирующие позиции в развитии туристского сектора экономики. Южный федеральный округ ежегодно посещает около 7 млн. туристов. Существенным потенциалом для развития туристско-рекреационных кластеров обладают такие горнолыжные и альпинистские центры Кавказа, как Домбай, Приэльбрусье, Лаго-Наки, Архыз. Заметим, что сходные с вышеперечисленными перспективные центры туризма расположены на территории ДВФО в Белорецке, Кировске, Чусовом, на Камчатке и в Восточной Сибири. Созданные в советский период территориально-рекреационные комплексы Большого Сочи, Анапы, Кавказских Минеральных Вод и в настоящее время поддерживают привлекательность данного региона для туристов. Разрабатываемые проекты туристско-рекреационных кластеров в данном регионе нацелены на использование уникальной бальнеологической базы, имеющейся сети санаторно-курортных комплексов, протяженных морских побережий, уникальных горных ландшафтов, разнообразных этнокультурных и исторических ресурсов. Потенциал кластеризации имеется как у отдельных регионов (Республики Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края и т.д.), так и на межрегиональном уровне, в пределах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов [53].
Рассмотрение российских туристских кластеров показывает, что в них присутствует несогласованность действий участников кластера.
Разобщенность участников туристских кластеров России является причиной их неспособности преодолеть «вызов» – ярко выраженную сезонность спроса на туристские услуги.
Продолжительность высокого спроса составляет 3-4 месяца. «Заполняемость отелей высокой категории в летний период в Москве и Санкт-Петербурге составляет 80- 90%, а отелей среднего и низкого класса – 60-70%. В зимний период этот показатель опускается до 40-60% и 35-45% соответственно». В региональных кластерах заполняемость отелей в зимние месяцы еще ниже [17].
Развитие хорошо функционирующих кластеров составляет один из самых существенных шагов на пути к развитой экономики. Вообще наличие успешных и сильных кластеров – это атрибут развитой экономики. В развивающейся экономике образование кластеров сдерживается низким уровнем образования, слабой научно-исследовательской деятельностью, а также отсутствием требовательного местного спроса.
Кластеры оказываются достаточно поверхностными и в основном полагаются на поступающие от иностранных производителей компоненты, сервис и технологии, в то время как в развитой экономике кластеры являются теми региональными площадками, в которых создаются и реализуются конкурентные преимущества территории и страны в целом, в кластерах эффективнее происходят распространение и обмен технологиями, информацией.
Для динамичного развития туризма не всегда бывает достаточным наличие уникальных туристских ресурсов, удобного географического положения и развитой инфраструктуры. Важны также экономическая и политическая среда, отношение государства и местного населения к зарубежным туристам, иностранным инвестициям и иному укладу жизни вообще.















