Ганина С.К. ДИССЕРТАЦИЯ.Формие и развитие туристско-рекреационных кластеров (1217592), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В самом широком смысле под кластерами в экономике понимаются группы взаимосвязанных предприятий. Однако чаще всего при определении данного понятия делаются ссылки на несколько схожих, но все-таки отличающихся, как бы взаимодополняющих дефиниций, данных в различных работах Майкла Портера. В известной своей работе по конкурентным преимуществам наций (стран), первое издание которой вышло ещё в 1990 г., М. Портер определил кластеры как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу». В более поздних роботах М. Портер приводит несколько иных определений, как развернутых, так и кратких [57].
Однако до этого термин «кластер» использовался советскими и российскими экономистами – А. Горкиным, Л. Смирнягиным, шведскими бизнес-экономистами – К. Фредрикссоном, Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве, а также для описания процессов концентрации производства. При этом использование термина не предполагало применения наработанных в других науках математических методов кластеризации. Кластеризация осуществлялась методами экономического анализа ситуации, не используя общие математические процедуры. Часто от кластерного анализа брался только содержательный смысл [13].
Как показывает анализ многих работ по кластерной тематике, представителями разных экономических и экономико-географических направлений сформулированы самые разнообразные дефиниции, движения к выработке некоего единого определения понятия «кластер» не наблюдается, да и вряд ли такое возможно. Однако сам этот факт, как отмечает И.В. Пилипенко, не очень-то смущает разработчиков кластерной концепции. Наоборот они поощряют все более многозначное применение термина «кластер», поэтому часто за кластер принимается то, что на самом деле таковым в первоначальном его значении не является. По мнению этого автора, совершенно разные по своему генезису объекты или формы пространственной организации производства, имевшие собственные обозначения (например, итальянские промышленные округа или технополисы), стали в дань моде именоваться кластерами.
Как отмечают Л. К. Гуриева и З. И. Созиева (2009 г.), «… сегодня нет четкого понятия «туристско-рекреационный кластер» ни в экономической теории, ни в правительственных документах, и не существует единой методологии для идентификации и картографирования кластеров» [20].
Многоаспектность существующих определений туристского кластера (далее ТК), присутствующую в отечественной и зарубежной научной литературе, можно представить следующими подходами к содержанию данного понятия. Схематично, данные подходы представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Подходы к определению понятия «туристский кластер»
| Т У Р И С Т С К И Й К Л А С Т Е Р | Первый подход | Авторы: - Бени, - Кропинова, - Митрофанова, - Саак, - Жертовская. | ТК рассматривается как эффективная территориальная форма повышения конкурентных преимуществ предприятий туристской сферы. |
| Второй подход | Авторы: - Родригес, - Кизим, - Морозова. | ТК трактуется как современный институт, сочетающий систему формализованных и неформализованных отношений его участников между собой и внешним окружением. | |
| Третий подход | Авторы: - Капон, - Пидгурская, - Ферейра, - Гуриева, - Созиева, - Кружалин, - Шабалина, - Александрова. | ТК как популяцию определенного вида экономических объектов, имеющую определенный ареал распространения на территории. | |
| Четвертый подход | Авторы: - Новелл, - Дворцов, - Петрова, - Клевченков. | ТК рассматривается как механизм регионального управления, нацеленный на усиление интересов региона, его самостоятельности, конкурентоспособности и устойчивого развития. | |
| Пятый подход | Авторы: - Новелл, - Дворцов, - Петрова, - Клевченков. | К определяется как региональная туристско-рекреационная система. |
Источник: исследование автора
Диапазон различных трактовок понятия «туристский кластер» в научных исследованиях последних лет остается весьма значительным.
Представляется, что в наибольшей степени сущность ТК отражает пятый подход (хотя и присутствующие в его рамках определения требуют некоторого уточнения), поскольку в его рамках есть указание на туристско-рекреационную систему, что предполагает, в числе прочего, взаимодействие между участниками ТК.
С этой позиции можно оценить положения, относящиеся к ТК, изложенные в действующих нормативных актах РФ, в которых определение ТК как таковое отсутствует. В Федеральном закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (пос. ред. от 03.07.2016), кластер определен как «совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [2].
В свою очередь особая экономическая зона – это «территория, которую государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли» [2].
Можно наблюдать, что представленная дефиниция не вносит ясности в трактовку сущности понятия «туристский кластер».
Изучив представленные трактовки, в рамках диссертационной работы, принято взять следующее трактование понятия ТК (предложенное Морозовым). Туристический кластер – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных ресурсов, факторов, предприятий, которые необходимы или желательны для развития определенной разновидности туризма, способствующие удовлетворению потребностей туристов в зависимости от мотива путешествия [2].
Так же в рамках данной диссертационной работы необходимо рассмотреть понятие туристско-рекреационный и автотуристский кластер.
Наиболее оптимальным определением, рекомендуем считать трактовки, данные в следующем нормативно-правовом документе: ФЦП «Развитие внутреннего и въездноготуризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
В данном документе (отчете), под туристско-рекреационным кластером (далее ТРК) понимается – комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности – коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой [3].
Под автотуристским кластером – объединение предприятий и организаций, предоставляющих туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. [3].
Как представляется, для уточнения содержания понятия «туристский кластер» целесообразно определить перечень необходимых и достаточных характеристик (признаков) кластера применительно к туристской сфере деятельности, позволяющий сформулировать определение ТК, которое бы выделяло его из совокупности сопредельных понятий.
Перечень достаточных признаков позволит определить ТК как специфический вид кластера в группе прочих, например, промышленного, сельскохозяйственного, научного и др. Ряд отечественных (Александрова, Винокурова, Кропинова, Митрофанова, Лысикова, Лукьяненко), и зарубежных специалистов (Джонс, Йордаш, Шольц) отмечают, что ТК присущи не только общие признаки кластеров, но также и специфические признаки, обусловленные особенностями функционирования туристской сферы.
Исходные положения кластерного подхода, которые можно назвать «классическими», представлены в работе М. Портера (2000 г.), они включают в себя три свойства кластера:
-
географическая локализация (масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до целой страны и даже ряда стран);
-
взаимосвязь между предприятиями (кластер является особой формой сети взаимосвязанных предприятий);
-
технологическая взаимосвязанность видов деятельности (в кластере присутствуют предприятия разных видов деятельности, технологически связанные между собой) [20].
В дальнейшем данные положения получили развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В частности, группа скандинавских ученых в 2002 г. пересмотрела и расширила перечень признаков кластера до пяти характеристик:
-
географические размеры;
-
глубина кластеризации;
-
ширина кластеризации;
-
присутствие НИИ и университетов в кластере;
-
структура владения фирм в кластере (присутствие в кластере ТНК) [20].
Вместе с тем сами разработчики отмечают, что ряд признаков, например, «присутствие НИИ и университетов в кластере» и «структура владения фирм в кластере» не являются принципиальными, т. е. в некоторых кластерах они могут отсутствовать.
Исследователь М. Ю. Шерешева, обобщив имеющиеся разработки в этой области (2010 г.), выделила четыре характерные черты кластера как формы межорганизационного сетевого взаимодействия [21]:
1) наличие группы географически сконцентрированных предприятий, объединенных прямыми и обратными связями;
2) общая культурная и социальная среда: суть признака заключается в установлении особых взаимоотношений между участниками кластера, которые формируют общую культурную и социальную среду, кооперируясь в одном или разных, но связанных между собою процессах. В рамках межфирменной кооперации присутствуют две основные формы взаимоотношений: партнерство и сотрудничество.
Партнерство – вертикальные взаимоотношения с субъектами рынка на различных уровнях цепочки создания и распределения ценности туристского продукта. Сотрудничество – горизонтальные взаимоотношения организаций, находящихся на одном уровне цепочки создания и распределения ценности туристского продукта, включая конкурентов и тех, кто стремится к сотрудничеству для достижения обоюдной выгоды;
3) отраслевая специализация (чаще всего сочетание компаний, работающих в смежных секторах);
4) сеть государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера [21].
Изучение имеющихся исследований позволило выделить два дополнительных признака, относящихся к перечню достаточных характеристик (признаков) для определения сущности ТК:
1) наличие туристских ресурсов на географической территории локализации межорганизационной сети;
2) присутствие в кластере потребителей туристских продуктов.
Таким образом, перечень необходимых и достаточных признаков ТК как формы межотраслевого взаимодействия включает в себя следующие положения:
-
наличие группы географически сконцентрированных предприятий, объединенных прямыми и обратными связями;
-
общая культурная и социальная среда;
-
отраслевая специализация (чаще всего сочетание компаний, работающих в смежных секторах);
-
сеть государственных и частных институтов, поддерживающих экономических агентов, действующих внутри кластера;
-
наличие туристских ресурсов;
-
присутствие в кластере потребителей туристских продуктов, которые в совокупности являются основой для уточнения понимания сущности ТК как формы межотраслевого взаимодействия.
1.2. Анализ зарубежного опыта развития туристско-рекреационных кластеров
В эру глобализации конкурентный успех является результатом сочетания уникальной социально-экономической среды в регионе с конкурентным преимуществом отраслей. Региональные различия очень важны и часто имеют существенное значение для конкурентных преимуществ. Это и предопределяет необходимость решения проблемы устойчивого регионального развития с позиции кластерного подхода со свойственным ему понятийным аппаратом, инструментарием и логикой, позволяющими в совокупности увязать конкурентный потенциал региона с формированием стратегии его устойчивого развития [48].
Активизация структурных преобразований в настоящее время сопровождается все более выраженной территориальной концентрацией экономической деятельности. В настоящее время это проявляется в образовании кластеров – новых форм предпринимательских структур, ориентированных на развитие региона.
Феномен кластеров или сетевых форм ведения бизнеса исследуется в экономической литературе уже давно (например, в работах А. Маршалла), однако только в последние десятилетия в связи с выходом работ М. Портера кластеризация оценивается как доминантная концепция регионального развития. По мнению М. Портера, концепция кластера представляет собой новый способ видения национальной экономики, региональной и городской экономики, а также указывает на новые роли компаний, правительств и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности. Согласно его теории, кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определенной сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [38].
М. Портер показал, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся факторные условия, условия внутреннего спроса, смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей), стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: случайные события (их руководство фирм не может контролировать) и государственная политика [44].
Кластер на сегодняшний день – это эффективный инструмент управления экономикой в условиях глобальной конкуренции. Он не только способствует повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий, но и одновременно является основой инновационного развития экономики.
В силу бурного развития мировой индустрии туризма, туристско-рекреационные кластеры как интегрированные группы предприятий, организаций и учреждений в сфере туристского бизнеса представляют собой с конца ХХ в. глобальное явление. Они присущи в первую очередь развитым странам, но также наличествуют в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, обеспечивая значимую часть доходов в государственную казну [47].















