Эмоциональное выгорание как фактор профессиональной деформации сотрудников УИС (1217483), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания.
2. Теоретически обосновать взаимосвязь эмоционального выгорания и профессиональной деформации.
3. Провести психологический анализ деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
4. Сформировать пакет диагностических методик для проведения эмпирического исследования.
5. Повести эмпирическое исследование эмоционального выгорания как фактора профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы.
6. Разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; наблюдение; пакет диагностических методик, включающий: опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации», опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI). Статистические методы: коэффициент корреляции Пирсона, критерий Манна-Уитни.
Статистические расчёты выполнялись с использованием профессионального пакета анализа данных SPSS 19.0.
Эмпирическая база исследования: ФСИН России по Хабаровскому краю Федеральное казённое учреждение исполнительная колония №3 (ФКУ ИК-3), ФСИН России по Амурской области Федеральное казённое учреждение исполнительная колония №2 (ФКУ ИК-2).
Теоретико-методологическая основой исследования: являются труды H.J. Freundenberger о синдроме эмоционального «выгорания» и сопутствующих ему психологических процессах; работы К. Маслач и С.Е. Джексон, В.В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий у К. Маслач, С.Е. Джексон эмоциональное истощение, деперсонализацию, редуцирование личных достижений; у В.В. Бойко напряжение, резистенцию, истощение.
Практический вклад исследования. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности психологов УИС для разработки групповых и индивидуальных программ психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников УИС; для разработки персональных рекомендаций сотрудникам с целью самостоятельной работы по профилактике эмоционального выгорания.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; согласованностью использованных методов; использованием комплекса надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследования; применением количественных и качественных методов анализа результатов; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью эмпирических показателей.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Работа включает 10 таблиц, 9 рисунков, 4 приложения. Библиографический список содержит 43 источника.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания
Выгорание - «burnout» является серьезной проблемой в сфере профессиональной деятельности. Впервые о ней заговорил американский психиатр H.J. Freudenberger в 1974 году как о характеристике здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально – загруженной атмосфере организации. Было выявлено, что специалисты, чья профессиональная деятельность проходит в напряженной коммуникации, через некоторое время начинают терять интерес к работе, номинально выполняют свои обязанности, часто вступают в конфликт по несущественным проблемам [41]. Психологический сбой в труде, по мнению американского психолога, чаще всего происходит из-за появления у специалистов «помогающего характера труда» (К.Роджерс,1994), ощущения перегруженности проблемами других людей.
В 80-х годах прошлого века Maslach и Jackson, исследуя «burnout», сформулировали характерные признаки последствий дисбаланса между профессией и работником. К ним ученые отнесли:
-
физическое и эмоциональное истощение;
-
негативное отношение к работе;
-
развитие отрицательной самооценки;
-
утрату понимания и сочувствия со стороны субъектов делового общения.
Долгое время отсутствовал психологический инструментарий, что затрудняло исследования «выгорания». В начале 80-х годов 20 века Маслач и Джексон создали опросник «Maslach Burnout Inventory» (MBI), который позволяет выявлять выраженность «выгорания» у специалистов разных типов профессий. За сорок лет научных изысканий были достигнуты колоссальные результаты в определении «burnout», его структуре, симптомах, моделях, и т.д.[43].
Исследование «выгорания» показывает, что существуют различные подходы в его определении. Одни ученые считают, что это разновидность профессионального стресса (Е. Махер, К. Кондо и др.). Другие рассматривают «выгорание» как уже следствие профессиональных стрессов (Maslach, Jackson, Дж. Гринберг, Т.В. Форманюк, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, М.В. Борисова, и др.).
Как следствие, появились разные научные интерпретации «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии:
Буриш М. считает, что «Выгорание – психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [42].
Бойко В.В. считает, что эмоциональное выгорание это «…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия». А также он говорит: «…эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности» [6].
Кондо К. определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении [4]. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, нарушение сна, пониженное давление и т.п.
Maslach C. определяет «профессиональное выгорание» как психологический синдром истощения, цинизма, профессиональной неэффективности, вызванный длительной ответной реакцией на хронические эмоциональные и межличностные стрессовые факторы в профессиональной среде [43].
Гринберг Дж.: Профессиональное выгорание — это «неблагоприятная реакция на стресс на работе, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Более того, выгорание является основным фактором низкой профессиональной морали, частых прогулов и низкой производительности, физической болезни и дистресса, злоупотребления алкоголем и наркотиками, конфликтов в семье и различных психологических проблем» [13].
Pines A., Aronson E. «burnout» есть состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Анализируя представленные толкования можно сделать вывод, что все они имеют определенные различия, но вместе с тем определения «выгорания» показали, что единым остается наличие психофизического истощения. При этом различают результативный (E. Maher и J. Leiter, 1996) и процессуальный (N. Burish, 1993) подходы.
Согласно результативному подходу «выгорание» - это симптокомплекс. Сложение отдельных симптомов выгорания в симптокомплексы носит индивидуально выраженный характер, ввиду этого зависит от личностных особенностей субъекта труда, ее предрасположенности к «выгоранию» (C. Maslach, Kahill, В.Е. Орел и др.).
Если рассматривать «выгорание» с позиции процессуального подхода, то его представляют, как процесс, который может быть внутренне и внешне наблюдаемым (С.Б. Величковская, А.И.Куликов, М.М. Скугоревская и др.). Внутренне наблюдаемый процесс характеризуется изменениями жизненных ценностей, ориентаций и потерей смысла жизни человеком.
Внешне наблюдаемое состояние обладает видимыми признаками изменений во взаимодействии человека с самим собой и окружающим его миром.
Орел В.Е. [Орел 2005] базируясь на традиционном подходе в отечественной психологии к единству результативного и процессуального сторон любого психического явления предлагает рассматривать «выгорание» и как процесс, и как состояние одновременно.
Исследование структуры «выгорания» показало, что в современной психологии выделяют разные подходы в ее рассмотрении:
Однофакторная модель (A. Pines, E. Aronson, 1988), представляющая собой истощение, где негативные переживания и поведение считаются следствием личностных изменений.
Двухфакторная модель (D. Dierendonck, W. Schaufeli, Sixma 1994) или двухмерный конструкт, характеризующий эмоциональное истощение как аффективный компонент и деперсонализацию, как «установочный», отражающий ухудшение отношений с окружающими людьми в деловом общении.
Трехфакторная модель (К. Маслач и Дж. Джексон, 1982; 1986) представляет собой трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, 1985;) отличается разделением одного из трех факторов «выгорания» (истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений) на два отдельных элемента, связанных или с субъектами делового общения или с работой.
Японские исследователи считают, что для определения эмоционального выгорания к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение).
Изучение содержания «выгорания» дало понять, что его часто рассматривают как депрессию, разочарование; как дезадаптацию к профессиональным обязанностям; как профессиональную деструкцию, деформацию; как профессиональный стресс и т.д. Но накопленные знания позволяют говорить о том, что «выгорание» является самостоятельным психическим процессом [6].
1.2 Взаимосвязь эмоционального выгорания и профессиональной деформации
Характеризуясь общими признаками с профессиональными деформациями, «выгорание» не является тождественным понятием. У них разная природа появления и развития. Так, профессиональная деформация - это переход определенных особенностей и форм профессионального поведения в сферу частного поведения и личной жизни (Н.В. Гришина, 1998). «Выгорание» представляет собой переживание несправедливости, разочарования из-за несоответствия вложенных усилий и полученного результата труда (К. Маслач, Н.Е. Водопьянова, В.Е.Орел и др.).
Следовательно, определяя сущность «выгорания», можно сказать, что это разлад положительного взаимодействия личности и профессии. Многоуровневое образование включает в себя эмоциональный, когнитивный, соматический, поведенческий, мотивационный компоненты.
«Выгорание» признается синдром, объединенный в симптокомплексы в обстоятельствах индивидуального реагирования на профессиональные стрессы. В практической психологии «выгорание» принимают во внимание в аспекте личной деформации работника под влиянием профессиональных стрессов [Maslach, Schaufeli 1993].
Деформация (deformatio) в переводе с латинского языка означает «уклонение того или иного органа или предмета от нормальной формы». Часто деформация расценивается как изменение какого-либо предмета или его свойства (например, формы, размеров, массы) под воздействием внешних сил. Профессиональные деформации личности могут проявляться в виде профессиональных специфических позиций (стремление манипулировать людьми, властолюбие), негативных чертах личности, проявляющихся на фоне высокого профессионализма (себялюбие, тщеславие, подозрительность), а также в развитии специфических состояний, вызванных воздействием профессиональной деятельности [25].
Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека.
Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определённых профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».














