Готовая работа (на нормоконтроль) (1216895), страница 6
Текст из файла (страница 6)
В 1896 г. начался самый грандиозный миграционный проект дореволюционной России по заселению Сибири. Было создано миграционное Переселенческое управление для оказания содействия заселению и освоению Сибири – казна взяла на себя большую часть расходов по переезду и обустройству. (1885-96 гг. - 165 тыс. переселенцев, 1896-1900 гг. – 900 тыс., 1906 -1914 гг. - 4 млн).
С принятием в 1904 г. нового Закона о переселении под названием «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев» были определены две категории переселенцев, имеющие право на льготы: занимающиеся хлебопашеством и желающие идти в районы, заселение которых выгодно правительству; крестьяне из малоземельных губерний.
В период крестьянского движения 1905 - 1906 гг. состоялся первый съезд уполномоченных дворянских обществ двадцати девяти губерний, составивший «Основные положения по аграрному вопросу», впоследствии ставшие основой новой переселенческой политики царского правительства. Указ от 9 ноября 1906 г. вместе с ликвидацией общинного землевладения поощрял переселение малоземельных и безземельных крестьян в Сибирь. В этом же году началась активная пропаганда переселения путем распространения среди крестьян более 6,5 млн брошюр и листков, 130 тыс. справочных книжек и 400 тыс. разъяснений, касающихся порядка переселений и устройства на государственных землях азиатской части России.
Уже за 10 месяцев 1906 г. за Урал переехало около 113 тыс. переселенцев и 52 тыс. ходоков из Европейской России.
Приведем цифры, отражающие результаты проведения переселенческой политики царского правительства. Всего за период с 1885 по 1915 г., по различным оценкам, переселилось около 5 млн человек зажиточных и др.) [57, c. 54 - 55].
В 1897 г. состоялась первая полная перепись населения Российской империи. Согласно ее результатам, в России проживало 129 млн человек, в том числе 67 млн - на территории современной России, 13% населения жили в городах.
Как было отмечено ранее, освоение Сибири и Дальнего Востока стали взаимосвязанными явлениями, т.к. только освоив Сибирь, можно было приступать к более широкому освоению Дальнего Востока. Обращаясь к анализу формирования рынка труда и трудовых ресурсов на Дальнем Востоке, следует отметить, что активное освоение Дальнего Востока из центральных и сибирских регионов началось русскими после быстрого ослабления могущества империи Цин, которая в 1840 г. оказалась втянута в первую опиумную войну. Боевые действия против объединённых сил Англии и Франции на юге страны, в районах Макао и Гуанчжоу, оттянули на себя значительные материальные и людские ресурсы. Северные районы Китая остались практически без всякого прикрытия, чем не преминула воспользоваться Россия, наряду с другими европейскими державами принявшая активное участие в разделе дряхлеющей Цинской империи.
Отметим, что в начале XIX в. ещё не было предпринято сколь – нибудь обширных исследований Дальнего Востока. По верхнему течению реки Амур не существовало даже постоянного населения (хотя ограничиваться районом Амура на этой территории конечно нельзя).
В переселенческом движении на Дальний Восток во второй половине XIX – начале ХХ вв. выделяют, как правило, три этапа (рис 13).
Рисунок 13 - Этапы переселения на Дальний Восток
В 1858 г. правобережье Амура официально отошло к России по заключённому с империей Цин Айгуньскому договору. С включением Уссурийского края в состав Российской империи после подписания Пекинского договора (1860 г.), началось его активное освоение. Царская политика колонизации дальневосточных земель имела, по мнению Л.Л. Рыбаковского, следующие формы: военная; казачья; промышленная; крестьянская колонизация.
Военная колонизация является первоначальной формой заселения Дальнего Востока [48]. Первыми, кто колонизировал Дальний Восток, были военнослужащие, появившиеся на Амуре и Сахалине еще до заключения Айгунского договора. Солдаты Восточно-Сибирского линейного батальона, а также третьего Сибирского батальона сравнительно небольшой численностью несли воинскую службу на постах и в гарнизонах. Власти предприняли попытку задержать демобилизованных в крае с помощью льгот, определенных законом 1893 г., полагая, что в случае войны запасные будут нужны. Однако этот источник заселения края себя не оправдал. В 1906 г. здесь осталось лишь три сотни демобилизованных.
Поэтому, казачья колонизация, вопреки устойчивому мнению о высокой роли казаков в освоении и заселении Дальнего Востока, не имела большого успеха. Заселение казаками было значительно дороже, чем крестьянами. Однако казачеству отводилась двойная роль: на них возлагалась хозяйственное освоение новых земель и их защита.
Одновременно с этим в Приморье осуществлялось переселение крестьянства и казачества. В частности, колонизация Приморья. осуществлялась за счёт переселенцев из европейской части России и Черниговской, Полтавской губерний Украины. Основная заслуга в заселении и освоении южной части края принадлежит украинцам. Они и основали первые населенные пункты: Черниговка, Полтавка, Астраханка и т.д.
Промышленную колонизацию вряд ли следует рассматривать как ведущую в экономическом освоении Дальнего Востока. Как указывает Л.Л. Рыбаковский, она проходила вяло и инертно. Это было обусловлено отсутствием свободных капиталов при недостаточном общем уровне технико-экономического развития страны. Кроме того, центр не был заинтересован в промышленном развитии окраин, поскольку рассматривал их как выгодные рынки сбыта товаров. Среди миграционных потоков, устремившихся на Дальний Восток, первостепенное значение имело переселение крестьянства и казачества.
В пореформенный период на Дальний Восток прибыло более 116 тыс. человек, из них крестьян - 95 тыс. (81,8%), казаков до 10 тыс. (9%). Обратно возвратились не более 2% переселенцев.
В 1897 г. на Дальнем Востоке проживало всего 367 тыс. человек. Отметим, что это территория наиболее позднего хозяйственного освоения и заселения. За вторую половину XIX в. население Дальнего Востока возросло на 68% и составило к 1897 г. в Забайкалье - 1071,6 тыс. человек, в Приамурье - 326 тыс. человек, в Приморье, на Камчатке и Сахалине - 540 тыс. человек [33, c. 20]. Т.е., за период первоначального капиталистического развития (1861 – 1917 гг.) в приморье и Приамурье было переселено только крестьян 400 тыс. человек. Хозяйственное освоение Дальнего Востока в условиях его малой заселенности, требовало привлечения сюда рабочей силы из других районов бывшего Союза [19, c. 38].
Колонизация Дальнего Востока на первом этапе имела ряд отличий от колонизации других территорий. Они влияли на формирование дальневосточного социума, на специфику зарождения и развития общественных процессов и явлений внутри него. Среди отличительных черт колонизации восточных земель можно выделить следующие:
- заселяемая территория была по существу необжитой. Коренные народы Дальнего Востока были весьма немногочисленными, а так как они занимались в основном рыбной ловлей и охотой, то не противились сельскохозяйственной колонизации;
- заселение края началось в середине XIX в. и по времени было наиболее поздним среди других проводимых Россией колонизаций. Накопленный опыт давал представление о целях и задачах государства в политике колонизации, а также о формах и методах их достижения;
- влияние внешнеполитического фактора на всю дальневосточную политику России было превалирующим над всеми другими. Процесс русского заселения восточной территории находился под постоянной угрозой его опережения другими государствами, поэтому скорейшее заселение пустующих земель стало стратегической целью царского правительства;
- необходимые ускоренные темпы заселения заставляли проводить переселенческий процесс на неподготовленные территории, где уже на месте решались возникающие проблемы;
- в аграрной России колонизация по преимуществу являлась крестьянской, но в ней приняли участие и другие социальные слои: казаки, военнослужащие и ссыльные. Решая свои задачи, возникающие на различных этапах переселения, государство привлекало тот или иной состав переселенцев к заселению территории, которые перемещались на отличных друг от друга основаниях, двумя различными способами: добровольным и принудительным. Помимо выходцев из России в дальневосточный регион были допущены и представители соседних азиатских стран.
Таким образом, переселенческая политика царского правительства продемонстрировала богатый арсенал примененных средств – от законодательно-нормативных и экономических мер до информационно-пропагандистских мер. Результаты оказались, в целом, положительные: осуществление этой политики дало толчок развитию сельскохозяйственного производства в колонизуемых районах и существенно разгрузило перенаселенные аграрные районы России.
Основной задачей царского правительства России было освоение и закрепление территории России. В целом в дореволюционные годы были на практике опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенные переселения из одних близ расположенных местностей в другие), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-географическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных и т.д.).
При этом, основная миссия царской России на Дальнем Востоке состояла в решении геополитических задач, стремлении к заселению и хозяйственному освоению новой территории. Очевидным является то факт, что после начала индустриализации на Дальнем Востоке проблемы его слабой заселенности определили и проблемы дефицита трудовых ресурсов. Решить эти проблемы можно было путем привлечения населения. Миграционные потоки, ориентированные на Восток принесли результаты. Политика государства позволила, таким образом, увеличить население Дальнего Востока во второй половине XIX в. почти на 70%.
2.2 Формирование рынка труда в Советской России
Следующим историческим периодом формирования трудовых ресурсов, в том числе и на Дальнем Востоке, рассмотрим Советскую Россию.
Обращаясь к рассмотрению вопроса формирования рынка труда в послереволюционный период, важно отметить изменения значимости факторов влияния на рынок труда, т.к. в этот период не индустриализация, геополитика и развитие экономики вышли на первый план, а проблема беженцев по политическим и иным причинам.
Период 1917–1920 гг. характеризуется миграционными потоками в восточные регионы России преимущественно из числа демобилизованных, военнопленных, беженцев, выселенцев и эмигрантов. Из-за довольно холодных климатических условий во времена сталинских репрессий, множество людей было насильственно переселено на территорию Сибирского края. Благодаря им, началось строение и расширение городов, добыча полезных ископаемых.
Существенную группу невольных обитателей сибирских городов в рассматриваемое время составили беженцы. Всего к февралю 1917 г. их общая численность достигла 86 664 чел. При абсолютном преобладании русских среди них также были поляки, латыши, немцы, евреи, литовцы, эстонцы и т.д. Вторая волна беженцев «накрыла» Сибирь в конце 1917 г. и перед началом гражданской войны. Общее количество их не известно, хотя есть упоминание о том, что только в 1919 г. их прибыло не менее 800 тыс. человек.
В этот же период продолжалось и организованное переселение в регион. По подсчетам исследователей только в 1918 г. здесь оказалось таковых около 184 тыс. человек. В августе 1920 г. было принято постановление о закрытии переселений за Урал, однако оно не смогло остановить хлынувший сюда поток беженцев из голодающих районов Поволжья. Только в 1921 г. их прибыло 313,7 тыс. человек, а за 1920 –1924 гг. - 410–450 тыс. человек [61].
С июля 1925 г. возобновилось плановое переселение в регион, за счет которого до апреля 1930 г. прибыло более 900 тыс. чел. Среди переселяющихся до 1927 г. преобладали самовольные переселенцы, из которых примерно 20–24% возвращались на родину. За период с 1923 по 1929 гг. мигранты составили примерно 35% общего прироста населения Сибири.
В эти годы большинство европейских районов стали поставщиками трудовых ресурсов для восточных и северных районов Российской Федерации. Общее количество мигрантов в восточные районы страны (вместе с Уралом) составило порядка 4,7 - 5 млн. человек. Среди восточных районов наибольшей интенсивностью миграционного притока выделялись Восточная Сибирь, Кузнецкий бассейн. Крупными центрами миграционного притяжения стали и быстро растущие города - промышленные центры Урала. Значительное распространение при этом получила принудительная миграция.
С конца 1920–х гг. важнейшим фактором становления и формирования рынка труда и трудовых ресурсов становятся принудительные переселения, продолжавшиеся до начала Второй мировой войны (сентябрь 1939 г.). Институт ссылки и высылки восстанавливается коммунистами в 1922 г. первоначально по отношению к своим реальным и потенциальным противникам. Уже к концу 1920-х гг. число административных ссыльных в Сибири достигает 16 тыс. человек.
Характерной чертой 20-х и 30-х гг. являются массовые миграционные притоки русскоязычного населения в национальные районы Средней Азии, Казахстана и Кавказа, что вызывалось необходимостью обеспечения их высококвалифицированными специалистами в условиях проводимой индустриализации и культурной революции.
Отметим, что еще одним фактором формирования рынка труда и трудовых ресурсов можно выделить организованный набор в СССР, который выступал основной формой планового межотраслевого и территориального перераспределения трудовых ресурсов, используемого государством в целях обеспечения народного хозяйства рабочей силой и удовлетворения потребности трудоспособного населения в рабочих местах.















