ВКР ЮВ (1215498), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Необходимо отметить, что защите фауны от воздействия горнодобывающей промышленности в США придается достаточно серьезное значение. В полной мере это касается и цианирования. Наиболее уязвимыми объектами с точки зрения экологической опасности считаются установки кучного цианистого выщелачивания. Это объясняется не только размещением указанных установок на открытых площадях, но и (в еще большей степени) большими поверхностями растворных прудов. Условия функционирования установок кучного выщелачивания золота в каждом штате регламентируются жесткими требованиями, неисполнение которых может привести к приостановке деятельности или даже закрытию предприятия. Опыт США – страны, которая первой в мире осуществила широкомасштабное промышленное освоение технологии кучного цианистого выщелачивания, представляет в этом плане особый интерес [5].
Классическим примером хорошо «задуманной», запроектированной и функционирующей фабрики кучного выщелачивания является Кэур Рочестер, где с 1986 г. осуществляется переработка таким методом бедных по содержанию металлов серебряно-золотых руд (Au 0,34; Ag – 53 г/т) с общим объемом производства: 6,4 млн.т руды, 1,7 т золота и 165 т серебра в год. Предприятие расположено на высоте 2 тыс.м над уровнем моря и работает круглогодично (в том числе при температуре минус 10-12°С) в основном благодаря системе капельного орошения. Извлечение металлов из растворов кучного выщелачивания производят цинковой пылью с получением высококачественных осадков (85% суммы золота и серебра), допускающих возможность их прямой плавки в отражательной печи на золотосеребряный сплав. Обеспечение экологической безопасности процесса достигается за счет двух основных мероприятий:
1) укрытие всех трех прудов (два – для исходных золотосодержащих растворов, один – для обеззолоченных растворов) пластиковыми сетями с размером ячеек 10,3x8,9 см (подвешены на канатах) с целью защиты птиц и животных от контакта с цианистыми растворами. Покрытия сконструированы с учетом противостояния снеговой нагрузке в зимний период.
2) применение комбинированной системы детоксикации цианистых сточных вод (гипохлорит + пероксид водорода).
Экологическим аспектам процесса кучного цианирования золото – и серебросодержащих руд уделяется большое внимание и в России. Существенный вклад в решение этой проблемы вносят специалисты лаборатории охраны окружающей среды Иркутского научно-исследовательского института благородных и редких металлов и алмазов («Иргиредмета»).
Лабораторией выполнен широкий комплекс научных и прикладных исследований по изучению техногенного воздействия установок кучного выщелачивания на окружающую среду, экологическому обеспечению разрабатываемых Иргиредметом технологических регламентов на проектирование промышленных установок кучного выщелачивания, а также по целому ряду других направлений. Одним из них, в частности, является разработка математической модели прогнозирования экологических последствий аварийных ситуаций на предприятиях, использующих цианид. Данный вопрос в настоящее время представляется чрезвычайно важным, поскольку он вызывает особую озабоченность мировой общественности, выступающей, как правило, против создания новых и расширения действующих производств по цианированию золоторудного сырья.
За последние 25 лет прошлого столетия в горной промышленности мира произошло 33 крупных инцидента экологического характера, 14 из которых относятся к области добычи и обработки благородных металлов. Из этих 14 инцидентов 10 связаны с прорывом плотин хвостохранилищ, 2 – с происшествиями во время транспортировки и 2 – с пробоинами трубопроводов. Растворы цианида присутствовали в 5-ти из 14 случаев. Они не явились причиной смерти людей, однако нанесли существенный ущерб окружающей фауне (рыбы, птицы).
Наибольший резонанс в мире вызвала аварийная ситуация на золотом руднике «Байя Маре» в Румынии в январе 2001 г., когда из-за обильных дождей и сильного снеготаяния произошел перелив через дамбу хвостохранилища порядка 100 тыс.м3 неочищенных сточных вод, содержащих цианид (30 мг/л) и тяжелые цветные металлы (медь, цинк, свинец). Это вызвало загрязнение нескольких рек – Дуная и его притоков.
Экологи из Баварии и других стран, по территории которых протекает Дунай, потребовали от Европейского Союза (ЕС) выделения необходимый средств для устранения последствий аварии, а также проведения профилактических мероприятий для исключения подобных катастроф в будущем. Предъявлен иск австралийской компании «Эсмеральда», которая является владельцем рудника, о возмещении убытков, нанесенных в результате гибели рыб. В свою очередь ЕС потребовал ужесточения горнорудного законодательства в Европе после происшедшей утечки цианида.
Объяснения румынского правительства, что основная масса цианида в реках за относительно короткие сроки нейтрализована и уже через месяц после аварии отмечено восстановление бактерий, водорослей и бентоносной фауны, во внимание не приняты. Информация о сегодняшней ситуации на руднике «Байя Маре» нет. Однако известны планы Румынии увеличить в ближайшие годы добычу золота в стране примерно до 20 т в год за счет строительства крупных предприятий «Росиа Монтана» и «Кертей» на месторождениях с запасами руды 370 млн.т и средним содержанием золота в руде 1,5 г/т. Вероятнее всего, переработка таких руд также будет производиться с применением цианистого процесса.
Примером «обратного» характера является иск компании «Кеньон Ресеч» к правительству штата Монтана (США) с требованием компенсации финансового ущерба в связи с наложением в 1998 г. запрета на использование цианида в технологических схемах горных предприятий по переработке руд. Финансовые потери компании оцениваются в 500 млн.долл., включая консервацию строительства золотодобывающего предприятия «МакДональд» вблизи Линкольна. Одновременно компания предложила экологическим организациям штата выкупить принадлежащие ей права на 4 тыс. км2 площадей геологоразведочных и добычных работ на территории штата.
Приведенные выше примеры достаточно ярко отражают ту напряженность, которая существует между компаниями – производителями золота, которые активно участвуют в укреплении промышленного и экономического потенциала своих стран, и общественными организациями, справедливо озабоченными постоянно ухудшающейся общей экологической обстановкой в мире.
В качестве инструмента, который мог бы снять или, по крайней мере, уменьшить эту напряженность, рассматривается «Международный кодекс использования цианида», разработанный в июле 2005 г. Международным институтом использования цианида, дислоцированным в Вашингтоне.
Кодекс явился результатом добровольной инициативы со стороны представителей золотодобывающей промышленности, а также производителей и перевозчиков цианида (используемого при извлечении золота) и направлен на дополнение существующих требований, регулирующих деятельность гидрометаллургических предприятий [17].
Выводы по 2-й главе
Изменения геологической и окружающей сред под воздействием горнодобывающей и геологоразведочной деятельности человека нередко характеризуются необратимыми преобразованиями природной среды. Выделяются три вида техногенного воздействия на природную (геологическую) среду: точечные, линейные, площадные. Кроме того, воздействия на окружающую и геологическую среду могут быть прямыми и косвенными. К прямым изменениям относятся те, которые происходят непосредственно в пределах геологической или окружающей среды, а косвенно – те, которые происходят в зоне влияния данной среды, подвергающейся техногенному воздействию. К косвенным изменениям природной среды относятся загрязнение почв и подземных вод, активизация и возникновение локальных геодинамических процессов в зоне влияния разведочных, горнодобывающих и перерабатывающих промышленных комплексов или непосредственно на сопредельных элементах геологической и окружающей среды. Одним из наиболее значимых процессов по степени влияния на экосистемы является техногенная миграция химических элементов.
Выделяются три категории экологического состояния районов золотодобычи на территории России: удовлетворительное, напряженное и тяжелое. В настоящее время в России стремительными темпами идет развитие технологии кучного выщелачивания золота из руд, в том числе из бедных и забалансовых руд. Цианистый натрий и гипохлорид кальция входят в число основных реагентов, использующихся при выщелачивании золота – относятся к веществам геохимически активным, токсичным в малых концентрациях. Отечественный и зарубежный опыт кучного выщелачивания золота свидетельствует об относительно узком спектре факторов его воздействия на экологическое состояние окружающей среды, но в то же время о значительных особенностях их проявления, зависящих, в основном, от природно-климатических условий местонахождения установок КВ и от их технических и технологических решений. Влиянию установок кучного выщелачивания золота подвержены все компоненты окружающей среды. Для технологии цианидного кучного выщелачивания золота характерна специфическая ассоциация загрязняющих веществ, содержащихся в перерабатываемых рудах, рабочих растворах и продуктах их обезвреживания.
Чрезвычайно важным экологическим аспектом цианистого процесса является возможность полного обезвреживания отработанных технологических растворов до требуемых санитарных норм. Для этого используются в основном методов детоксикации цианидов в сточных водах: хлорирование, озонирование, разложение сернистым газом или пероксидами (натрия, водорода), биологическое окисление. Все они по существу сводятся к переводу цианидов (CN–) в малотоксичные цианаты (CNO–), которые в дальнейшем разлагаются с образованием солей аммония и углекислоты, хорошо усваиваемых растительностью. Серьезное внимание уделяется вопросу регенерации цианида из отработанных технологических растворов. К настоящему времени разработаны и апробированы несколько вариантов такого рода технологии, известных как процессы AVR, Cyanisorb, AFT, SART и др. Все они основаны на подкислении растворов (а иногда хвостовых цианистых пульп) серной кислотой с последующим улавливанием образующегося HCN щелочью (NaОН). Для подавляющего большинства ЗИФ наиболее приемлемым способом утилизации цианида из хвостовых растворов или рудных пульп является организация системы внутрифабричного (после сгущения и фильтрации) или внешнего (через хвостохранилища) водооборота. Хранение их в прудах-отстойниках производят с соблюдением специальных мер предосторожности, исключающих проникновение растворов в почву и подземные воды.
3 Оценка влияние на окружающую среду техногенных процессов прицианидном выщелачивания золота на предприятия ЗАО «Артель старателей «Амур»
3.1 Характеристика объекта исследования
Объектом исследования выступили золотодобывающие предприятия ЗАО «Артель старателе «Амур», расположенные в Аяно-Майском районе Хабаровского края, в районе хребта Кет-Кап.
Уникальные реликтовые ландшафты Хребта Кет-Кап расположены в восточной части Алданского нагорья, на границе между Якутией и Хабаровским краем. С востока район Кет-Капа ограничен рекой Мая, с запада и юга – рекой Учур, с севера – рекой Аим и поселком с одноименным названием.
Кет-Кап в переводе с якутского Кет – «летать», Кап – «корабль». В буквальном переводе с якутского Кет-Кап означает «корабль зацепился», название дано местными жителями более двухсот лет назад.
По местной легенде, «очень давно» (1800-1900 гг.) на этой горе зацепился и разбился воздушный корабль. Кочевавшие здесь аимские тунгусы собирали потом на горе остатки железной обшивки и ковали из нее ножи.
В 30-х годах ХХ в., заинтересовавшись рассказами местных жителей, здесь искали обломки метеорита, но ничего не нашли. Предпринятые попытки свести загадку Кет-Кап к речным (деревянным) судам XVII в. и к всё объясняющей фантазии рассказчиков не кажутся убедительными.
Климат – ультраконтинентальный. Разность сумм положительных и отрицательных температур воздуха в районе исследований составляет около –350 оС, что способствует формированию мощного слоя многолетней мерзлоты (свыше 200 м).
Район, вследствие своей удаленности и труднодоступности, характеризуется почти полной гидрологической и гидрохимической неизученностью.
Техногенное преобразование днищ долин водотоков, дренирующих хребет Кет-Кап, началось не позднее 30-х гг. прошлого века. Эти водотоки протекают в искусственных руслах, сформированных среди отвалов, карьеров, спущенных отстойников, что вызывает размыв рыхлых отложений и существенное увеличение мутности воды при выпадении атмосферных осадков.
Основной и долгое время едва ли не единственный фактор данного преобразования была добыча россыпного золота.
Горно-геологические условия залегания промышленного пласта позволяют проводить отработку открытым раздельным способом, с использованием для обогащения песков гидровашгердов ППГ-25 и гидроэлеваторов ПГШ-II-50. Средние коэффициенты вскрыши 1,95.
Золотоносность исследованной территории известна с начала 30-х годов прошлого столетия. Поисково-оценочные и разведочные работы в бассейнах ручья Удачный в 1999-2002гг. проведены ЗАО «Артель старателей «Амур». В результате проведенных работ выявлена россыпь золота, пригодная для эксплуатации открытым раздельным способом. Ручей Удачный протяжённостью около 8 км впадает в реку Укикан, являющейся правым притоком реки Большой Аим (бассейн реки Маи Алданской).
В бассейне реки Укикан на значительной площади обнажаются нижнерифейские терригенные образования – песчаники и алевролиты эннинской свиты, вендские, существенно карбонатные, породы юдомской свиты. В нижнем и частично среднем течении в бортах долины обнажаются нижнеархейские метаморфиты маймаканской свиты. Истоки отдельных притоков располагаются в поле развития нижнекембрийских терригенно-карбонатных образований – пёстроцветная и тумулдурская свита. Рифей –кембрийские отложения прорваны редкими дайками раннемеловых диоритовых порфиритов. Коренными источниками золота служат проявления золотой минерализации в скарнах и кварцевых жилах, связанных с мезозойскими интрузиями.
За более чем полувековую историю она прошла через взлеты и падения, продолжаясь и в настоящее время. Но наметившееся в последние годы истощение запасов благородных металлов в россыпях делает актуальной задачу промышленной разработки золоторудных тел. Это важно для экономики и социальной сферы Хабаровского края.
На сегодняшний день балансовые запасы категории С1 – песков 116 тыс. куб. м, золота 98 кг; категории С2 – песков 13 тыс. куб. м, золота 7 кг; забалансовые категории С1 – песков 32 тыс. куб. м, золото 14 кг (Протокол ТКЗ № 461, 2004) [20].















