Шипова ВКР (1205662), страница 3
Текст из файла (страница 3)
• корыстно-насильственные.
Корыстный тип несовершеннолетнего преступника в большей степени представлен такими типами психопатий: лабильный, шизоидный, неустойчивый и конформный.
Лабильный тип отличается ярко выраженным инфантилизмом, дефектами волевой сферы личности подростка. Настроение индивидов этой группы достаточно изменчиво. Любая неприятность не только воспринимается тяжело, но и может сопровождаться депрессией или невротическим срывом.
Шизоидный тип характеризуется замкнутостью, отчужденностью от окружающего мира, неспособностью и нежеланием устанавливать контакты, налаживать общение с социумом. Внутренний мир таких подростков двояк, в нем отсутствует единство и согласие.
Неустойчивые типы, как правило, опасаются трудностей, плывут по течению, они трусливы, безвольны, ленивы. Главное желание - «поразвлечься» - приводит их к ранним выпивкам (с 12-14 лет), знакомству с наркотиками и сексуальному опыту.
Конформный тип живет и ведет себя по принципу - «как все». За компанию несовершеннолетние этого типа легко спиваются, приобщаются к наркотикам, совершают преступления в целях получения прибыли на новую «дозу» своего пристрастия.
Насильственный тип несовершеннолетнего преступника в основном характеризуется следующими типами психопатий: гиперинтимный, истероидный, возбудимый, параноидальный, эпилептоидальный.
Гиперинтимные подростки характеризуются чрезмерной активностью, общительность, склоны к шалостям. Отличаются отсутствием усидчивости и дисциплины. Как правило, такие подростки нарушают правила, не придерживаются определенных норм в обществе, в связи с чем сталкиваются с неодобрением и конфликтами с учителями, родителями. Конфликт у подростков данного типа вызывает раздражение и ярость.
Истероидный тип отличается зашкаленным эгоцентризмом, беспредельным восхищением самого себя. Привлекая внимание, данный тип подростков могут изобразить из себя наркоманов, не лучшим образом вести себя в общественных местах, проявлять попытки лидерства в асоциальных группах.
Возбудимый тип - это неуправляемый, импульсивный тип личности. Его поведение основано не на благоразумии, а на влечении, неконтролируемыми побуждениями. Такие подростки проявляют интерес к ругательствам, алкоголизму, рукоприкладству.
Параноидальный тип характеризуется эгоизмом и самомнением, ближайшее окружение он использует для удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей. Тяжело уживается в обществе, агрессивен. Достаточно часто, из-за данной категории подростков, а именно под их руководством совершаются страшные преступления: преступления: пытки, истязания, убийства.
Эпилептоидальная психопатия отличается сильной раздражительностью, яростью, ярко выраженной антисоциальной установкой. Данный тип склонен к таким насильственным преступлениям, как - убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, изнасилование, сопровождающееся извращениями и жестоким обращением с жертвой.
Корыстно-насильственный тип включает в себя в более или менее чистом виде застревающих и антисоциальных психопатов.
Для застревающего типа характерна патологическая стойкость эгоистического аффекта. Представители этого типа злопамятны, мстительны, болезненно обидчивы, заносчивы, самонадеянны и подозрительны.
Антисоциальные психопаты бросаются в глаза своей резко выраженной моральной дефектностью. Они страдают эмоциональной тупостью, у них нет понятий чести, стыда; они не могут приспособиться к правилам общежития. Их характеризует грубость, жестокость, распущенность, злобная ненависть и жажда мести [2, c. 57-60].
Касаемо несовершеннолетних преступников, данная классификация, отличается условностью. Но нельзя не заметить, что она отражает определенные особенности деформации личности, их проявление у преступников подросткового возраста.
Для более глубокого познания в корыстной преступности изучение личности корыстного преступника играет важную роль. Оно позволяет выявить причины преступности, сделать обширные обобщения по данной тематике.
Кражи являются одним из часто совершаемых преступлений подростков. Исходя из исследований, многие несовершеннолетние совершали множество мелких краж еще до возбуждения уголовного дела [14, c. 38-41].
Преступная деятельность несовершеннолетних воров начинается намного раньше, чем у других преступников. Значительно раньше у них формируются антиобщественные привычки, взгляды, представления к антисоциальному. Большинство таких подростков разрешают жизненные трудности противоправным путем.
Для несовершеннолетних преступников с корыстной ориентацией характерно отсутствие прогнозирования своих действий, отвержение общественных норм и правил, негативное отношение к ним. Уход в себя, своеобразная изоляция только усиливают социальную дезадаптацию личности.
У несовершеннолетних преступников с корыстной ориентацией прослеживается отстранение от близких личных отношений, отсутствие эмоциональной привязанности. Все это приводит их к неспособности сочувствовать и сопереживать [19, c. 125].
Изменение межличностных отношений у несовершеннолетних корыстных преступников свидетельствует показатель отношения к другому человеку. Если проявление эгоистичности к другим лицам ярко выражено, то можно говорить о более глубокой деформации личности. Чем чаще подросток эгоистично использует других людей для удовлетворения своих потребностей, тем сильнее искажена личность.
Данный тип подростков выстраивают свои взаимоотношения с другими, опираясь на свои личные представления о них. Чаще они предполагают, что люди эгоистичны, агрессивны, неискренние, недоброжелательны. Все это говорит об аномальности социального развития.
Несовершеннолетние преступники воспринимают окружающих людей, как потенциально криминогенных, способных совершать преступления. Изучая литературу, исследования К.Е. Игошева, можно сделать вывод о том, что 78 % подростков-преступников приписывают людям криминогенные черты [28, c. 223].
По результатам исследований Б.С. Братуся, где он изучал самооценку подростков-преступников, отношение к другому человеку как ценности, можно выделить 4 группы подростков.
Первая группа характеризует подростков с наименьшей личностной деформацией. Взаимоотношения с людьми, отношения с другими индивидами достаточно благоприятны, все это сочетается с достаточно адекватной самооценкой. В связи с этим и показатели преступности наиболее низкие, что позволяет говорить об этой группе как о менее криминогенной.
Для испытуемых второй группы характерно противоречие в развитии личности. Это тот вариант, когда у личности отсутствует самоуважение и присутствует антипатия к другому человеку. Показатели криминогенности в этой группе сравнительно низкие. Можно сказать, что антисоциальное поведение подростков данной группы связано с конфликтом внутри себя. Несовершеннолетний не может принять себя и окружающую действительность в целом.
Для испытуемых третьей группы типичным является средний уровень самооценки и низкий уровень благоразумного отношения к другим индивидам. Эта группа подростков, по сравнению с предыдущими двумя, является более криминогенной. Этому способствует эффект
Г.К. Валицкасома и Ю.Б. Гиппенрейтер, который заключается в повышении самооценки под влиянием продолжительной противоправной деятельности [48, c. 73].
Четвертая группа имеет сходства с третей группой подростков. Для несовершеннолетних этой группы так же характерно антигуманное отношение к другим людям и средний уровень самооценки. Но показатели преступности в этой группе наиболее высокие и устойчивые. Это говорит о четкой антисоциальной установке подростков-преступников.
Такая типология, основанная на таком показателе как: отношение к другому человеку как к ценности, свидетельствует о том, что самооценка играет важную роль в формировании деформации личности. Это все говорит о том, что существует тесная взаимосвязь между отношением к себе и отношением к другим.
Описанные 4 группы несовершеннолетних правонарушителей могут использоваться как вспомогательная информация о подростках с корыстной ориентацией и может послужить в помощь при профилактической работе.
Е.М. Юцкова, проводя исследование среди лиц, совершивших корыстные преступления, опираясь на фактор ориентации на жизненный успех, приходит к выводу о том, на первое место подростки - преступники ставят «умение использовать любые средства» для достижения своих целей. Затем они выбирают такой критерий как «влиятельные друзья», «счастливый случай» и т.п. Большинство индивидов, которые совершили корыстные правонарушения, являются, по сути, своей жадной личностью. Зачастую у них преувеличены представления о всесилие денег, они с опаской относятся к таким понятия, как честность и порядочность [40, с. 305-310].
Множеством исследований установлено, что корыстные преступники в большинстве случаев (62 %) совершают преступления без каких-либо нравственных оценок и объяснений, по факту констатировать, что преступление совершенно. Что касается насильственных преступников, то они выбирают наступательную тактику. 58 % хулиганов обвиняют в совершенном преступлении потерпевшего. Но для всех видов поведения преступников с корыстной направленностью характерно одно: его мотивы и цели совершения преступления связаны с получением материальной выгоды, благ.
По сравнению с насильственными преступниками, преступники-воры, в связи с ранним включением в противоправную деятельность, менее адаптированы к социуму. Они стараются находиться в социально-психологическом отчуждении, в некой изоляции от микросреды, ее ценностей, позитивного общения.
У подростков с насильственной преступностью в своем причинном комплексе прослеживается некое сходство с преступностью взрослых. Как правило, это неблагополучные семьи, неуважительное отношение к личности и т.д. Е.Г. Самовичев, объясняя причины насильственного преступного поведения, акцентирует свое внимание на особенностях семейного воспитания. Отмечает, что формирование личности ребенка, которая в будущем совершит насильственное преступление, начинается в ситуации неприятия его своими родителями. Все это говорит о том, что его потребности остаются патологически неудовлетворенными, а это влечет за собой постоянную зависимость ребенка от ситуации, в которой он находится [51, c. 147].
Из-за неспособности или нежелания индивида разрешать многие жизненные трудности или ситуации, возникает ситуация противостояния, что приводит к насильственным преступлениям. Нельзя утверждать, что именно негативная ситуация влияет на совершение преступления, многие подростки зачастую не приспособлены к жизни в социуме.
Насильственная преступность подростков всегда вызывает большую огласку в обществе, ярое возмущение. Именно данный вид преступности среди несовершеннолетних отличается особой жестокостью и наибольшую общественную опасность деяний.
Анализируя иерархию преступности подростков можно отметить, что насильственные преступления, совершенные в группе, имеют большую степень общественной опасности, несмотря на то, что не имеют значительного преимущества по количеству преступлений вообще. Специалисты, которые постоянно привлекаются к работе с несовершеннолетними, отмечают повышение агрессивности у данной возрастной группы, увеличение случаев немотивированной и нецеленаправленной агрессии [42, c. 217-222].
В свою очередь изменились и качественные характеристики насильственных преступлений несовершеннолетних. Все больше набирают обороты умышленные групповые убийства, хулиганские проявления, изнасилования и т.д. Иногда такие преступления отличаются жестокостью и цинизмом, так как несовершеннолетние, еще не имея своих устоявшихся взглядов и принципов, претерпевают значительные изменения в психике. Они стремятся стать авторитетным членом группы, подражают более сильным индивидам.
Огласка группового общения несовершеннолетних при ее резкой деформации в неформальные группы приводит к возникновению антисоциальных вариантов поведения. Данная особенность характеризуется тем, что зачастую лидеры таких групп становятся люди не самые образованные или культурные, а самые решительные и жестокие, имеющие к тому же наибольший опыт противоправного поведения [38, c. 8].















