Шипова ВКР (1205662), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Одной из практических задач является систематизация личностных деформаций. Данная задача способствует прогнозированию развития самого индивида, помогает в дальнейшем реадаптации личности, профилактике асоциального поведения.
Данной проблематикой занимались такие ученые, как Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, П.С. Дагель, А.А. Герцензон, К.Е. Игошев и др. Вышеуказанный подход успешно применяется на практике при изучении личности преступника. Позволяет анализировать индивидов как самостоятельных социологических и психологических типов, и в дальнейшем выделять их в группы по различным признакам (деформациям).
В основу типологии, как метода научного познания, входит разделение или обобщение систем субъектов, по средствам идеализации модели или типа. Данный метод основывается на выявлении сходства или различия сторон объекта, попытке выделить их закономерности.
К.Е. Игошев утверждает, что типология устанавливает то важное, без чего не может быть личности преступника, выявляет сформировавшиеся связи между главными признаками, что в свою очередь помогает выявлять закономерности, которые присуще преступнику, как типу. Благодаря типологии создается определенная модель личности [31, c. 7].
Одной из задач типологии является объединение в одну группу схожих в содержательном смысле объектов. Типология встречается в изучении и разрешении социологических, криминологических, социально-психологических проблем социума. Немаловажным фактором является изучение типологии личности в целом и личности преступника в частности.
В связи с многообразием личностных характеристик преступника появляется необходимость в типологизации личности преступника для выстраивания идеальных моделей. Модели тем самым позволяют предвидеть поведение индивидов, близких по своим характеристикам к описываемой модели.
К.Е. Игошев был одним из первых, кто указал на различия между классификацией и типологией в криминологической литературе. Он отмечал, что «...по сравнению с классификацией типология находится на более высоком уровне абстракции. Ее базисом являются те свойства, которые существуют объективно и определяют в конечном счете однородную совокупность, все единицы которой имеют общую закономерность. Классификация может проводиться по любому признаку, а типология только по наиболее существенному. Например, при изучении личности преступника типологическим признаком, позволяющим отграничить личность преступника от законопослушного гражданина, а также особо злостного преступника от случайного, является его общественная опасность» [49,
c. 354-359].
Указывая на основу формирования личности преступника, не стоит замечать в этом индивиде лишь пассивный объект внешнего воздействия. Для криминолога необходимо учитывать, как социальная среда может отразиться на нем, какие проявления оставят след его духовном мире. Но не стоит забывать, что поведение так же обуславливают уже такие сформировавшиеся свойства личности, как: интересы, потребности, ценностные ориентации и т.д.
Рассматривая типизацию личности преступника, не стоит забывать о такой категории как «социальный характер». Социальный характер – это итог, результат активной адаптации индивида, его природы к общественному строю. Сюда относится совокупность черт характера, которые присущи большинству индивидов определенной группы и возникла посредством общих интересов, переживаний и однотипного образа жизни. Что касается преступника, то было бы точнее определить это категорию как «асоциальный характер», потому что именно она фиксирует негативные особенности эмоционального отношения индивида в окружающей действительности. Таким образом, асоциальный характер - это качественная социальная определенность духовных свойств личности преступника, которая раскрывает или определяет границы антиобщественной направленности, сформировавшихся из особенностей данного типа индивида.
Проявление социально-типичных признаков личности мы можем увидеть в способах жизнедеятельности человека. Касаемо преступников, то особенность типа личности проявляется в единстве признаков, которые образуют общественную опасность [41, c. 7].
Так как каждая личность по сути своей уникальна, говорить о ней как о представителе определенного типа индивидов не стоит, следует лишь выделять в плане отдельных личностных особенностей, которые неоднократно встречаются в данной социальной общности. Нельзя в одном преступнике абсолютизировать какие-то его преступные особенности, но можно выделить у каждого правонарушителя что-то общее, что характерно для всех преступников определенной категории. Только, исходя из этого, мы можем использовать термин «личность преступника» [51, c. 147].
Если говорить о психических качествах индивида, нельзя утверждать, что человек обречен на социальную роль преступника. Но в каждом преступлении проявляются психические качества личности преступника.
Преступник — это лицо, совершившее преступление и признанное виновным в результате судебного разбирательства. В судебной психологии, отмечая личность преступника, необходимо учитывать психологические аспекты виновного, а не обвиняемого или подсудимого.
Особенности личности виновного имеют существенное уголовно-правовое значение — они учитываются и при конструкции конкретных составов преступлений, и при индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст. 37 УК РФ). Личность виновного является субъективным элементом состава преступления. Законодатель обязывает выявить особенности личности, проявившиеся в совершенном деянии.
Криминальная классификация не может быть реализована отдельно от общепсихологической классификации личностей, потому что не существует каких-либо особых «преступных черт» в психике человека [42, c. 217-222].
Личностные качества человека, проявившиеся в криминальном деянии, говорят не о каких-либо особенных «дефектах правосознания», а об определенных нравственно-психологических изъянах (жадность, жестокость, социальный негативизм).
В основе судебно-психологической систематизации личности законопреступников обязаны быть составляющие психологической структуры деяния: преобладающие позиции, мотивы, цели и способы злодеяния.
В типологии личностей преступников надлежит распознавать 3 градации:
• общий тип правонарушителя;
• личность правонарушителя конкретной группы;
• личность правонарушителя определенного вида [46, c. 394-399].
Эти градации относятся между собой как общее, особенное и единичное. Критерием типического в преступнике является степень его социальной вредности (общественной опасности). Степень общественной опасности личности преступника характеризуется ее направленностью в отношении социальных ценностей. Направленность личности преступника может быть асоциальной и антисоциальной. Однако общественная опасность может проявляться не только в ценностной деформации личности преступника, но и в дефектах ее психической саморегуляции. Это и является основанием для выделения трех типов преступников:
-
асоциальный (менее злостный);
-
антисоциальный (злостный);
-
тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).
По ценностно-ориентационной деформации личности преступника выделяется два типа: асоциальный и антисоциальный.
Асоциальный тип характеризуется незаконченностью формирования положительных социальных позиций, которые удерживают индивида от антиобщественного поведения в неблагоприятных условиях. Чаще используют такое выражение как «ситуативных» преступников — лицо, которое впервые совершило преступление в связи с общей асоциальной направленностью, - «менее злостный» тип преступников.
Антисоциальный тип. Тип личности профессионального преступника. Данный индивид всегда готов совершить преступление. Его поведение всегда регулируется криминальными побуждениями. Неоднократное повторение криминального поведения этих преступников уже выступают как фактор совершения преступления — лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности — тип «злостного» преступника [33, c. 58-66].
По содержанию ценностно-ориентационной направленности законопреступников различают следующие категории:
1. Корыстная — группа преступников с корыстной направленностью, посягающих на главное достояние общества — распределение материальных благ согласно с мерой и качеством затраченного труда.
Здесь выделяются следующие виды преступников:
• корыстно-хозяйственные правонарушители (фальсификация товаров, неисполнение логических общепризнанных мер производства, игнорирование налогообложения, лицензирования, незаконное предпринимательство и др.);
• корыстно-служебные правонарушители (хищения методом злоупотребления служебным положением, несоблюдение правил торговли, обман посетителей, взяточничество и др.);
-
воры, расхитители (корыстные посягательства, связанные с тайным хищением имущества, — кражи);
-
мошенники (подделка документов, ценных бумаг, денежных знаков и др.);
-
ненасильственные вымогатели.
2. Корыстно — насильственная — группа преступников с корыстно-насильственной тенденцией, с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью. В данной категории определяются четыре вида законопреступников:
• грабители;
• соучастники разбойных нападений;
• насильственные вымогатели (рэкетиры);
• убийцы с корыстной целью.
3. Насильственная — категория преступников с насильственной, агрессивной, антигуманной направленностью, с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других люден. Здесь выделяются четыре вида преступников:
-
хулиганы;
-
злостные хулиганы;
-
лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;
-
лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности — убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений и др.
Так же следует выделить тип личности преступника, который характеризуется дефектами психической саморегуляции, — «случайный» тип — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции.
Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации. Особенностью таких индивидов является ситуативность поведения, низкий уровень самоконтроля. Преступники этого типа подразделяются лишь по типу и по виду совершенных преступлений. Не предоставляется возможности выделить их по другому принципу, в силу отсутствия умысла.
Тип преступников с дефектами психической саморегуляции делится на четыре вида:
-
лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
-
совершающие преступления в результате чрезмерной самонадеянности;
-
совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
-
совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации [25, c. 113-119].
Исходя из вышесказанного, по степени ценностно-ориентационной деформации и дефектам психической саморегуляции, можно выделить: 1) индивидуального преступника, для которого прибыль с преступления не является источником бюджета, и 2) преступника-профессионала и члена организованной преступной группы. Все эти разновидности также имеют свои специфические психолого-криминологические особенности, требующие учета при типологизации преступников.
Таким образом, опираясь на вышеуказанную информацию, можно выделить следующие типы: асоциальный корыстный, асоциальный корыстно-насильственный, асоциальный насильственный, антисоциальный корыстный, антисоциальный корыстно-насильственный, антисоциальный насильственный и тип личности преступника с дефектами психической саморегуляции. Каждый из указанных типов имеет свою специфику потребностно-мотивационной направленности, эмоциональных и инструментально-поведенческих свойств.
Изучая личность преступника, юрист анализирует степень его социальной дезадаптации, поведенческую схему личности и его индивидуальные психологические особенности. Личность преступника, его особенности невозможно раскрыть исходя из деяния. Деяния, одинаковые по юридическим признакам, могут быть обусловлены различными психическими факторами. Кража, например, в одном случае обнаруживает хищническую приобретательскую направленность виновного, а в другом — слабоволие и внушаемость. От первого, скорее всего, можно ожидать повторного хищения, от другого — самых разнообразных поступков.
Проявление деформаций личности отчетливо прослеживается в подростковом возрасте. Данный возрастной период представляет собой критический период для психопатий, так как происходит выделение определенных черт личности. При этом существуют определенные закономерности изменений, которые длятся на протяжении всего данного возрастного этапа.
В связи с этим представляет интерес классификация психопатий, приведенная П.Б. Ганнушкиным: 1) гиперинтимный; 2) циклоидный; 3) лабильный; 4) астеноневротический; 5) селективный; 6) психастенический; 7) шизоидный; 8) эпилептоидный; 9) истероидный; 10) неустойчивый; 11) конформный [2, c. 57-60].
Типология личности преступника разделяется по объекту посягательства, характеру преступных действий. Здесь выделяются три наиболее крупные группы:
• корыстные;
• насильственные;















