ВКР ИТОГОВЫЙ (1205374), страница 5
Текст из файла (страница 5)
1. Подбор диагностического аппарата, направленного на исследование представлений о психотерапии людей разных возрастных групп.
2. Подбор групп респондентов.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Качественная и количественная обработка результатов исследования.
Методики исследования:
1. Ассоциативный эксперимент, слова стимулы: «психолог»; «психотерапевт»; «психотерапия».
2. Анкета: «Отношение к психотерапии»;
3. Проективная методика «Посещение психотерапевта»
4.Тест-опросник Г. С. Айзенка «Epi», направленный на анализ составляющих экстраверсии-интроверсии-нейротизма.
Рассмотрим необходимость применения выбранных методик:
Ассоциативный эксперимент. Ассоциация – одно из основных понятий ассоциативной психологии. В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко — это явление определяется следующим образом. Существительное ассоциация образовано от лат. associatio –
«соединение» и обозначает «возникающую в опыте индивида закономерную связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого».
Ассоциативные методы в экспериментальной психологии зарекомендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Ассоциативный тест является разновидностью проективных методик исследования личности. Стимульный материал ассоциативного теста состоит из не связанных между собой слов-стимулов, при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее воспроизвести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации, слова-реакции). Интерпретация полученных результатов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших ассоциативный эксперимент. Целью нашей ассоциативной методики является выявление представлений о психотерапии, об отношении к посещению психотерапевта, психолога, а также различают ли испытуемые психолога от психотерапевта[48].
Следовательно, мы использовали такие слова - стимулы: «психолог», «психотерапевт», «психотерапия», что помогает нам в раскрытии проблемы исследования.
На основании изученного теоретического материала, описанного в первой главе, нами была разработана анкета «Отношение к психотерапии». Отвечая на вопросы анкеты, респонденты определяли, как они понимают кто такой психолог, психотерапевт и психотерапия в целом. Высказывали свое мнение о посещении психотерапии, о том, как они к этому относятся. Представляли прием у психолога, изобразив его на листе бумаги.
Анкета была составлена в соответствии с целью исследования и содержит вопросы (прил.1):
-
представление личности о психотерапии;
-
различие или сходство психолога и психотерапевта(понимают ли респонденты что психолог и психотерапевт имею различия и сходства);
-
отношение к посещению психотерапевта, психолога;
Также в работе использовался опросник Г. С. Айзенка «Epi», направленный на анализ составляющих экстраверсии-интроверсии и нейротизма, как базисных персональных измерений.
Он опубликован в 1963 г., состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих шкалу лжи, по которой определяется наличие у обследуемого тенденции представить себя в ином свете. Возможные варианты ответов только «да» или «нет».
С помощью данной методики можно определить уровень экстраверсии (характеристики и индивидуально-психологических особенностей личности, при которой индивид сосредотачивает свои интересы на внешнем мире за счет своих собственных интересов, принижения личной значимости, лат. Extra-вне + Versio - поворачивать) - интроверсии (характеристики индивидуально-психологических особенностей личности, при которой индивид фиксирует свое внимание на своих собственных интересах, на своем внутреннем мире. При этом направленность личности сосредоточена на явлениях ее собственного субъективного мира, лат. Intro - внутрь + Versio - поворачивать) и нейротизма (эмоциональной подвижности личности).Для нашей работы данная методика значима, так как позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности, определить к какому типу темперамента относится человек, (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик). После определения индивидуально-психологических характеристик человека и его эмоциональной подвижности (эмоциональная устойчивость, стабильность), мы проведем взаимосвязь с представлениями о психотерапии. То есть влияют ли данные характеристики личности на его представления о психотерапии.
Рассмотрим опросник подробнее. Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии,
интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник(по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик(сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик(слабый, неуравновешенный, инертный).
В исследовании приняло участие 33 человека в возрасте от 20 до 58 лет, мужчины и женины. Мы разделили в группы по возрастным категориям. Первая возрастная группа: от 20 – 35 (20 человек), вторая: от 36 – 58(13 человек). Данная возрастная выборка была произведена исходя из того, что, во-первых, по наблюдению работы в центре позитивной психотерапии, большинство людей, начинают посещать психотерапевта только с 20 лет. Во-вторых, для проведения нашего исследования представлений о психотерапии мы взяли респондентов уже сформированных личностей в возрасте от 20 до 58 лет. И в-третьих, мы разделили респондентов по возрастным категориям с 20 до 35 и с 35 до 58, это можно аргументировать тем, что по нашему мнению, представления о психотерапии будут различаться у обеих групп, исходя из особенностей взросления и воспитания у людей данных возрастных групп. Например, в эпоху взросления более старшего поколения(35-58), не было пропагандирования СМИ и настолько высокого развития технологий, нежели чем у более ранней возрастной категории(20-35).
Как сказано в главе 1, параграф 1.1 Штерн В. обратил внимание на отсутствие «динамизма» в представлениях детей, на то, что «вплоть до подросткового возраста представления ребёнка принимают и сохраняют схематическую неподвижность». Такая «схематическая неподвижность» представлений ребёнка ежесекундно сталкивается с «движущейся», беспрестанно видоизменяющейся объективной реальностью. Ребёнок решает этот конфликт просто – «при переходе от одной ситуации к другой его представления полностью трансформируются». Прежние «схемы» спокойно сдаются в утиль, вместо того, чтобы совершенствовать их, на скорую руку строятся новые, соответствующие текущему моменту. Возникает парадокс – при всей своей «схематической статичности» детские представления «чрезвычайно ситуативны». Даже 7–8-летний ребёнок зачастую попадает впросак, «его представления об одном и том же объекте (ситуации) при разных ракурсах их рассмотрения (с разных точек зрения) это для ребёнка несколько несовпадающих представлений».
Из вышеизложенного мнения, можно сказать о том, что представления ребенка в отличии от представлений взрослого человека являются ситуативными, то есть те образы, которые образуются у ребенка не имеют более глубокого смыслового понятия, пока на данном этапе взросления у ребенка нет базы и опыта для создания более реалистичного мнения о той или иной ситуации. Поэтому для проведения нашего исследования представлений о психотерапии мы взяли респондентов уже сформированных личностей в возрасте от 20 до 58 лет.
Таким образом, в нашем исследовании принимало участие 2 группы респондентов:
1 группа – люди возраста от 20 -35 лет;
2 группа – люди возраста от 36- 58 лет.
1 группа - 20 человек: представителями государственной организации выступили сотрудники ПАО «ОГК-2» г. Москва (7 человек), коммерческой – клиенты «Центра позитивной психотерапии» г. Хабаровска (5 человек) и респонденты из дальневосточного управления «Ростехнадзора» г. Хабаровск (8 человек).
2 группа - 13 человек, вторая возрастная группа(36-58): ПАО «ОГК-2» г. Москва (3 респондента), клиент «Центра позитивной психотерапии»(1 человек), а также испытуемые Дальневосточного управления «Ростехнадзора» г. Хабаровск(9 человек).
Участие респондентов в исследовании осуществлялась только на добровольной основе. При получении согласия респондентов на участие в исследовании им была предоставлена полная информация о целях проводимого исследования. В ходе работы личная информация респондентов не использовалась для каких-либо посторонних целей, не связанных с исследованием.
2.2. Описание результатов эмпирического исследования
2.2.1. Описание результатов ассоциативного эксперимента
Обобщённые данные ассоциативного эксперимента респондентов вошедших в группу 1 представлены в таблицах 2.1-2.3
Таблица 2.1
Анализ ассоциаций на стимул «Психолог»
| Название категории | Ассоциации | Процентный показатель | Абсолютный показатель |
| Стереотипность восприятия профессии | Серьезный мужчина с хитрым взглядом; Беседа,; врач; советы; помощь навести порядок в голове; откровенность; Разговор «по душам», очки, блокнот, ручка, тесты; специалист по настроениям | 25% | 5 |
| Личностное восприятие профессии | Располагающий голос и манеры; Душа, поддержка, помощь, гуманитарий; Человек с открытой душой, располагающий к себе; Человек, знающий как пережить сложную жизненную ситуацию; Открытость, внутренний мир; Человек, выслушивающий проблемы, но не дающий советы; принятие; равноправие; консультант; гуманитарий; консультация | 65% | 13 |
| Агрессивное восприятие профессии | Мозгоправ; псих; Врач, не получивший нормальный диплом; врач; доктор | 10% | 2 |
Ассоциативный эксперимент выявил у респондентов группы 1 в представлениях, возникающих на стимул «психолог» преобладает ассоциация помощь, которая относится к такой категории как специфика личностного восприятия профессии(65%), на втором месте – врач, данную ассоциацию мы отнесли к категории стереотипного мышления(25%), на третьем ассоциация – псих. В свою очередь, данная ассоциация была отнесена к категории специфики агрессивного восприятия профессии(10%)
Были даны такие ассоциации как консультант, беседа, разговор. Это говорит о том, что большинство респондентов хоть и отчетливо понимают, что деятельность психолога связана с помощью другим людям, но все же у большинства нет понимания о том, что психолог не является врачом, который производит медикаментозное лечение. Но также стоит отметить, что у небольшого количества испытуемых все же существует приблизительное, хоть и неполное понимание того, что психолог – это не врач, который лечит и выписывает препараты, а специалист, который работает с психически здоровыми людьми, не больными, а попавшими в сложную жизненную ситуацию.














