ВКР ИТОГОВЫЙ (1205374), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Несмотря на множество подходов к определению понятия «представление», мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. По их мнению, представления – это субъективные образы объективно существующего, воссозданные памятью (представления памяти) или созданные воображением (творческие образы), возникающие, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта. Представления человека – культурно-исторически обусловлены, «человек вооружён и ограничен представлениями своей эпохи, своего времени» - трактовал А.Р. Лурия [27].
Павлов И.П. считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности.
В высказывании И.П. Павлова хочется подчеркнуть, что когда человек в процессе своей жизни и деятельности сталкивается с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у него формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.
Представление занимает особое место среди психических познавательных процессов. ВеккерЛ. М. предлагает считать представления вторичными образами.
Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные, мыслительные, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической информации. Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и является «сквозным» параметром всех психических процессов, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти.
Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, т. е. в данный момент совершающегося отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт. Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков»[22].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышлением.
Однако следует отметить, что в настоящее время ведется мало исследований в обозначенном направлении. Возможно, это связано с тем, что «исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями как в исходном пункте анализа — при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории «первых сигналов»[14]. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления.
Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой. В связи с этим экспериментально-психологическое исследование вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало «устоявшегося» эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрозненны»[9]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что исследования представлений являются актуальной и вместе с тем полностью не решенной проблемой. Например, весьма значимой проблемой является исследование процессов формирования представлений о психотерапии людей разных возрастных групп.
Посредством представлений осуществляется субъективная категоризация ощущений и восприятий. Преобразование восприятий в образы-представления, обобщение предметного содержания представлений – «центральный механизм наглядно-образного мышления», «формирующего отражение объективной реальности в образно-концептуальной форме» (А.В. Запорожец). По словам А.В. Запорожца, представления составляют «первый, так сказать, цокольный этаж общего здания человеческого мышления»[17].
Мышление в плане представлений позволяет человеку «освободиться от плена непосредственно данного», «создаёт внутренний план действий», «грандиозную картину для анализа и обобщений», как бы «удваивает реальность», помимо реальности непосредственно воспринимаемой возникает реальность мыслимая, представляемая.
Представления обеспечивают ориентацию и информационное обслуживание деятельности. Потребность как представление субъекта о своём желаемом состоянии, цель действия как мысленный образ, представление результатов деятельности позволяют субъекту регулировать деятельность, предвосхищать результаты и даже переживать смысл действий ещё до их непосредственного выполнения. Входя в содержание «образа желаемого будущего» и «Я-концепции», представления осуществляют макрорегуляцию личностного развития субъекта.
Любой объект, явление, проблема могут иметь бесконечное количество разнообразных проекций в сознании, «существует множество способов представить одни и те же ситуации» (Ю.Б. Гиппенрейтер), поэтому трудно переоценить роль представлений в решении эвристических задач. Представления выполняют также эмоционально-защитную функцию. В плане представлений зачастую происходит «разрядка возникающего напряжения и образно-символическое разрешение конфликта» (Р.С. Немов)[33].
Ещё Л.С. Выготский говорил об отсутствии непреодолимой границы между образным и теоретическим мышлением. В современной психологии накапливается всё больше эмпирических фактов, позволяющих утверждать – между образным и теоретическим мышлением отсутствует иерархическое отношение «высший тип» – «низший тип». Релевантными теоретическому мышлению являются не только вербально-понятийные, но и наглядно-образные средства решения задач. Существенные, содержательные связи объективной действительности могут отражаться сознанием индивида посредством специфических «наглядных моделей», «модельных представлений» (Л.А. Венгер)[14]. Сопоставление, обобщение, преобразование представлений позволяет субъекту получить «конкретную картину», «моделирующую общее, теоретическое отношение», позволяющую «увидеть решение теоретической задачи в плане представлений-символов» (Л.А. Венгер), «умных образов» (В.В. Рубцов). Рубинштейн С.Л. высоко оценивал роль особых представлений – художественных образов и метафор, считая, что в них в нерасчленённом единстве выступают чувственные и логические моменты», причём «чувственная сторона художественных образов как бы освещается логическим содержанием, и сама служит опорным пунктом обобщённого логического знания».
Даже в таких абстрактных науках, как высшая математика, теоретическая физика, интуитивное, образное познание действительности «играет первостепенную роль», об этом, ссылаясь на мнение А. Эйнштейна, П.Л. Капицы писал советский психолог А.В. Запорожец.
Учёные выделяют целый ряд функций представлений в психике человека.
1. Представления входят в содержание сознания субъекта, опосредствуют психические процессы. Так, например, по мнению А.В. Петровского, «воображение носит преимущественно образный характер», А.В. Брушлинский рассматривает воображение как «способность к созданию новых образов и представлений», с ними полностью согласен философ Э.В. Ильенков, понимающий под воображением «процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые образы». Посредством представлений осуществляется субъективная категоризация ощущений и восприятий.
Преобразование восприятий в образы-представления, обобщение предметного содержания представлений – «центральный механизм наглядно-образного мышления», «формирующего отражение объективной реальности в образно-концептуальной форме» (А.В. Запорожец).
По словам А.В. Запорожца, представления составляют «первый, так сказать, цокольный этаж общего здания человеческого мышления»[17]. Мышление в плане представлений позволяет человеку «освободиться от плена непосредственно данного», «создаёт внутренний план действий», «грандиозную картину для анализа и обобщений», как бы «удваивает реальность», помимо реальности непосредственно воспринимаемой возникает реальность мыслимая, представляемая.
2. Представления обеспечивают ориентацию и информационное обслуживание деятельности. Потребность как представление субъекта о своём желаемом состоянии, цель действия как мысленный образ, представление результатов деятельности позволяют субъекту регулировать деятельность, предвосхищать результаты и даже переживать смысл действий ещё до их непосредственного выполнения. Любой объект, явление, проблема могут иметь бесконечное количество разнообразных проекций в сознании, «существует множество способов представить одни и те же ситуации[24].
3. Представления выполняют эмоционально-защитную функцию. В плане представлений зачастую происходит «разрядка возникающего напряжения и образно-символическое разрешение конфликта» - считает Р.С. Немов[33].
Сопоставление, обобщение, преобразование представлений позволяет субъекту получить «конкретную картину», «моделирующую общее, теоретическое отношение», позволяющую «увидеть решение теоретической задачи в плане представлений-символов» (Л.А. Венгер), «умных образов» (В.В. Рубцов). Щербатых Ю.В. вычленил черты сходства и отличий представлений от психических явлений, как восприятие и галлюцинации (рисунок 1).
Рис. 1.1 Отличия и сходства представлений и восприятия
Рис. 1.2. Отличия и сходства представлений и галлюцинаций
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.
Рис. 1.3. Виды представлений
1. По ведущим анализаторам (по модальностям).
В соответствии с данным разделением выделяют следующие виды представлений:
-
зрительные (образ человека, места, пейзажа); o слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
-
обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
-
вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
-
тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
-
температурные (представление о холоде и тепле).
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов.
2. По степени обобщенности.
Степень обобщённости в представлениях может быть разной, в связи с этим традиционно различают единичные (конкретные), общие и схематизированные представления.
Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.














