ВКР (1205279), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Например, Федеральный закон «О лекарственных средствах» устанавливает, что проведение клинических исследований лекарственных средств на несовершеннолетних, не имеющих родителей, военнослужащих, лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также на лицах, находящихся под стражей в следственных изоляторах, запрещается. Ограничения установлены для испытаний препаратов на беременных женщинах. Обязанности пациента. Целесообразно выделить три основные обязанности пациента: предоставлять врачу информацию в необходимом для его деятельности объеме, соблюдать рекомендации врача и выплатить ему гонорар, если таковой предусмотрен.72 Предоставление врачу информации является обязанностью пациента только в определенных случаях, например при наличии у него инфекционного опасного заболевания и т.п. В остальных случаях это не обязанность, так как у каждого есть право на информационное самоопределение, и это уже выбор пациента – принимать ли на себя риск неправильного лечения из-за непредоставления полной информации специалисту. В таких случаях при неправильности или неэффективности лечения врач ответственности, конечно же, не несет.
Схоже это и с обязанностью следовать предписаниям врачей: обязанностью это может быть не всегда, по крайней мере, юридической обязанностью, так как никто не может быть обязан предпринимать что бы то ни было в отношении своего здоровья за исключением предусмотренных законом случаев (эпидемии и др.). Это может быть максимум юридически релевантным действием/ бездействием, так как влечет вред для пациента, но переходит в его ответственность, причинная связь с действиями врача нарушается. Поэтому несоблюдение предписаний может стать релевантным в юридическом смысле, но не является юридической обязанностью.
Выплата гонорара регулируется гражданско-правовым договором и является в случае его заключения обязанностью пациента. Врачи и медицинский персонал как субъект медицинского права. На наш взгляд, применительно к статусу врачей и медицинского персонала возникает множество сложных вопросов, связанных с их юридизацией. Сложнейшим из них является закрепление баланса между профессионализмом, включая право на риск, и ответственностью, правом на соответствующие условия труда, включая вознаграждение, и доступностью медицинской помощи. Статусная характеристика. Образование. Статья 54 Основ определяет, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Таким образом, главным отличительным признаком врача (медицинского работника) является соответствующее образование. Получение и стандарты этого образования, а также допуск к профессиональной деятельности (сертификат специалиста) регулируются несколько хаотичными подзаконными актами, а частично не регулируются вовсе.
Так, в связи с отменой приказа Минздравмедпрома РФ от 19 декабря 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной деятельности» остается неразрешенным вопрос о получении сертификата специалиста после окончания интернатуры. Действуют пока и приказы Минздрава СССР, например приказ от 20 января 1982 г. № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре», и др. акты. Основными нормативными правовыми актами в сфере медицинского образования являются: Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ, утвержденное постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 мая 1994 г. № 3, приказ Минздрава России от 31 марта 1997 г. № 3 «О поэтапном введении с 1997 г. итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений», а также гос. стандарты, утвержденные Госкомвузом России на основании постановления Правительства РФ № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» от 12 августа 1994 г., и приказ Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г. «Об утверждении Положения «О клинической ординатуре».
Можно полагать, что получение образования по одной из самых сложных и влиятельных профессий не урегулировано систематически на законодательном уровне. Необходимо принять закон о получении высшего и среднего медицинского образования с целью урегулировать все соответствующие вопросы о получении образования, его стадиях и стандартах, а также о допуске к профессиональной деятельности в соответствии со ст. 54 Основ. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности также регулируется на подзаконном уровне Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30. Трудовая деятельность медицинских работников.
Главным правовым источником в этой области является Трудовой кодекс РФ и соответственно трудовой договор согласно ст. 56 ТК РФ. Также действуют подзаконные акты, например приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» 73 или постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».
Действующее законодательство не учитывает в достаточной степени специфику медицинской деятельности, регулирование ее в рамках ТК РФ, а уточнение подзаконными актами приводит к правовой нестабильности положения медицинских работников. Эту проблематику также необходимо урегулировать на законодательном уровне в специальном законе «О трудовой деятельности медицинских и фармацевтических работников».
В литературе рассматриваются несколько блоков проблем профессионального права медицинских работников: трудовой договор и его существенные условия, регулирование рабочего времени, а также вопросы сверхурочной работы, совместительства, пенсионного обеспечения, врачебной тайны, медицинского риска и др. Не анализируя, по существу, поставленные вопросы, относящиеся к регулированию трудовых отношений медицинского персонала, укажем только на необходимость их юридизации, т.е. превращения текстов нормативных правовых актов в четкие юридические предписания. Права и обязанности. П.Е. Чесноков и Е.Г. Балуца выделяют три категории прав медицинских работников: первая – это права общегражданские, общечеловеческие, предусмотренные Конституцией РФ, ГК РФ и др.; вторая – права любого работника, вне зависимости от сферы его деятельности, предусмотренные трудовым законодательством, третья – профессиональные права медицинских работников в связи с особенностями их профессиональной деятельности. На наш взгляд, с позиций именно медицинского права желательной была бы иная классификация: общий статус медицинских работников и вытекающие из этого общие права; специальный статус в зависимости от области деятельности с соответственно специальными правами; конкретный статус как сумма общего и специального для конкретного медицинского работника, из которого проистекает набор субъективных прав конкретного лица.
Но законодательство в этой области настолько не развито, что представляется достаточно трудной реализация такого рода классификации. Тем не менее, можно утверждать, что общий статус и права медицинских работников определяются, прежде всего, Основами (ст. 54–64) и подзаконными актами. Специальные права определяются, хотя и не полностью, специальными нормативными актами, например ст. 18–22 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в частности ст. 21, устанавливающей независимость врача-психиатра, ст. 22, формулирующей право на сокращенную продолжительность рабочего времени и др. В целом можно выделить несколько групп прав медицинских работников, отраженных в законодательстве: осуществление профессиональной деятельности при определенных условиях (общие – п. 1, 2, 8 ст. 63, ст. 56 Основ; специальные, например, ст. 21, абз. 2, 3, ст. 20 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); получение дополнительной квалификации, знаний (п. 4, 5, 6 ст. 63 Основ и др.); страховое обеспечение (общие – п. 7 ст. 63, 64 Основ; специальные – абз. 2 ст. 22 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); защита профессиональной чести и достоинства (п. 3 ст. 63 Основ); трудовые права (общие – рабочее время, отпуск, заработная плата, пенсионное обеспечение – и специальные – абз. 1 ст. 22 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Анализ действующих законодательных и нормативных правовых актов позволяет выявить ряд пробелов в определении статусов медицинских работников. Кратко укажем отдельные из них. Никак не отражено в законодательстве право медицинских работников на получение релевантной для их деятельности правовой информации; недостаточно урегулирован процесс принятия врачебных решений и, соответственно, права врачей в рамках этого процесса.
Некоторые права, например право на защиту профессиональной чести и достоинства, не получают должного юридического наполнения, а устанавливаются Основами чисто декларативно, повторяя по сути положения Конституции России и ГК РФ. В случае разработки проекта закона «О трудовой деятельности медицинских работников» в него необходимо включить раздел об их правах. В этом разделе следует установить указанные группы прав и снабдить их гарантиями. Также необходимо подробно расписать механизм принятия врачом решений с целью зафиксировать права отдельного медицинского работника и, соответственно, корреспондирующие этому обязанности, а также облегчить процессы доказывания в разнообразных медицинско-правовых спорах. Обязанности медицинских работников: обязанности медицинских работников как таковые вообще не выделены в законодательстве и не обсуждаются в литературе, по крайней мере, как юридическая категория.
Правда, существуют Кодекс врачебной этики и Этический кодекс медицинской сестры России, которые очень красиво формулируют обязанности медицинских работников, но они носят рекомендательный характер и не являются юридическими документами, не имеют юридической силы. Несмотря на то, что медицинское право, бесспорно, очень тесно связано с этикой и философией, этого недостаточно. Научной и практической проблемой является перевод обязанностей врача в юридические категории. Это относится, по меньшей мере, к нескольким группам отношений: врач и общество, врач и пациент, коллегиальность врачей, врачебная тайна, научные исследования и биомедицинские испытания, помощь больным в терминальном состоянии, информация и реклама, врачебные справки.
В каждой из групп перечислены цели, задачи, в том числе нравственные, частично – содержание обязанностей врача. Многие из них носят действительно только этический характер и не подлежат юридизации, например, обязанность врачей – быть примером для подражания для студентов и молодых специалистов. При этом обязанности врача сложно, но и необходимо фиксировать в юридическом порядке наряду с правами медицинских работников.
Особые трудности вызывают и требуют длительного обсуждения обязанности: 1) полноценного оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ и клятвой врача; 2) систематически профессионально совершенствоваться; 3) уважать честь и достоинство пациента; 4) сохранять в тайне данные, ставшие известными в рамках его профессиональной деятельности; 5) информировать соответствующие инстанции о сделанных открытиях. Некоторые из этих моментов отражены в законодательстве. Так, врачебная тайна и недопустимость ее распространения урегулированы статьей 61 Основ, но как общее абстрактное положение «не допускается...», несмотря на то, что в той же норме устанавливается ответственность.
Кроме того, недостаточно четко определен адресат нормы, не выделен именно ее обязывающий характер, что приводит к недопониманию врачами значения и последствий данной нормы. Частично, но без использования необходимых юридических конструкций, обязанности врача закреплены в статье 60 Основ о «Клятве врача», содержащей большое количество этических заветов, например доброжелательное отношение к коллегам. Странно, что в клятве отсутствует обязательство придерживаться законов Российской Федерации. Задача юридизации обязанностей врача не является простой еще и из-за сильной закрытости врачебного мышления, но именно это делает ее крайне необходимой. Особенно учитывая важность затронутых благ, т.е. жизни и здоровья населения. Оценка правового регулирования статуса медицинских работников как субъектов медицинского права.
Представляется, что пробельно или вообще отсутствует необходимое законодательное регулирование многих вопросов, а именно: допуска к образованию, его системы, допуска к профессиональной деятельности, каталога прав и обязанностей. В литературе недостаточное внимание уделено статусным характеристикам и практическим потребностям медицинских работников. Помимо разработки соответствующих законодательных актов (в идеале в виде Медицинского кодекса) необходимо провести полное исследование статуса врачей с двух позиций. 74
С одной стороны, в целях обеспечения защищенности врачей для гарантии максимальной эффективности осуществления ими профессиональной деятельности, с другой стороны – с позиции контролируемости врачей для обеспечения максимальной защищенности пациентов от злоупотреблений, халатности и некомпетентности и вообще сохранения правопорядка.














