Антиплагиат диссертация (1205278), страница 3
Текст из файла (страница 3)
1 Основ[1] 22.07.1993 г. № 5487-1 ([8]далее – Основы) относитзаконодательства РФ об охране здоровья граждан отмедицинскую помощь к охране здоровья, что представляется более верным: «[1]Охрана здоровья граж дан – э то совокупность мер политического, э кономического, правового, соц иального, культурного,научного, медиц инского, санитарно-гигиенического и противоэ пидемического характера, направленных на сохранение иhttp://dvgups.antiplagiat.ru/ReportPage.aspx?docId=427.17339957&repNumb=14/2024.02.2016Антиплагиатукрепление физического и психического здоровья каж дого человека, поддерж ание его долголетней активной ж изни,предоставление ему медиц инской помощ и в случае утраты здоровья».Таков фундамент нормативных понятий в сфере охраны здоровья.
Однако при их внешней стройности очевидно, чтона самом деле интересующий нас вопрос понимается нормотворцами неодинаково, иначе мы не имели бы такогоколичества терминов:право на здоровье;право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья иблагосостояния самого человека и его семьи;право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья;право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Договор медицинского страхования, дающий право на охрану здоровья (на медицинскую помощь при наступлениистрахового случая), может быть заключен в пользу третьего лица: одно лицо (например, работодатель) купило длядругого лица (работника) страховку. Таким образом, одно лицо передало право получения медицинской помощидругому лицу, и, стало быть, это право передаваемо и отчуждаемо, в данном случае законодатель подменилтермины «право на здоровье» (которое действительно нельзя отделить от человека) и «право на охрану здоровья».Термин «право на здоровье» довольно широко используется в международной практике, однако не имеетюридического смысла.Здоровье неотделимо от человека , a право как таковое описываетустойчивыеобщественные отношения в определенной сфере деятельности.
Отношения возникают между объектами исубъектами права и между субъектами. Однако здоровье – неотъемлемая принадлежность человека, и здесь мыимеем совпадение субъекта и объекта в человеке (гражданине). Между этим субъектом права (человеком) иобъектом права (здоровьем) невозможно построить систему правовых взаимоотношений и норм, поскольку это –внутренние отношения человека, куда общество с его нормотворчеством может вмешаться лишь тогда, когда самчеловек угрожает себе или другому или не может себе помочь.
Но тогда это внешнее вмешательство уже будет нечастью права на здоровье, а одной из мер по охране здоровья. В этом случае третьему лицу дается право, минуяволю субъекта, непосредственно вмешиваться в его здоровье. В таких случаях воля игнорируется в интересахсамого человека или в интересах общества. Эти ситуации рассматриваются как исключительные. Правилом жеявляется позиционирование гражданина как полноценного субъекта гражданско-правовых отношений, волякоторого имеет определяющее значение.Единственным доводом в пользу термина «право на здоровье» могут служить случаипосягательства на здоровьегражданина другими лицами (преступниками), вредоносными факторами, включая экологию, болезни и пр.
В этойситуации можно говорить о здоровье как о полноценном объекте права, который подлежит охранительным (однакоуже в чисто правовом контексте) мерам вплоть до уголовных санкций.Тезис, что термин «право на здоровье» якобы помогает осознать, что речь идет не только об охране здоровья, но ио праве на ряд условий, без которых оно невозможно (доступ к чистой питьевой воде и здоровая экологическаяобстановка), обобщен в российском определении «охраны здоровья граждан»: в частности, здесь говорится осовокупностимерполитического,экономического,правового,социального,культурного,научного,��едицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Приведенные аргументы нельзяпризнать убедительными, поскольку они не дают научного обоснования термину, а отсылают лишь к той частиюридической практики, корректность которой вызывает обоснованные сомнения.
Неверная практика подлежитнаучному анализу и должна быть пересмотрена.Анализируя вышеприведенные международные акты, можно сделать вывод, что они говорят не о том, что человеквправе иметь здоровье (право на здоровье), а о том, что он вправе прибегнуть к инфраструктуре, созданнойгосударством и обществом (совокупность мер по охране здоровья) для реализации этого права.
И тогда происходитполное слияние смыслов выражений «право на здоровье» и «право на охрану здоровья». Последнее понятиеявляется более точным с правовой и содержательной точек зрения, поскольку в отличие от понятия «здоровье»понятие «охрана здоровья» всегда связано с действиями конкретных лиц – субъектов права, и это право можетбыть объективировано.
Между тем выражение «право на здоровье» выглядит значительно более субъективным.Таким образом, предпочтительнее иметь дело с правом на охрану здоровья, а о соответствующей комплекснойотрасли права есть смысл говорить как о здравоохранном праве. Если углубиться в самую суть проблемы, товажнейшим нерешенным вопросом окажется приемлемое для юридических целей определение собственно понятия«здоровье».ВОЗовское определение не дробит здоровье на уровни, говоря о «состоянии полного… благополучия», то МПЭСКП(Международный пакт экономических, социальных и культурных прав) с этим, очевидно, не согласен, потому чтопредполагает наличие у здоровья неких уровней («право на наивысший достижимый уровень физического ипсихического здоровья» – ст. 12 МПЭСКП). Показательной является попытка замены в норме МПЭСКП слова«здоровье» на ВОЗовское определение: «[1]участвующ ие в Пакте государства признают право каж дого человека на наивысший достиж имый уровень физического ипсихического состояния полного физического, душевного и соц иального благополучия, а не только отсутствие болезней илифизических дефектов».Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля гласит: «ЗДОРОВЬЕ, или здравие, ср.
состояньеживотного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга,болезни». Большая советская энциклопедия: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующеесяего уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений…»«Здоровье – состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребностьв добровольном напряжении ».http://dvgups.antiplagiat.ru/ReportPage.aspx?docId=427.17339957&repNumb=15/2024.02.2016АнтиплагиатВ состоянии здоровья каждый человеческий индивид способен к освоению и дальнейшему развитию различныхформ родовой деятельности.
При этом вполне достижима, растущая независимость человека от ограничений,задаваемых его собственной телесностью. Возрастание независимости человека от ограничений собственнойтелесности осуществляется на путях формирования эпиморфных виртуальных функций,[1]функц иональных органов , функц иональных систем имоделей потребного будущего.
Все эти виртуальные органы и функциональные системы формируются не вимитациях бурной деятельности. По данным современной физиологии труда, только выраженные функциональныетраты, приводящие к утомлению, являются стимуляторами восстановительных процессов. Причем специфическаяособенность самой морфо физиологии человека такова, что человеческий организм заново себя восстанавливаетне возвращением к исходному состоянию, а избыточным самоообогащением в структурном и энергетическомвыражении. Наилучший способ охраны здоровья – это его развитие через совершенствование «способности кделу» в не чрезмерной, но и в нешуточной работе. Итак, большая часть авторов и источников считает здоровьесостоянием, и лишь некоторые – способностью.Поэтому термин «здоровье» через термин «состояние» объясняется не полностью, тем более что нередкоиспользуется сочетание этих слов – «состояние здоровья», что опять же может превращаться в тавтологию, вроде«состояние состояния».
А все авторы определения «здоровье» парадоксальным образом ожидают от «состояний»некой способности быть уравновешенными, жизнедеятельными, функционирующими.Нетрудно увидеть, что и понятие «здоровье», и понятие «способность» могут быть выражены через понятие«состояния, позволяющего действовать», и здесь мы имеем почти полное тождество. Учитывая, что здоровьечеловека является важнейшим атрибутом после самой жизни, можно сказать, что здоровье – это способностьосуществлять жизнедеятельность.Учитывая, что эта способность не должна сопровождаться искусственной поддержкой (лекарствами, приборами ит. п.), мы должны говорить о естественной, самостоятельной или природной способности человека осуществлятьжизнедеятельность.
Учитывая, что заболевания могут присутствовать, но до поры до времени никак не влиять наспособность жить, имеет смысл говорить о способности к осуществлению жизнедеятельности не только человека вцелом, но и всех уровней (органного, молекулярного и т. п.) и всех частей его организма.Учитывая, что объективная оценка здоровья человека может быть дана только на основе сравнения со здоровьемдругих людей (в сравнении с медицинскими и пр. нормами), мы должны говорить о способности осуществлятьнормальную деятельность. Отклонение от норм необходимо считать нарушением здоровья, что не мешаетразработке таких понятий, как «индивидуальные особенности организма» или «компенсаторные возможности»,которые являются исключением, а не нормой.
Тогда здоровье – это естественная способность человека в целом,всех частей и уровней его организма осуществлять нормальную жизнедеятельность.А право на охрану здоровья – это право на охрану естественной способности человека, всех частей и уровней егоорганизма осуществлять нормальную жизнедеятельность. Соответственно, болезнь – это нарушение здоровья(естественной способности человека в целом, всех частей и уровней его организма осуществлять нормальнуюжизнедеятельность).Согласно толкованию Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, право на здоровье вовсех его формах и на всех уровнях содержит следующие основные взаимосвязанные элементы:а) Наличие.
Государство должно располагать достаточным количеством функционирующих учреждений, товаров иуслуг в сфере здравоохранения и медицинской помощи, а также соответствующих программ. К ним будутотноситься основополагающие предпосылки здоровья, такие как инфраструктура для снабжения безопаснойпитьевойводойиадекватнымисанитарнымиуслугами,больницы,поликлиникиидругиеучрежденияздравоохранения, подготовленный врачебный и медицинский персонал, получающий конкурентоспособное навнутреннем уровне вознаграждение, и важнейшие лекарственные средства, определяемые в Программе действийВОЗ в отношении базовых медикаментов.б) Доступность.
Учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть доступны каждому человеку без какойбы тонибылодискриминации.Доступностьимеетчетыревзаимосвязанных аспекта:недискриминация:учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть де-юре и де-факто доступны для всех, особенно длянаиболее уязвимых или социально отчужденных слоев населения,без дискриминации по какому-либо изза��рещенных признаков; физическая доступность: учреждения, товары и услуги здравоохранения должнынаходиться в физической досягаемости для всех групп населения, особенно для уязвимых или социальноотчужденных групп, таких как этнические меньшинства и коренные народы, женщины, дети, подростки, пожилыелюди, инвалиды и лица, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом; экономическая доступность (доступность с точкизрения расходов): учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть доступны всем; доступностьинформации: включает право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросовздоровья.в) Приемлемость.















