ДИССЕРТАЦИЯ Ю(М) Рубанцова С.В. (1205249), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях предусмотрено, что тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке (доверенные лица пострадавшего). При необходимости к расследованию таких несчастных случаев могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации и других заинтересованных органов83.
Положение исходит из того, что именно в этих случаях имеется наибольшая вероятность возникновения оснований для решения вопросов возмещения вреда, тогда как при несчастных случаях с легким исходом эти вопросы не так актуальны (хотя вопросы отплаты листка нетрудоспособности могут возникать в любом случае). Вместе с тем Положение не исключает возможности проведения расследования любого несчастного случая по заявлению пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего государственной инспекцией труда.
На основании заявления пострадавшего государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая и составляет акт о расследовании несчастного случая по установленной форме. Если в ходе расследования у государственного инспектора труда появились достаточные основания для предположения о том, что предъявляемым для рассмотрения гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения, то с учетом требований ч. 4 ст. 11 ТК РФ и Положения он должен получить по данному вопросу решение суда, которое подтвердит (либо опровергнет) это предположение.
В ряде случаев на практике возникают сложности по разграничению трудовых и гражданско-правовых договоров. В связи с этим необходимо помнить, что специфика обязанностей работника по трудовому договору состоит в выполнении конкретной трудовой функции, т.е. работы по определенной специальности, должности, соответствующей квалификации. Именно эта обязанность работника, неразрывно связанная с подчинением внутреннему трудовому распорядку, позволяет, прежде всего, разграничить трудовой договор и смежные гражданско-правовые договоры, предметом которых является определенный результат труда, выполнение индивидуального конкретного трудового задания (заказа, поручения), осуществляемого без подчинения исполнителя работы внутреннему трудовому распорядку предприятия84.
К числу гражданско-правовых договоров, в частности, относятся:
договор подряда, выполняемый личным трудом гражданина, согласно которому подрядчик обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию заказчика с использованием его или своих материалов, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее;
договор поручения, согласно которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если иное не предусмотрено законодательством или договором85.
Следует отметить, что само по себе наименование того или иного договора не может служить достаточным основанием для разграничения трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров. Так, на практике и те и другие облекаются порой в идентичную форму «трудового соглашения». Разграничение различных видов договоров в сомнительных случаях возможно лишь на основе детального изучения их содержания.
Письменный трудовой договор и приказ (распоряжение) о приеме на работу являются лишь правовыми средствами оформления соглашения, состоявшегося между работником и работодателем. Предвидя возможные случаи нарушения правильного оформления трудовых отношений с работодателем, в целях охраны интересов работника в трудовое законодательство ввели правило о том, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли надлежащим образом оформлен прием на работу. В связи с этим следует иметь в виду, что это правило подлежит применению в случаях, когда работник был допущен к исполнению трудовых обязанностей по распоряжению или с ведома работодателя или уполномоченного им лица, обладающего правом приема на работу86.
Итак, действие Трудового кодекса Российской Федерации распространяется на физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора, заключенного с работодателем, пусть даже прием на работу не был надлежащим образом оформлен, но работник был допущен к исполнению трудовых обязанностей по распоряжению или с ведома работодателя или уполномоченного им лица, обладающего правом приема на работу.
Вид правоотношений (трудовые или гражданско-правовые) между субъектами несчастного случая не имеет принципиального значения для процедуры расследования и оформления несчастного случая. Однако это принимается во внимание при определении их персональной ответственности за правонарушения, которые привели к несчастному случаю. Следует учитывать, что только для лиц, состоящих в трудовых отношениях, действуют нормы трудового права и подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, большая часть которых устанавливает обязанность одной из сторон (работодателя) обеспечивать другой стороне (работнику) здоровые и безопасные условия труда. В отличие от трудовых гражданско-правовые отношения подразумевают равную ответственность сторон в договоре, признавая существенными лишь условия, оговоренные в нем (при заключении сделки). Вот почему в рамках действующего в настоящее время Трудового кодекса Российской Федерации на практике особое значение приобретает правильное разграничение трудовых отношений от смежных с ними гражданско-правовых87.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе88.
При происшествии несчастного случая с работником, который фактически с ведома работодателя выполнял определенную работу в его интересах, не имея при этом оформленного письменно трудового договора либо договора гражданско-правового характера, специальной формы, устанавливающей особый порядок расследования такого несчастного случая не существует.
В данном случае следует руководствоваться общим порядком расследования несчастных случаев (включая направление в установленных случаях соответствующего извещения в органы и организации, указанные в ст. 228 ТК РФ89.
При этом в ходе расследования следует также учитывать и руководствоваться требованиями ст. 67 ТК РФ, устанавливающей, что трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
Следует подчеркнуть, что в данном случае у пострадавшего имеется законное право обратиться в государственную инспекцию труда с сообщением о несчастном случае и просьбой провести его надлежащее расследование.
Тот факт, что сторона договора, которая в судебном порядке фактически признана работодателем (а, следовательно, страхователем), не перечислила страховые взносы в исполнительный орган страховщика, не может являться препятствием для надлежащего решения вопросов страхового обеспечения пострадавшего.
Обращение в суд государственного инспектора труда в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно лишь по просьбе лиц, чьи права нарушены (это еще одно из объективных оснований того, почему расследование таких случаев должно проводиться только по заявлению пострадавшего)90. Следовательно, пострадавший должен подать государственному инспектору труда заявление, хотя обе просьбы (провести расследование и защитить нарушенные права в суде) могут быть изложены в одном заявлении, первоначально поданном пострадавшим в государственную инспекцию труда91.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46 ГПК РФ, вступив в процесс, государственный инспектор труда пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов92.
В случае если суд вынесет решение, что договором гражданско-правового характера фактически регулировались трудовые отношения между работодателем и работником, государственный инспектор труда в соответствии с ч. 3 ст. 11 ТК РФ и Положением вручает работодателю предписание (вместе с актом о расследовании этого несчастного случая) с требованием об оформлении данного несчастного случая актом формы Н-1.
При этом в соответствии с требованием Положения в указанном случае акт формы Н-1 должен быть оформлен в трех экземплярах работодателем (его представителем) или уполномоченным им лицом в соответствии с актом о расследовании данного несчастного случая, проведенном государственным инспектором труда, о чем в акте формы Н-1 делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии). После этого все экземпляры акта формы Н-1 утверждает работодатель. Два утвержденных экземпляра акта вручают пострадавшему (его доверенным лицам), один из которых передается в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).
Усматривается, что исполнительный орган страховщика (соответствующее региональное отделение ФСС РФ) в случае обращения пострадавшего по вопросу страхового обеспечения не вправе отказать ему на основании якобы ненадлежащего оформления акта формы Н-1, т.к. именно такой порядок оформления указанных несчастных случаев установлен Положением93.
Учитывая положения ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, данный случай следует квалифицировать как страховой, который влечет возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию, по двум причинам:
он надлежащим образом оформлен юридическим документом (актом формы Н-1), который в установленном порядке подтверждает факт повреждения здоровья пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве, т.е. при исполнении им трудовых обязанностей;
пострадавшего следует считать застрахованным, что фактически установлено судом, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ все работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. все они являются застрахованными94.
Тот факт, что сторона договора, которая в судебном порядке фактически признана работодателем (а, следовательно, страхователем), не перечислила страховые взносы в исполнительный орган страховщика, не может являться препятствием для надлежащего решения вопросов страхового обеспечения пострадавшего.
Если в ходе расследования несчастного случая государственный инспектор труда не усмотрит оснований для выводов о том, что правоотношения между сторонами договора носят характер трудовых, решение вопросов возмещения вреда в значительной степени будет зависеть от его выводов о причинах несчастного случая и лицах, виновных в допущенных нарушениях. При этом государственный инспектор труда обязан ознакомить заинтересованных лиц с результатами проведенного им расследования и вручить им акт о расследовании данного несчастного случая. На основании этого акта, в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ, пострадавший вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда к лицам, виновным в его причинении. При необходимости государственный инспектор труда может оказать пострадавшему правовую помощь в подготовке иска и его судебном рассмотрении. Кроме того, за пострадавшим сохраняется право самостоятельно направить в суд иск в доказательство факта вступления в трудовые отношения с другой стороной договора, одновременно предъявив иск тем лицам, которые, по его мнению, виновны в несчастном случае95.
Отметим, что работники, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы96.
Таким образом, тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполняющими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи.
Расследование легких несчастных случаев, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, существующим законодательством не предусмотрено.















