ВКР (1205235), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Охрана труда может оказывать влияние на общество в целом. Удовлетворение самых простых потребностей является важным элементом жизни человека и это нельзя недооценивать. Если не будут соблюдены правила по охране труда по сохранению жизни и здоровья работников, то нет и физической возможности выполнять работу качественно. А если нет качества в выполненной работе, то нет и прибыли. Данная цепочка очень логична и проста. Отклонение от нормы по охране труда носит негативный характер, который может иметь отражение в снижении статуса человека, в ухудшении качества жизни. Нарушение регламентов в сфере охраны труда – это отрицательные изменения, которые сопровождаются ростом несчастных случаев и, в итоге заболевания, увечья и смертность. Бесспорно, нарушения норм охраны труда могут повлечь за собой ухудшение здоровья работников, затраты денежных средств на лечения43
Общеизвестно, что условия труда большинства российских предприятий можно охарактеризовать как «неблагоприятные» или как «крайне неблагоприятные». По данным Министерства здравоохранения, ежегодные экономические потери в России, обусловленные неблагоприятными условиями труда, сопоставимы с аналогичными потерями в европейских странах. В 2015 г. прямые потери, связанные с выплатой компенсаций, составили 0,1% от ВВП, тогда как косвенные потери, обусловленные неполным восстановлением трудоспособности пострадавших работников, составили 0,25% ВВП. В целом прямые и косвенные потери, связанные с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, оцениваются в 0,35% ВВП.
По данным Росстата, в последние годы наблюдается положительная динамика снижения относительной численности пострадавших. По методологии Росстата, производственный травматизм характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом на 1000 работающих. На конец 2015 г. численность пострадавших при несчастных случаях на производстве значительно снизилось по сравнению с 2007 г..
Если рассматривать показатели производственного травматизма по отраслям, то можно увидеть, что самые высокие показатели по данным Росстата наблюдаются в добыче полезных ископаемых, добывающей и обрабатывающей промышленности и транспорте.
Анализ статистических данных Росстата свидетельствует, что за период с 2010 по начало 2016 г. в организациях, охваченных статистическим наблюдением (организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, организации строительства, транспорта и связи), произошло снижение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Так, относительная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилась до 27,5% от общей численности работающих и составила в абсолютных величинах 3,45 млн человек44.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ структуры занятости работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, свидетельствует, что их наибольшая часть вынуждена трудиться в условиях повышенного уровня шума, ультразвука и инфразвука, запылённости и загазованности воздуха рабочей зоны, причём указанное соотношение снижается в последние годы.
Приведенные статистические сведения показывают, что в последние годы много делается для снижения производственного травматизма, ежегодно на одного рабочего затрачивается более 3000 рублей для обеспечения безопасных условий труда. Такой подход способствует снижению травматизма. Важное значение имеет и создание новых подходов к нормативно-правовому регулированию охраны труда. В частности, в Трудовом кодексе задается стандарта пообеспечению безопасных условий труда.
Так, согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. То есть при буквальном толковании законодательства такое обучение может быть произведено только после заключения с ними трудового договора.
И в то же время ст. ст. 76 и 212 ТК РФ указывают на тот факт, что "работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда". Пункт 2.1.4 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 № 4209) указывает на то, что инструктаж проводится "до начала самостоятельной работы"45. Но как быть в случае, когда организация только что создана, подписан протокол или решение об избрании генерального директора и приказ о назначении на должность?
Выходит, что юридическое лицо в самом начале своего существования допускает нарушение трудового законодательства в области охраны труда, поскольку генеральный директор приступает к работе, не будучи проверенным на знание охраны труда и без прохождения инструктажа (ст. 212 ТК РФ). Чтобы не допустить нарушения закона, генеральному директору, прежде чем приступать к работе, необходим инструктаж, а для этого необходимо пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Однако, если вернуться к положениям ст. 225 ТК РФ, снова получается, что первое лицо компании не может приступить к обучению этой охране, пока сам не стал работником и не прошел инструктаж.
Допускать к работе сотрудника, не прошедшего инструктаж и не ознакомленного с охраной труда, является нарушением, за которое предусмотрена ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ. В то же время обучиться охране труда и пройти инструктаж генеральный директор может только в статусе сотрудника, а получает он этот статус при назначении на должность. Кроме того, получается, что ознакомить он должен сам себя, для чего опять же необходимо стать работником компании и пройти обучение.
Тем не менее четкий порядок процедуры, при которой генеральный директор созданной компании приступает к обязанностям, не нарушая предусмотренных законом положений, в законе не прописан.
Такая ситуация могла быть просто интересной проблемой для теоретической разработки, если бы нарушения в области охраны труда не влекли за собой ответственности.
Так, например, решением Московского областного суда по делу № 21-136/14 установлено:
постановлением государственного инспектора труда ГИТ юридическое лицо ООО "***" (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. Решением Волоколамского городского суда вышеуказанное постановление оставлено без изменений.
В ходе плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на основании распоряжения государственным инспектором труда в отношении общества составлен акт проверки, поскольку выявлены следующие нарушения законодательства о труде и охране труда РФ:
- в нарушение требований ч. 1 ст. 225 ТК РФ не обеспечены прохождение обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда генеральным директором общества;
- в нарушение требований абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 5.1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" не обеспечена разработка инструкции по охране труда для пользователя персонального компьютера;
По факту выявленных нарушений закона уполномоченным должностным лицом трудовой инспекции составлен протокол об административном правонарушении и юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Жалоба, в свою очередь, не содержит новых доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемом судебном акте. Оснований для отмены решения суда не имеется46.
Возвращаясь к проблеме новой компании, можно отметить точку зрения, согласно которой провести инструктаж генеральному директору может учредитель компании, поскольку работодателем для директора является юридическое лицо в лице председательствующего на собрании, на котором директор был избран.
Кроме того, судебная практика свидетельствует о том, что нарушения трудового законодательства обычно не ограничиваются проблемой, связанной с кратким промежутком времени между началом работы директора и обучением по охране труда. Как правило, компании привлекаются к ответственности за множество нарушений охраны труда, образующих внушительный список, который формируется в течение длительного времени несоблюдения законодательства.
Положения п. п. 1, 2, 5, 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ содержат перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. А в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
В случае если на момент проведения проверки нарушения устранены, могут быть применены положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Тем не менее в судебной практике ссылки на такие обстоятельства и их применение встречаются нечасто. Примером применения указанных норм может послужить Постановление Смоленского областного суда от 09.02.2015 № 4-"а"-31/2015.
В ходе проведения 26.08.2014 проверки на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявлено, что в нарушение ст. ст. 212, 225 ТК РФ, п. 6.1.1 ПОТ Р М-011-2000 "Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании", утв. Постановлением Минтруда России от 24.12.1999 № 52, п. 5.10 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, после 01.01.2014 - специальная оценка условий труда, не осуществляется учет выдачи инструкций по охране труда для работников, не проводится информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, отсутствует специальный журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
Факт нарушения указанных требований судами установлен, подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.47
Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного юридическим лицом, и приняв во внимание, что ответчик финансируется из муниципального бюджета, собственных денежных средств не имеет, неоднократно обращался к собственнику муниципального имущества по вопросу выделения денежных средств, необходимых для соблюдения требований законодательства о труде и охране труда, судья Смоленского областного суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и правомерно освободил от административной ответственности ввиду его малозначительности.
Также известны случаи обжалования при нарушении процессуального порядка привлечения к административной ответственности.
Так, в решении по делу от 17.07.2014 № 7-891-2014-21-539-2014 Пермского краевого суда указано: "Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда обоснованно исходил из того, что по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что явилось основанием, в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ для возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в Пермском крае".48
Тем не менее подобные обстоятельства способны лишь отсрочить привлечение к ответственности, и необходимость в устранении допущенных правонарушений не исчезнет.
Следует отметить, что с 2015 г. в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась новая ст. 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации". В соответствии с ч. 3 указанной статьи на работодателя за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний может быть наложен административный штраф: на должностное лицо - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридическое лицо - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. В случае заключения ученического договора на работников организации и лиц, ищущих работу, распространяется трудовое законодательство, в том числе и законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что 13 мая 2013 г. между ОАО "А" и Г.А. заключен ученический договор № 66 на профессиональное обучение.
По условиям данного договора в соответствии со ст. 198 Трудового кодекса РФ работодатель (ОАО "А") организует обучение ученицы (Г.А.) с целью получения профессии/специальности, повышения квалификации "прессовщик-вулканизаторщик", цех 8, участок пластмассы и резины, срок профессионального обучения составляет с 14 мая 2013 г. по 17 июля 2013 г. В программу обучения Г.А. входило и самостоятельное выполнение работ. 07 июня 2013 г. на ОАО "А" с Г.А. произошел несчастный случай на производстве. Работодателем проведено расследование данного несчастного случая.
Согласно акту о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 27 декабря 2013 г. в качестве причины несчастного случая указан допуск пострадавшей (ученицы) к самостоятельной работе без обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и стажировки на рабочем месте. Кроме того, нарушены требования, изложенные в ст. 225 ТК РФ, п. п. 1.3, 7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения". Работодателем лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, является ОАО "А". По результатам экспертизы несчастного случая ГУ Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования выдано заключение о невозможности квалифицировать данный несчастный случай как страховой, ссылаясь на то, что несчастный случай произошел с Г.А. в период ее обучения по ученическому договору, в связи с чем она не подпадает под круг лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ученический договор предполагает обучение на оговоренных сторонами условиях с целью приобретения учеником профессии, специальности, квалификации (ст. 199 ТК РФ).














