ВКР Ворошнина (1205206), страница 8
Текст из файла (страница 8)
-
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Проблемы гражданско-правового регулирования оказания платных
образовательных услуг в сфере высшего образования
Комплексный характер проблематики исследования обусловлен не только ее актуальностью, но и очевидно недостаточной разработанностью правового регулирования общественных отношений в сф.ере платных образовательных услуг.
В условиях рыночной экономики, когда вопрос трудоустройства решается выпускниками, в основном, самостоятельно, остро стоит проблема качества полученного образования, наличия у выпускника требуемых работодателем теоретических знаний и .практических навыков, которые выпускник должен применять в работе. Проводимые опросы работодателей показывают, что предпочтение среди проф.ессиональных знаний и умений работодатели отдают практическим навыкам, на что было обращено внимание со стороны органов государственной власти и. учтено в образовательных стандартах третьего поколения, предусматривающих увеличение практической части основной образовательной программы высшего образования72. Таким образом, удельный вес выпускников, которым предоставляются гарантии трудоустройства по окончании высшего учебного заведения, невысок.Так, в частности, в российском законодательстве отсутствует комплексный нормативный правовой акт, который бы регламентировал правила оказания как платных, так и. бесплатных для потребителей образовательных услуг в сф.ере высшего образования, не раскрыто правовое определение понятий «образовательная услуга», «качество образовательных услуг», «защита прав потребителей образовательных услуг», не предусмотрена возможность страхования рисков, возникающих в связи с оказанием образовательных услуг, несовершенным является и механизм обеспечения качества образовательных услуг, что в целом не позволяет говорить о существовании эф.фективных правовых возможностей для получения платных образовательных услуг.
Все вышесказанное обусловливает необходимость исследования вопросов, составляющих предмет данной темы, и свидетельствует о ее актуальности для диссертационного исследования73.
Во-первых, законодательство Российской Ф.едерации не регламентирует права потребителей образовательных услуг, обучающихся в высшем учебном заведении за счет бюджетных средств, и не определяет правовой механизм защиты этих прав. Правовые нормы Закона Российской Ф.едерации «О защите прав потребителей» применимы лишь к отношениям, возникающим из договоров оказания платных образовательных услуг, и, .согласно сложившейся практике, не применяются к защите прав потребителей, получающих высшее образование бесплатно, по аналогии. Исходя из этого, необходимо включить в проект Ф.едерального закона об образовании в Российской Ф.едерации правовые нормы, в которых должны быть определены понятия образовательных услуг, качества образовательных услуг,установлены основные требования к качеству образовательных услуг в сф.ере высшего образования и закреплен правовой механизм защиты прав потребителей образовательных услуг, независимо от критерия их платности для потребителя.
Во-вторых, сф.ормулировано авторское определение понятия «образовательные услуги в сф.ере высшего образования», под которыми предлагается понимать деятельность образовательной организации в сф.ере высшего образования, направленную на удовлетворение потребностей ф.изических лиц в получении ими информации, знаний, умений, навыков определенного уровня и качества, основным критерием которых является их применимость в процессе осуществления проф.ессиональной деятельности и дальнейшего обучения.
В-третьих, выявлена правовая сущность категории «защита прав потребителей образовательных услуг в сфере высшего образования», под которой предлагается понимать комплекс мер, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем образовательных услуг в сф.ере высшего образования и образовательной организацией, оказывающей такие услуги, включающих в себя установление конкретных прав потребителей, возможных нарушений таких прав, механизм их защиты и. ответственность образовательной организации за их нарушение74. При этом в механизме защиты прав потребителей образовательных услуг в сф.ере высшего образования помимо традиционной системы ф.орм и. способов защиты гражданских прав потребителей образовательных услуг предлагается выделять такие составляющие, как нормативное обеспечение и договорное регулирование качества образовательных услуг в сф.ере высшего образования.
В-четвертых, установлено, что международные стандарты и зарубежное законодательство при определении сущности правовой категории «качество товаров (работ, услуг)» основное значение придают признаку соответствия свойства товара (работы, услуги) требованиям потребителей, в то время как нормативные правовые акты Российской Ф.едерации под качеством товаров (работ, услуг) подразумевают, прежде всего, их соответствие требованиям, изложенным в соответствующих стандартах, регламентах, других нормативных документах. В сф.ере высшего образования основные требования к качеству образовательных услуг установлены в образовательных стандартах. По мнению автора, в определении понятия «качество товаров (работ, услуг)» необходимо учитывать два признака: соответствие свойств товаров (работ, услуг) требованиям нормативных документов и соответствие их требованиям потребителей.
На основе установленных признаков, понятие «качество образовательных услуг в сф.ере высшего образования» предлагается определять как совокупность существенных свойств образовательных услуг в сф.ере высшего образования, закрепляемых в образовательных стандартах, иных нормативных правовых актах и документах, локальных актах образовательных организаций в сф.ере высшего образования, условиях договоров об оказании образовательных услуг, относящихся к способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей в определенных знаниях, умениях, навыках, информации, которые могут применяться в процессе осуществления ими проф.ессиональной деятельности и дальнейшего обучения75.
В-пятых, отмечается, что оценку качества образовательных услуг в сф.ере высшего образования в конечном итоге осуществляют работодатели потребителей образовательных услуг, которые основное внимание уделяют не только теоретической подготовке сотрудников, принимаемых на работу, но и .их практическим навыкам, что было учтено в образовательных стандартах третьего поколения при ф.ормулировании компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся. Представляется, что более четкому закреплению требований к качеству образовательных услуг с учетом интересов потенциальных работодателей могла бы способствовать разработка стандартов по конкретным специальностям работников с участием представителей государственных органов, ведущих высших учебных заведений, подготавливающих выпускников по соответствующим специальностям, представителей общественных организаций и работодателей, принимающих на работу выпускников высших учебных заведений, а также введение института общественно-проф.ессиональной аккредитации образовательных организаций в сф.ере высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов.
В-шестых, доказана необходимость введения в российское законодательство норм об обязательном страховании гражданской ответственности образовательных организаций, оказывающих услуги в сф.ере высшего образования, за причинение вреда жизни или здоровью потребителей образовательных услуг, за причинение вреда вследствие недостатков образовательных услуг, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании платных образовательных услуг. Поскольку страхование ответственности образовательных организаций представляет собой комплексный правовой институт76. Целесообразно принятие отдельного Ф.едерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности образовательных организаций, отдельные статьи которого должны быть посвящены страхованию в сфере высшего образования. Использование института страхования в гражданско-правовом механизме защиты прав потребителей образовательных услуг создаст стандарты безопасности деятельности образовательных организаций и. мониторинга соответствия деятельности образовательных организаций установленным стандартам и. требованиям, и. обеспечит дополнительные гарантии при заключении договора об оказании платных образовательных услуг в сф.ере высшего образования.
В-седьмых, установлено, что законодательство Российской Ф.едерации не регламентирует ответственность образовательной организации перед потребителями образовательных услуг при приостановлении и. аннулировании лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации или лишении образовательной организации государственной аккредитации в процессе отношений с потребителями образовательных услуг. При этом указанные обстоятельства рассматривается как результат виновных действий образовательной организации. В целях улучшения условий договора об оказании платных образовательных услуг в сф.ере высшего образования, предлагается дополнить статью 781 Гражданского кодекса Российской Ф.едерации пунктом 4 следующего содержания: «В случаях, предусмотренных законодательством Российской Ф.едерации, если невозможность исполнения договора возникла по вине исполнителя, исполнитель возмещает заказчику стоимость неоказанных услуг по договору и. убытки, вызванные неисполнением обязательств по договору, в полном объеме», и. в нормативных правовых актах, регламентирующих правила оказания образовательных услуг по договору, предусмотреть аналогичные нормы об ответственности образовательных организаций в случае приостановления и .аннулирования лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации77.
Понятие образовательной услуги не закреплено в законодательстве Российской Ф.едерации, хотя и встречается в ряде нормативных правовых актов, например, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Ф.едерации», постановлении Правительства Российской Ф.едерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и .др.
Определение родового понятия «услуги» содержится в Налоговом кодексе Российской Ф.едерации, где оговорено, что данное определение используется для целей налогообложения. В соответствии с п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Ф.едерации услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и. потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Гражданский кодекс РФ. не определяет родовое понятие «услуги», хотя в ст. 128 Гражданского кодекса РФ содержится указание на услуги как на объект гражданских прав. Как следует из п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Ф.едерации, под услугами следует понимать определенные действия или осуществление определенной деятельности.
В гражданском праве понятие «объект гражданских прав», как правило, рассматривается в качестве синонима понятия «объект гражданских правоотношений». Законодательного определения этих понятий нет, однако виды объектов гражданских прав перечислены в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Ф.едерации.78.
По вопросу об объекте гражданского правоотношения в литературе высказываются самые различные мнения. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой объектом гражданского правоотношения является то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. Соответственно такое же определение распространяется и .на объект гражданских прав.
В проекте Ф.едерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и .четвертую Гражданского кодекса Российской Ф.едерации, а также отдельные законодательные акты Российской Ф.едерации», который был разработан Советом при Президенте Российской Ф.едерации по кодификации и .совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента Российской Ф.едерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Ф.едерации», содержатся изменения, затрагивающие классификацию объекта граждански прав.
В соответствии с предлагаемой проектом редакцией ст. 128 Гражданского кодекса Российской Ф.едерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, результат работ и .оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и .приравненные к ним средства индивидуализации, нематериальные блага.
Таким образом, в данном проекте в качестве объектов гражданских прав указаны не работы и услуги, как это предусмотрено действующим законодательством, а результаты работы и оказание услуги. Такое изменение обусловлено тем, что под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте. Целью выполнения работы может быть создание какого-либо овеществленного результата, который и .будет предметом соответствующего гражданского правоотношения. Например, подрядчик обязуется построить для заказчика жилой дом, который и. является предметом договора подряда. Если же в результате совершения определенных действий овеществленные результаты не возникнут, представляется возможным говорить об оказании услуг, когда предметом гражданского правоотношения служит само действие. Такая точка зрения разделяется многими учеными.
Так, например, по мнению А.Е. Шерстобитова, «...основным отличием обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа является результат осуществляемой услугодателем деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную ф.орму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания». С.С. Алексеев также указывал на тот ф.акт, что услуги - это не сама по себе деятельность, а определенный результат. Согласно позиции М.И. Кротова, услуга представляет собой объект гражданских правоотношений только как продукт труда, не имеющий овеществленной ф.ормы79. Материальная услуга, по его мнению, выступает предметом регулирования договора подряда. Результат услуги нематериального характера не может быть гарантирован исполнителем, и, .следовательно, экономические отношения между сторонами договора не могут зависеть от наступления определенного полезного эф.фекта, и оплачиваются в любом случае.В. А. Кабатов также придерживается мнения авторов, которые усматривают специфику договора оказания услуг в отсутствии овеществленной формы результата работ.В.В. Луць обратил внимание на то, что главную особенность договоров по оказанию услуг, в отличие от договоров на выполнение работ, составляет то, что предоставление услуг неотделимо от деятельности лица, предоставляющего услуги. Последний эф.фект такой деятельности не выступает в виде определенного ощутимого материализованного результата, как это имеет место в подрядных договорах, а состоит в самом предоставлении услуги. Данной точки зрения придерживается и А.Е. Шерстобитов, который указывает, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания80, т.е. самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику.















