ВКР Ворошнина (1205206), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Среди оснований ответственности исполнителя можно назвать оказание услуги, не соответствующей условиям договора, исполнение услуги ненадлежащим субъектом, нарушение сроков оказания самой услуги и т.д. Ненадлежащее выполнение принятых на себя обязательств может вызвать у клиента различные отрицательные последствия. Так, за ненадлежащее предоставление консультации по вопросу налогообложения у клиента возникают проблемы, вследствие которых последний подпадает под налоговые санкции60. Второй вариант - предоставление услуги ненадлежащим субъектом, например, консультацию профессора выполнил его ассистент, вследствие чего клиент не получил ожидаемого результата. И третий вариант - предоставление услуги с нарушением сроков ее оказания - клиент не получил своевременную консультационную услугу по составлению бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим пример из судебной практики. Стороны заключили договор об оказании услуг по восстановлению бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с условиями которого исполнителю было перечислено авансовое вознаграждение; как следует из материалов дела, информация по восстановлению бухгалтерского учета и отчетности предоставлена исполнителем заказчику значительно позже, чем установлено договором, в связи с чем заказчик потерял интерес к исполнению обязательства по спорному соглашению, что обоснованно послужило основанием для заказчика отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков в силу (п. 2 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обычно ответственность консультантов за ненадлежащее предоставление услуги крайне незначительна и устанавливается в размере, не превышающем возможный гонорар. Крупнейшие западные компании в стандартном договоре предусматривают ответственность в размере не более уже выплаченной суммы гонорара, то есть речь идет о возврате денег клиенту61.
Судебная практика подтверждает эти выводы. Как следует из материалов дела, между ОАО (заказчиком) и ООО (исполнителем) заключен договор на оказание консультационных услуг по вопросам особенностей банковской системы и валютного законодательства КНР, порядка осуществления расчетных операций в СКВ по внешнеторговым контрактам в соответствии с установленными в КНР правилами и нормами. Стороны установили срок исполнения услуг с учетом дополнительного соглашения. Поскольку услуги, предусмотренные данным договором, своевременно заказчику не оказаны, ОАО (заказчик) письмом обратилось к исполнителю с требованием о расторжении договора и возврате перечисленной суммы предоплаты, которое впоследствии осталось без ответа, в связи с чем ОАО обратилось в Арбитражный суд с иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства выполнения работ по договору, что является существенным нарушением его условий и основанием для расторжения договора и взыскания суммы предварительной оплаты за неоказанные услуги.
Итак, разработчики договоров сознательно не включают какие-либо санкции на случай нарушения условий договора исполнителем. При этом следует иметь в виду, что при отсутствии в договоре мер ответственности услугодателя применяются общие правила об ответственности за нарушения договорных обязательств62. То есть ответственность услугодателя перед услугополучателем сводится в конечном итоге к взысканию неустойки, которая предусматривается сторонами путем включения в договор процента от суммы гонорара, и возмещению убытков (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако данного правила недостаточно для детальной регламентации порядка расчета убытков. Некоторым образом судебно-арбитражная практика компенсирует этот пробел. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. говорится, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Достаточно распространенным и признанным в литературе и на практике является мнение, что к образовательным услугам применяются нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Под услугами с учетом положений ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуг по перевозке, связи, консультационных, образовательных и т. п.).
Согласно преамбуле указанного Закона он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Исходя из этого сделан вывод, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые возникают из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров возмездного оказания образовательных услуг.
Верховным Судом Российской Федерации отмечается, что на отношения, возникающие при оказании платных образовательных услуг гражданам, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Вместе с тем указанный договор по своему характеру не может в полной мере регулироваться нормами главы III названного Закона63. Поэтому в силу ст. 39 действие Закона будет распространяться на отношения, вытекающие из договора, в части общих правил (о праве граждан на предоставление информации, о компенсации морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины), а правовые последствия нарушений условий этого договора будут определяться самим договором, который не должен противоречить положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Важным моментом является то, что относительно образовательных услуг Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» применяется в случае их платности, но не получения образования за счет средств федерального бюджета.
Согласно нормам «Закона Российской Федерации Об образовании» в государственных вузах образовательные услуги (образовательная деятельность) подразделяются на основные (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов), финансируемые за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет потребителей образовательных услуг и иных лиц, и дополнительные (за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов), осуществляемые с привлечением внебюджетных средств64.
При этом В. В. Кванина определяет, что в данном случае образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются для потребителей услуг бесплатными, для вуза - возмездными (затраты на обучение студентов финансируются из государственного и муниципального бюджетов).
По ее мнению, также по соответствующему договору финансирование образовательных услуг осуществляет не потребитель услуги, а государство (субъект Российской Федерации, муниципалитет), что свидетельствует о возмездности договора на оказание вузом образовательных услуг65. Безусловно, в данном случае государство (субъект Российской Федерации, муниципалитет) не становится третьим лицом в обязательстве и не оплачивает услуги по конкретным договорам.
Однако в судебной практике сложилось иное мнение, согласно которому для распространения на отношения по оказанию бесплатных образовательных услуг законодательства о защите прав потребителей в качестве потребителя должно выступать лицо, самостоятельно оплачивающее услуги по возмездному договору.
Поскольку в правоприменительной практике в качестве потребителя рассматривается в том числе гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд, полагаем, что следует согласиться с мнением тех ученых-правоведов, а также судебной практикой, согласно которой Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» применяется только при оказании платных образовательных услуг.
В литературе указывается прямо, что договор об оказании платных образовательных услуг представляет собой самостоятельный тип договора возмездного оказания услуг, подпадающего под регулирование главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» 66. По данному договору образовательное учреждение высшего профессионального образования (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги студенту или слушателю (обучающемуся) в рамках государственных федеральных стандартов и по окончании обучения выдать выполнившему учебный план студенту или слушателю (обучающемуся) диплом об образовании государственного образца, а последний обязуется выполнять учебный план специальности, посещать занятия и оплатить стоимость обучения.Обоснованием выраженной выше точки зрения служит также то, что Правила оказания платных образовательных услуг, как это указано в п. 1, разработаны в соответствии Федеральным Законом «Об образованииРоссийской Федераци» и «О защите прав потребителей» и регулируют отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования.При этом потребителем указанных услуг является организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.
В то же время исполнителем называются государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования67.
Исходя из указанного выше, можно сделать вывод, что в случае, если заказчиком (потребителем) по договору об оказании платных образовательных услуг является гражданин, ответственность вуза-исполнителя за недостатки оказанных образовательных услуг определяется главой III Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Согласно п. 22 Правил оказания платных образовательных услуг при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать от вуза-исполнителя:
-
безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
-
соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
-
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами68.
В случае если потребителем по договору об оказании платных образовательных услуг выступает гражданин, применяется положение п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которому удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя (вуз) от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги)69. В соответствии с п. 24 Правил оказания платных образовательных услуг в случае, если вуз-исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:
-
назначить вузу-исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;
-
поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от вуза-исполнителя возмещения понесенных расходов;
-
потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;
-
расторгнуть договор.
В случае заключения договора об оказании платных образовательных услуг с гражданином-потребителем неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 24 Правил оказания платных образовательных услуг (п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.
Право на предъявление исков к исполнителю в защиту прав потребителя (группы потребителей или неопределенного круга потребителей) предоставлено: - федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам), который может предъявить в том числе иск о ликвидации исполнителя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей; - федеральному органу санитарно-эпидемиологического надзора, федеральному органу по охране окружающей среды и природных ресурсов и другим федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью работ, услуг, - в случае нарушения исполнителями требований к безопасности работ, услуг; - органам местного самоуправления;
- общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам).
Согласно п. 6.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 в защиту неопределенного круга потребителей могут быть предъявлены лишь требования неимущественного характера (не связанные в том числе с взысканием денежных средств), целью которых является признание действий исполнителя противоправными в отношении всех потребителей (как заключивших, так и имеющих намерение заключить договор с данным потребителем) и прекращение таких действий70.
В силу п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах71. Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также ее территориальные органы имеет возможность подавать иски в защиту прав потребителей - студентов вузов, получающих образовательные услуги для личных потребностей.















