Антиплагиат (1205201), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Так, например, физические лиц а, похитившие документыАрхивного фонда Российской Федерации, могут быть в зависимости от их[3]ц енности привлечены к уголовной ответственностиhttp://dvgups.antiplagiat.ru/ReportPage.aspx?docId=427.17139880&repNumb=19/2115.02.2016Антиплагиатза хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурнуюценность,[2]независимоот способа хищения ([10]ст. 164 УК РФ). Статья 164 УК РФ устанавливает, что данное преступление наказываетсяпринудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо[43]лишениемсвободы на срок до десяти лет[10]со [23]штрафомзаработной платы или иного дохода осужденного за период дона срок дов размере до[1]трехлет[14]пятисот [23]тысяч[23]илирублей или в размеребез такового и с ограничением свободы[43]одного года или без такового.
Пункт 25Постановления[35]Пленумапрактике по делам оВерховного Суда Российской Федерации[18]от27 декабря 2002г. N 29 «О[25]судебной[18]краж е, грабеж е и разбое» предусматривает,что особая историческая, научная, художественная или культурная ценность похищенных предметов или документов ([2]ст. 164 УК РФ) (независимо от способа хищ ения)определяется на основании экспертного заключения си значимости для истории, науки,[2]учетом [18]нетолько их стоимости в денежном[2]выражении,но[18]искусства или культуры.Таким образом, архивное дело в Российской Федерац ии э то слож ный, структурированный и важ ный проц есс, позволяющ ийсохранить архивные документы, являющ иеся неотъемлемой и важ нейшей частью нац ионального и культурного наследия.Доступ к архивным документам, содерж ащ им сведения персонального характера в исторической ретроспективеПриступая к рассмотрению проблемы ограничения доступа к архивным документам, содерж ащ им сведения персональногохарактера, сущ ествующ им в современном российском законодательстве, необходимо ответить на вопрос: каковы причиныотсутствия четкого и отлаж енного механизма ограничения доступа к архивным документам, содерж ащ им сведения персональногохарактера, накопленного предыдущ ими периодами развития законодательства в нашей стране? Рассмотрение указанной проблемыв исторической ретроспективе помож ет на него ответить.Общ ественный интерес к изучению архивных документов, содерж ащ их персональные данные, в российском общ естве зародилсяприблизительно во второй половине XIX в.
Этот проц есс был связан с ослаблением контроля за общ ественным мнением,произошедшим в период либеральных реформ Александра II (1818 – 1881 гг.). Однако детальнойи четкой разработки правовойбазы обеспечения доступа к архивным документам, содерж ащ им сведения персонального характера, ни на рассматриваемомисторическом э тапе, ни на более ранних или поздних э тапах исторического развития нашей страны не последовало. Более того,необходимоотметить, чтов дореволюц ионной России вопросы доступак архивным документам, содерж ащ им сведенияперсонального характера, вставали весьма редко. Первая причина э того в том, что архивы в России создавались как недоступныедля посторонних лиц образования, а документы, хранившиеся в них, содерж али акты наследственного, имущественного права, секретные договоры, финансовые и другие документы, и[28]использовались исключительно для нуж д их владельц а, либо с его разрешения.В Древней Руси фактически единственными пользователями архивных документов были летописц ы.
В XV – XVII вв. ситуац ия малоизменилась. Сконца ХV в. документы хранились в архивах приказов, царских и духовных учреждений и выступали по-прежнему каксугубо закрытые для посторонних пользователей. Они послужили основой для описания земельной собственности в XVI в.,являлись источниками для выработки норм Соборного уложения 1649 г., которое опиралось на предшествующиезаконодательные акты: Судебник 1497 г.
и Судебник 1550 г. Архивные материалы Поместного приказа: писцовые,переписные, дозорные книги, содержащие персональные данные, привлекались при раскладке налоговых обложений иразличных повинностей. Вплоть до начала XVIII в. архивы оставались на полном попечении частных владельцев и[28]только во времена правления Петра I (1672 – 1725 гг.) архивное дело стало рассматриваться как объект государственногорегулирования. В 44 главе Генерального регламента 1720 г.предусматривалась обязательная сдача учреждениями своих документов в архивы по истечении[20]трехлетнего срока.В XVIII в.
в Россибыли образованы и действовали шесть исторических архивов: Московский архив Коллегии иностранных дел, куда свозилисьиз Петербурга дела, потерявшие оперативное назначение. Петербургский и Московский государственные архивы старыхдел, Разрядно-Сенатский, Поместно-Вотчинный, Межевой.[28]Основная функц ия созданных исторических архивов в досоветской России сводилась, по мнению В.Н. Самошенко, «к выполнениюзапросов правительственных учреж дений и частных лиц ». Доступ пользователей к документам, хранящ имся в э тих архивах,допускался только по спец иальному разрешению императора.Государственный архив Российской империи, возникший значительно позже предыдущих – в 1801 году, был созданспециально для хранения дел особой политической и государственной важности по социально-экономической иполитической истории.[28]http://dvgups.antiplagiat.ru/ReportPage.aspx?docId=427.17139880&repNumb=110/2115.02.2016АнтиплагиатДругая причина заключалась в том, что круг пользователей архивными документами был весьма узок.
Активными пользователямиархивных документов были, преимущ ественно, российские историки, описывавшие события российской истории по поручениямправящ их императоров: А.В. Макаров (1674 – 1740 гг.) писал «Историю Свейской войны» по заказу императора Петра I, известныйрусский историк В.Н. Татищ ев (1686 – 1750 гг.) по материалам архивов Москвы, Астрахани, Казани и других городов создал«Историю Российскую с самых древнейших времен», князь М.М. Щ ербатов (1733 – 1790 гг.) по повелению императриц ы ЕкатериныII (1729 – 1796 гг.) написал «Российскую историю» по документам Кабинета Петра I.
О том, с какими слож ностями при выявлениинеобходимых архивных документов и доступе к ним пришлось столкнуться российским историкам, позволяет понять сохранившеесяобращ ение князя М.М.Щербатова к сотруднику Московского архива Коллегии иностранных дел Г.Ф. Миллеру (1705 – 1783[28]гг.): «Я знаю, конечно, - писал М.М. Щ ербатов Г.Ф. Миллеру, - что вы мне не мож ете сообщ ить ничего без спец иального разрешения,которое я надеюсь получить, когда оно мне понадобится.
Пока я прошу вас об одной услуге, в чем, я думаю, нет ничего секретного:именно сообщ ить мне, с какого года начинаются наши архивы, чтобы мне не просить о том, чего не сущ ествует».Лишь во второй половине XIX в., в период либеральных реформ Александра II, круг пользователей начинает расширяться и активновстает вопрос о разрешении пользования архивными документами. Однако начавшая возникать проблема доступа к архивнымдокументам в общ ем, и содерж ащ им сведения персонального характера, в частности, в дореволюц ионной России решена не была.Неразрешенная проблема начала активно проявлять себя в первые годы советской власти.
1 июня 1918 г. принятДекрет[34]СоветаНародных Комиссаров «О реорганизации и централизации архивного дела в[32]РСФСР»в[34]соответствии с которым, все ведомственные и частные архивы были объединены в Единый государственный архивный фонд, э тот ж едекрет провозгласил принц ип публичности архивов: «архивные документальные богатства страны … стали достоянием народа…».Следовательно, и архивные документы, содерж ащ ие сведения персонального характера, стали публичными и открытыми длялюбого пользователя. В 1918 г. члены созданного Союза российских архивных деятелей, выступили с иниц иативой облегчениядопуска исследователей в хранилищ а архивных документов для проведения научных исследований. Однако для исследователейнадеж ды на полное открытие архивов для изучения содерж ащ ихся в ним документов не оправдались:требование о невыдаче пользователям дел, «оглашение которых может быть использовано в нарушение прав лиц,находящихся в живых», было[28]зафиксировано в Правилах допуска к занятиям в архивах 1919 г..
Тем не менее, впервые в государственной политике в областиархивного управления свое первое нормативное закрепление получил принц ип ограничения доступа к архивным документам,содерж ащ им сведения персонального характера. Вместе с тем, стала получать очертания проблема соотношения закрытостиархивных документов, содерж ащ их сведения персонального характера и права граж дан на доступ к информац ии.С 1930-х гг. в СССР был взят курс на уж есточение допуска пользователей к архивным материалам, который в последствии привел кполнойц ентрализац иииспользованияархивныхдокументов.Данныйпроц есссопровож далсямассовымзасекречиваниемматериалов, хранящ ихся в архивах.














