вкр Кашаевская (1205071), страница 7
Текст из файла (страница 7)
В целях создания правовых условий для получения рыбоводными хозяйствами, осуществляющими товарную аквакультуру, финансовой поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, необходимо внести следующие изменения:
- в Закон о развитии сельского хозяйства в части закрепления нормы о признании рыбоводных хозяйств, осуществляющих товарную аквакультуру, сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях распространения на них мер государственной поддержки, предусмотренной данным законом, и установления порядка (критериев) их отнесения к данной категории без применения количественного критерия;
- в Закон об общих принципах в части вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, изложив подп. 9 п. 2 ст. 26.3 в следующей редакции: «9) поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)…(далее по тексту) »;
- в Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации84, ежегодный размер которых рассчитывается с учетом показателя удельного веса производства продукции товарной аквакультуры, произведенной в субъекте Российской Федерации за календарный год (п. 11 указанных правил), исключив из формулы расчета размера субсидии указанный показатель.
Законом о сельском хозяйстве в числе основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства предусмотрено развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 1 ст. 7).
В настоящее время на хозяйства товарной аквакультуры государственная поддержка сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулируемая Федеральным законом от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства» 85 (далее – Закон о поддержке страхования), не распространяется.
Приходится констатировать неравенство правового статуса субъектов товарной аквакультуры по сравнению с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, неравенство и неконкурентность условий осуществления предпринимательской деятельности.
Необходимо упомянуть, что некоторые законодательные акты не учитывают специфику деятельности субъектов аквакультуры.
Так, например, гл. 3.3 НК РФ установлен льготный режим налогообложения для участников региональных инвестиционных проектов. В ст. 25.8 НК РФ определено понятие регионального инвестиционного проекта, к числу характеристик которого относится производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта исключительно на территории одного из субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона РФ (подп. 1 п. 1). Ст. 25.9. НК РФ устанавливает требования к налогоплательщикам - участникам региональных инвестиционных проектов, имеющим право применения налоговых льгот, одним из которых является наличие государственной регистрации юридического лица на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект (подп. 1 п. 1).
В соответствии с Законом об аквакультуре аквакультура может осуществляться с использованием установок, сооружений, искусственных островов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 6).
Как следует из норм Конституции РФ, внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации к территории субъекта Российской Федерации не относятся. Таким образом, хозяйства аквакультуры, зарегистрированные на территории одного из субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона РФ, но осуществляющие реализацию инвестиционного проекта на установках, сооружениях, искусственных островах во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, не могут получить статус участника регионального инвестиционного проекта и воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными для участника такого проекта.
Представляется целесообразным подп. 1 п. 1 ст. 25.8. изложить в следующей редакции: «производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации:
…далее по тексту…
либо во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, прилагающих к территории указанных в подпункте 1 настоящего пункта субъектов Российской Федерации».
Таким образом, субъектами правоотношений в области аквакультуры являются юридические лица различных организационно-правовых форм, физические лица (граждане), которые вправе осуществлять деятельность как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и как крестьянское хозяйство без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского хозяйства. При этом, крестьянское хозяйство, не являющееся юридическим лицом, может осуществлять деятельность в области аквакультуры в форме юридического лица по решению его участников.
Из числа участников правоотношений в области аквакультуры Законом об аквакультуре выделен круг субъектов, относящихся к рыбоводному хозяйству: юридическое лицо, крестьянское хозяйство или осуществляющий аквакультуру индивидуальный предприниматель.
Анализ законодательства показал, что несмотря на определение в Законе об аквакультуре товарной аквакультуры как предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству, субъекты товарной аквакультуры ограничены в доступе к мерам государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, предусмотренным Законом о развитии сельского хозяйства, в том числе из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, вследствие неурегулированности статуса рыбоводного хозяйства как сельскохозяйственного товаропроизводителя, а также несовершенства правового регулирования самого понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», пробелов правового регулирования в Законе об аквакультуре, Законе о развитии сельского хозяйства, Законе о поддержке страхования, Законе об общих принципах, НК РФ и подзаконных актах.
Кроме того, в НК РФ не учтена специфика деятельности субъектов аквакультуры, что не позволяет им применять льготный режим налогообложения для участников региональных инвестиционных проектов.
Указанные пробелы правового регулирования предопределяют направления совершенствования законодательства об аквакультуре и иного законодательства, регулирующего аквакультуру.
3. ДОГОВОР ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫБОВОДНЫМ УЧАСТКОМ
3.1. Сущность, порядок заключения, основные условия договора пользования рыбоводным участком
Основанием возникновения права пользования рыбоводным участком является договор пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее - договор пользования РВУ).
Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеет договор. В сфере использования природных ресурсов применяются договоры аренды (лесов, водных объектов, земель), сторонами которых выступают арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса (государство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо или гражданин). В лесном, горном, водном праве закрепляются и иные виды договоров - концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, установления сервитутов и другие.
Право пользования РВУ выражается в эксплуатации рыбоводного участка, извлечения из него полезных свойств для осуществления деятельности в области аквакультуры.
Договор пользования РВУ заключается в целях осуществления предпринимательской деятельности в сфере аквакультуры - товарной аквакультуры. При этом, договор пользования РВУ заключается для ведения пастбищной аквакультуры (осуществляется на РВУ в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы) и индустриальной аквакультуры, осуществляемой на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания.
Право пользования РВУ, возникающее на основании договора пользования РВУ как частноправового средства регулирования природопользования, является вещным, носят абсолютный характер, своим предметом имеют индивидуально определенную вещь, обладают «правом следования» и производны, зависимы от права собственности как основного вещного права86.
Договор пользования РВУ относится к гражданско-правовым договорам. При этом, несмотря гибкую форму регулирования отношений, какой является договор, ст. 9 Закона об аквакультуре закрепляет значительное количество нормативных требований к договорным отношениям сторон, что свидетельствует о существенном ограничении принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), об установлении конкретных пределов возможного и должного поведения сторон. Так как стороны договора пользования РВУ не вправе согласовывать условия, которые будут вступать в противоречие с требованиями данной статьи, можно сделать вывод об относительной свободе договора.
Тем не менее, установление значительного числа специальных норм, регулирующих условия договора пользования РВУ, не меняет его гражданско-правовую природу, данный договор все равно основывается на принципе равенства сторон (ст. 1 ГК РФ). Юридическое равенство сторон отношений является главным из конституирующих признаков цивилистического договора, которое в договоре пользования РВУ обеспечивается невозможностью для публично-правового образования изменять или прекращать договор своей односторонней волей (за исключением двух оснований его досрочного расторжения по инициативе собственника РВУ), а также выдавать рыбоводному хозяйству обязательные к исполнению указания, не основанные на заключенном между сторонами договоре.
В то же время, усмотрение сторон в определении существенных условий договора пользования РВУ поставлено в более узкие рамки, определяемые характером опосредуемых договором отношений и присущей деятельности в области аквакультуры экологической значимостью. В этой связи можно сделать вывод о принципиальном отличии договора пользования РВУ от иных гражданско-правовых договоров, которое состоит в оправданном ограничении автономии воли рыбоводного хозяйства при определении существенных условий договора, а также в возложении на рыбоводное хозяйство обязанности в форме долженствования осуществлять деятельность в области аквакультуры. Указанные юридические особенности договора пользования РВУ представляют собой своеобразную инкорпорацию публично-правовых элементов в гражданско-правовые отношения.
Следует отметить, что аналогичный подход характерен для лесного, земельного, водного законодательства. Нормы ГК РФ применяются к договорным отношениям сторон субсидиарно, а приоритетное значение имеют нормы специального законодательства, в частности, нормы ст. 9 Закона об аквакультуре.
Спецификой данного договора является то, что одной из его сторон всегда выступает государство в лице соответствующего органа, так как согласно, ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лицу (при условии их расположения на земельных участках, находящихся в собственности указанных лиц соответственно. Согласно Закону об аквакультуре на прудах и обводненных карьерах РВУ не выделяются (п. 3 ст. 4).
При этом следует согласиться с профессором А.Ф. Ноздрачевым, который справедливо отмечает, что «если орган исполнительной власти, реализуя свои управленческие функции или предоставляя государственные услуги, вступает в силу закона в договорные отношения, это не означает, что такой договор приобретает качества, исключающие возможность отнесения его к гражданско-правовым сделкам» 87.
Договор пользования РВУ содержит обязательство собственника предоставить рыбоводный участок рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления товарной аквакультуры. Следовательно, встречным обязательством рыбоводного хозяйства является внесение предусмотренной договором платы и использование рыбоводного участка по целевому назначению: для осуществления аквакультуры.
С учетом изложенного, можно отметить следующие квалифицирующие характеристики договора пользования РВУ: консенсуальность, взаимность, возмездность, опосредует отношения по передаче имущества в пользование.
В ч. 2 ст. 9 Законе об аквакультуре содержится десять существенных условий договора пользования РВУ, т.е. по всем этим позициям стороны должны прийти к взаимному соглашению, все существенные условия должны быть отражены в тексте договора. Последствия несогласования (неполного согласования) существенных условий договора пользования РВУ в Законе об аквакультуре не отражены. Но учитывая судебную практику по такого родам спорам, последствия очевидны: если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он считается незаключенным88.















