вкр Кашаевская (1205071), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Недостаточная урегулированность прав собственности на выращиваемые объекты аквакультуры при пастбищной аквакультуре не дает возможности рыбоводным хозяйствам пресекать попытки их добычи (вылова) третьими лицами и предъявлять имущественные притязания. В целях защиты прав собственности на выращиваемые объекты пастбищной аквакультуры представляется целесообразным внести в Закон об аквакультуре норму, устанавливающую, что пользователь рыбоводного участка приобретает право собственности на объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством и договором пользования рыбоводным участком с момента выпуска молоди указанных объектов в естественную или искусственно созданную среду обитания.
Также необходимо внести в законодательство об аквакультуре и законодательство о рыболовстве нормы, предусматривающие установление на водоемах, предоставленных для осуществления пастбищной аквакультуры, мест для осуществления любительского рыболовства и определение видов водных биоресурсов, разрешенных для добычи при любительском рыболовстве.
Таким образом, рассмотренные объекты правоотношений в области аквакультуры (объекты аквакультуры, продукция аквакультуры, рыбоводные участки, рыбоводная инфраструктура) являются объектами гражданских прав, специфика которых не отражена в ГК РФ и не урегулирована в полной мере в Законе об аквакультуре, и представляют собой разновидность имущества.
Дальнейшего совершенствования в Законе об аквакультуре требует урегулирование права собственности, иных имущественных прав на объекты аквакультуры, регламентация в части большей детализации пределов применения положений ГК РФ к объектам аквакультуры как к объектам гражданских прав с учетом специфики данных объектов.
Представляется целесообразным расширить перечень объектов, определенных в п. 1 ст. 7 Закона об аквакультуре, на которые распространяется правовой режим объектов гражданских прав, дополнить ст. 7 Закона об аквакультуре нормой о возникновении у рыбоводного хозяйства права собственности на объекты аквакультуры с момента выпуска объектов аквакультуры в водный объект.
Также необходимо совершенствование норм, регулирующих размещение объектов рыбоводной инфраструктуры на землях лесного фонда, что влечет необходимость внесения изменений в лесное законодательство и Закон об аквакультуре.
В ГК РФ требуется внесение изменений в нормы, устанавливающие основания возникновения прав собственности, с учетом особенностей объектов аквакультуры.
2.2. Субъекты в области аквакультуры
Закон об аквакультуре не содержит отдельной статьи, устанавливающей круг субъектов - участников правоотношений в области аквакультуры. Как следует из нормы Закона об аквакультуре, определяющей предмет его регулирования (ч. 1 ст. 1), к субъектам аквакультуры относятся физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую и иную деятельность в данной области.
Субъекты аквакультуры могут осуществлять деятельность в качестве юридических лиц в различных организационно-правовых формах, особенности правового статуса которых закреплены в специальных федеральных законах от «О некоммерческих организациях», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О сельскохозяйственной кооперации», «О производственных кооперативах» и других.
К числу субъектов аквакультуры Законом об аквакультуре отнесены физические лица (граждане). В соответствии с действующим законодательством гражданин вправе осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ) и как крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется Законом о фермерском хозяйстве.
Согласно ст. 1 Закона о фермерском хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
С 01.03.2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» 79 фермерское хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников. Такое юридическое лицо определено как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского хозяйства имущественных вкладов (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ). Согласно п. 5 ст. 86.1 ГК РФ особенности правового положения фермерского хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом. В настоящее время такой закон не принят. При этом, некоторые авторы не считают необходимым увеличивать количество законов о крестьянском хозяйстве, а внести комплекс изменений в действующий Закон о фермерском хозяйстве, где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о хозяйствах – юридических лицах80.
Законом об аквакультуре введено понятие «рыбоводное хозяйство», легальная дефиниция которого отсутствует, при этом, установлен субъектный состав лиц, включенных в данное понятие. Это может быть юридическое лицо, крестьянское хозяйство или осуществляющий аквакультуру индивидуальный предприниматель (п. 9 ст. 2).
Классификатор в области аквакультуры (раздел 03) выделяет следующие виды рыбоводных хозяйств: рыбоводные хозяйства, осуществляющие товарную аквакультуру, к которым относятся предприятия пастбищной аквакультуры (открытого типа - морские, речные, лиманы, лагуны, озера лагунного типа и закрытого типа - озера, водохранилища) и предприятия индустриальной и прудовой аквакультуры. Предприятия индустриальной и прудовой аквакультуры в свою очередь подразделяются на организации по племенному животноводству (племенные заводы, племенные репродукторы, генофондные хозяйства, селекционно-генетические центры) и товарные хозяйства (прудовые, индустриальные, рекреационные); рыбоводные хозяйства, осуществляющие аквакультуру, относящуюся к сохранению водных биологических ресурсов, которые включают предприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов (рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства инкубационные цеха); предприятия по акклиматизации объектов аквакультуры (рыбоводные акклиматизационные станции); предприятия по рыбохозяйственной мелиорации.
В основу данной классификации субъектов аквакультуры положены цель осуществления аквакультуры, виды деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, и применяемая технология. Субъектов в области аквакультуры можно классифицировать по признаку цели деятельности: осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности и осуществление некоммерческой деятельности. Аквакультуру, относящуюся к сохранению водных биологических ресурсов, осуществляют как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Некоторые ограничения деятельности субъектов аквакультуры установлены Федеральным законом от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» 81 (далее – Закон об инвестициях в стратегические общества). Так, п. 40 ст. 6 Закона об инвестициях в стратегические общества к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, отнесена добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Согласно п. 2 ч. 1 Закона об инвестициях в стратегические общества хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – стратегическое общество), – хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 данного закона.
Таким образом, субъекты аквакультуры, относящиеся к хозяйственным обществам и осуществляющие рыболовство как самостоятельный вид предпринимательской деятельности либо рыболовство в целях аквакультуры, становятся стратегическим обществом, так как согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о рыболовстве «рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов…».
Закон об аквакультуре не устанавливает, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие товарную аквакультуру, приобретают статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства и не содержит механизма (порядка, критериев) подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя для данной категории субъектов. Принадлежность организации и индивидуального предпринимателя, осуществляющих товарную аквакультуру, к сельскохозяйственному товаропроизводителю должна устанавливаться в порядке ч. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства.
Вместе с тем, порядок отнесения организации (индивидуального предпринимателя) к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства не приемлем для начинающих деятельность рыбоводных хозяйств, так как в первые 3-4 года они не имеют товарной продукции и, следовательно, доходов от ее реализации, что исключает возможность приобретения ими статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Применение количественного критерия производства сельскохозяйственной продукции для отнесения хозяйствующего субъекта к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя не представляется обоснованным с точки зрения механизма подтверждения предпринимателем доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в установленном размере, так как влечет необходимость сбора значительного количества документов (бухгалтерских, финансовых и т.п.), использования дополнительных трудовых ресурсов, что создает избыточные административные барьеры и материальные издержки для предпринимателей, большинство из которых, включая хозяйства, осуществляющие товарную аквакультуру, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Применение количественного критерия не соответствует и зарубежной практике правового регулирования (например, Щвейцарии, Италии, США), где ключевыми характеристиками сельскохозяйственного товаропроизводителя являются вид производимой продукции, применяемые методы производства и используемые ресурсы82.
С учетом изложенного представляется целесообразным для определения круга лиц, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, ввести в практику российского правового регулирования соответствующий подход. Тем более, что в настоящее время утверждены как Классификатор в области аквакультуры, определяющий объекты аквакультуры, виды работ в области аквакультуры, виды рыбоводных хозяйств, объекты рыбоводной инфраструктуры и иные объекты, используемые для осуществления аквакультуры, а также специальные устройства и (или) технологии, виды продукции аквакультуры, так и классификаторы по другим отраслям сельскохозяйственного производства, что позволяет идентифицировать хозяйствующий субъект в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Необходимо упомянуть отсутствие в Законе о развитии сельского хозяйства единообразия в критериях отнесения субъектов предпринимательской деятельности к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя. Организации и индивидуальные предприниматели должны подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе от реализации товаров (работ, услуг) в установленном размере (ч. 1 ст. 3 Закона о сельском хозяйстве), а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих (в том числе кредитных), снабженческих, заготовительных) и крестьянских хозяйств достаточно лишь факта государственной регистрации в соответствии с поименованными федеральными законами (от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») (ч. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства).
Кроме того, что понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель», определенное в Законе о развитии сельского хозяйства, отличается от аналогичного понятия, используемого в НК РФ – в ст. 346.2. гл. 26.1, устанавливающей льготную систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Представляется необоснованным для одной цели – государственной поддержки сельскохозяйственного производства – применять разные критерии и разные определения одного понятия, что создает ситуацию, при которой меры поддержки сельскохозяйственного производства распространяются на разные хозяйствующие субъекты.
Таким образом, определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» необходимо унифицировать посредством установления единого субъектного состава получателей в отношении всех видов поддержки сельскохозяйственного производства, предусмотренных Законом о развитии сельского хозяйства, а в качестве характеристик, подтверждающих ведение сельскохозяйственного производства, установить такие критерии, как вид производимой продукции (планируемой к производству продукции), применяемые методы производства, технологии, устройства, используемые ресурсы. Это позволит обеспечить единообразное толкование данного термина в правоприменительной практике, упростит механизм подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и повысит эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая рыбоводные хозяйства.
Несовершенство правового регулирования не позволяет хозяйствам товарной аквакультуры получать финансовую поддержку сельскохозяйственного производства из средств бюджетов субъектов РФ. Ввиду того, что в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 83 (далее - Закон об общих принципах) определен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Вопросы развития товарной аквакультуры в данной статье не поименованы, что не позволяет субъектам РФ расходовать средства региональных бюджетов на осуществление полномочий по их решению. Вместе с тем, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, подп. 9 п. 2 ст. 26.3 Закона об общих принципах отнесено решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Но определение Законом об аквакультуре товарной аквакультуры как вида предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству, не решает данную проблему ввиду того, что в Законе о сельском хозяйстве хозяйствующие субъекты, осуществляющие товарную аквакультуру, в качестве отдельной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей непоименованы.















