вкр Кашаевская (1205071), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Таким образом, исполнение обязательств, вытекающих из договора пользования РВУ, относится к исполнению составных обязательств, при исполнении которых необходимо совершать как активные действия, так и воздерживаться от совершения некоторых из них.
Изучение условий проектов договоров показало, что права рыбоводного хозяйства включают следующее: осуществлять аквакультуру (рыбоводство) в границах РВУ; осуществлять по согласованию с органом государственной власти в установленном порядке размещение хозяйственных и иных объектов, внедрение новых технологических процессов при использовании РВУ; размещать на РВУ объекты рыбоводной инфраструктуры в соответствии с законодательством РФ; получать от органа государственной власти информацию, касающуюся РВУ; получать от органа государственной власти информацию в области аквакультуры; осуществлять охрану РВУ за счет собственных средств.
Права органов государственной власти сводятся к выполнению контролирующих функций и предусматривают следующее: осуществлять проверки соблюдения рыбоводным хозяйством условий договора в соответствии с законодательством РФ; посещать территории РВУ, осматривать плавающие средства, используемые для осуществления аквакультуры, орудия лова, уловы объектов аквакультуры, а также здания и сооружения, прилегающие к территории РВУ и предназначенные для содержания плавающих средств, орудий лова, в целях проверки выполнения условий договора; запрашивать и получать информацию о соблюдении рыбоводным хозяйством условий договора; требовать исполнения условий договора.
Следует отметить, что рыбоводные участки различаются по своим природным и иным характеристикам. Представляется целесообразным, чтобы они предопределяли разнообразие условий договоров пользования, которые необходимо дифференцировать в зависимости от вида аквакультуры, типа водного объекта, транспортной доступности РВУ и других. Условия договора пользования РВУ должны быть благоприятными и стимулирующими для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые осваивают проблемные РВУ, в которых, например, загрязнены донные отложения, которые труднодоступны или имеют другие сложные условия хозяйственной деятельности. С учетом изложенного представляется целесообразным в форму типового договора пользования РВУ, о необходимости разработки которой было отмечено ранее, включить помимо стандартных разделов раздел, в котором бы устанавливались условия, дифференцированные в зависимости от условий хозяйствования на конкретном РВУ.
Общей формой ответственности по договорным обязательствам является возмещение убытков, которые в силу п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Учитывая, что взыскание убытков в случае нарушения договора достаточно проблематично, представляется целесообразным воспользоваться другой формой ответственности, наиболее распространенной в настоящее время, а именно, предусмотреть в договоре условие о неустойке.
Наряду с убытками и неустойкой ГК РФ предусматривает специальный вид ответственности за нарушение денежных обязательств. Так, в соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Следует обратить внимание на то, что применительно к договору пользования РВУ данная мера ответственности может быть применена только по отношению к рыбоводному хозяйству, поскольку именно на нем лежит денежное обязательство (внесение платы за пользование РВУ).
Необходимость учета соотношения гражданского законодательства и законодательства об аквакультуре проявляется и в ходе изменения и расторжения договора пользования РВУ.
Часть 3 ст. 9 Закона об аквакультуре предусмотрены специальные основания для досрочного расторжения договора пользования РВУ. Расторжение договора происходит в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством по требованию собственника РВУ. Это требование должно основываться на установленных фактах: либо рыбоводное хозяйство использует рыбоводный участок с нарушением требований федеральных законов, либо рыбоводное хозяйство не осуществляет в течение двух лет подряд деятельность, предусмотренную договором пользования РВУ с момента установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
Стоит остановиться на основании досрочного расторжения договора пользования РВУ вследствие неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования РВУ.
Фактом, свидетельствующем об осуществлении деятельности на РВУ при осуществлении аквакультуры, является выпуск объектов аквакультуры в водный объект в пределах границ РВУ, что подтверждается актом выпуска объектов аквакультуры в водный объект в границах РВУ. Выпуск объектов аквакультуры в водный объект в границах РВУ является обязательством, вытекающим из существа договора пользования РВУ. Требования к данному акту предусмотрены Порядком предоставления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 25.11.2014 г. № 47196.
В целях размещения рыбоводной инфраструктуры, под которой понимаются «имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование…» (п. 6 ст. 2 Закона об аквакультуре), необходимой для осуществления аквакультуры, а также объектов рыбопереработки, рыбоводному хозяйству требуется земельный участок, прилегающий к РВУ или находящийся в непосредственной близости от него, получение которого в условиях действующего правового регулирования занимает длительные сроки – до 3-х лет. К тому времени истекает двухлетний срок, по прошествии которого договор пользования РВУ расторгается по инициативе собственника РВУ. Необходимо также учитывать сроки создания рыбоводной инфраструктуры и период роста объектов аквакультуры до стадии их выпуска в водный объект в пределах границ РВУ.
Рыбоводные хозяйства могут избежать досрочного расторжения договора по инициативе собственника РВУ путем приобретения на основании договора купли-продажи у других рыбоводных хозяйств объектов аквакультуры, достигших необходимой стадии роста, и их выпуска в водный объект в пределах границ РВУ, пользователями которого они являются. Это приводит к необоснованным расходам субъектов предпринимательской деятельности в области пастбищной аквакультуры и, в целом, не решает проблему.
Представляется целесообразным внести изменения в п. 3 ст. 9 Закона об аквакультуре в части увеличения срока, по истечении которого договор пользования РВУ расторгается по инициативе собственника РВУ вследствие неосуществления рыбоводным хозяйством деятельности, предусмотренной договором пользования РВУ. Другим способом решения указанной проблемы может стать законодательное закрепление механизма предоставления РВУ одновременно с земельным участком, необходимым рыбоводному хозяйству для размещения рыбоводной инфраструктуры, производственных объектов.
Формулировка другого основания расторжения договора пользования РВУ в одностороннем порядке по требованию собственника РВУ - использование рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов - представляется некорректной, так как устанавливает необоснованно широкие пределы для правоприменения и создает условия для предъявление контролирующими органами государственной власти необоснованных претензий к рыбоводным хозяйствам.
В связи с изложенным представляется целесообразным установить в ч. 3 ст. 9 Закона об аквакультуре исчерпывающий перечень требований федеральных законов, нарушение которых пользователями РВУ будет являться основанием для досрочного расторжения договора пользования рыбоводным участком. Указанные требования следует включить в договор пользования рыбоводным участком, форма которого должна быть утверждена нормативным правовым актом соответствующего уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона об аквакультуре изменение существенных условий договора пользования РВУ не допускается. Данное ограничение относится только к существенным условиям договора пользования РВУ, следовательно, условия договора, не относящиеся к существенным, могут быть изменены в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Нельзя не отметить, что «право сторон изменять содержание договора, расторгать его - одно из проявлений принципа свободы договора» 97. В соответствии со ст.ст. 450-452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению самих сторон либо по решению суда в связи с требованием одной из сторон.
В отличие от «чистых» гражданско-правовых договоров договор пользования РВУ регулирует отношения в специфической области хозяйственной деятельности, которая характеризуется влиянием различных природных явлений. Поэтому при существенных трудностях в реализации договора в интересах обеих сторон может быть целесообразнее изменить его, чем расторгнуть. При этом, в случае расторжения договора убытки сторон будут действительно значительно превышать затраты по исполнению договора. Между тем, интересы рыбоводных хозяйств и отрасли в целом требуют изменения, а не расторжения договора.
В связи с изложенным, представляется целесообразным внести в Закон об аквакультуре нормы, предусматривающие возможность изменения существенных условий договора пользования РВУ с указанием, в каких именно случаях вносятся такие изменения. Детальной проработки в целях совершенствования как законодательства, так и практики его применения требует такое важное обстоятельство, как изменение границ водного объекта (обусловленное иссушением, либо смещением русла). Рыбоводные хозяйства могут понимать это как существенное изменение обстоятельств и ставить вопрос об изменении условий договоров (пересмотре границ РВУ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало настоящее исследование с принятием Закона об аквакультуре многие вопросы остались не в полной мере урегулированными.
Совершенствования в Законе об аквакультуре требует урегулирование права собственности, иных имущественных прав на объекты аквакультуры, регламентация в части большей детализации пределов применения положений ГК РФ к объектам аквакультуры как к объектам гражданских прав с учетом специфики данных объектов, расширения круга собственников объектов аквакультуры с указанием случаев, когда собственником объектов аквакульуры является не рыбоводное хозяйство, а другое лицо.
Представляется целесообразным расширить перечень объектов, определенных в п. 1 ст. 7 Закона об аквакультуре, на которые распространяется правовой режим объектов гражданских прав.
Необходимо урегулировать вопрос о безоговорочном применении положений ГК РФ о возникновении права собственности применительно к объектам аквакультуры в силу наличия оснований, специально предусмотренных законом, для чего следует внести в нормы ГК РФ, устанавливающие основания приобретения прав собственности на объекты аквакультуры (ст. ст. 218, 220, 221, 227, 233), изъятия для объектов аквакультуры в силу их неприменимости к указанным объектам.
Закон об аквакультуре имеет пробел в правовом регулировании права собственности на выращиваемые при пастбищной аквакультуре объекты, включая объекты марикультуры, в том, что рыбоводное хозяйство, приобретает право собственности на выращенные объекты аквакультуры только после их изъятия из водной среды, что не обеспечивает защиту имущественных прав рыбоводных хозяйств на указанные объекты, исключает их из гражданского оборота. Следует ст. 7 Закона об аквакультуре дополнить нормой о возникновении у рыбоводного хозяйства права собственности на объекты аквакультуры с момента выпуска объектов аквакультуры в водный объект.
Необходимо совершенствование норм, регулирующих размещение объектов рыбоводной инфраструктуры на землях лесного фонда, что влечет необходимость внесения изменений в лесное законодательство и Закон об аквакультуре.
Представляется целесообразным внести изменения в ЛК РФ (п. 1 ст. 21), включив товарную аквакультуру в виды деятельности, в целях осуществления которых на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Соответствующие изменения необходимо внести в ч. 1 ст. 6 Закона об аквакультуре, определив, что особенности использования земель для целей аквакультуры устанавливаются в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В целях устранения пробелов правового регулирования необходимо внести следующие изменения: в Закон о развитии сельского хозяйства в части закрепления нормы о признании рыбоводных хозяйств, осуществляющих товарную аквакультуру, сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях распространения на них мер государственной поддержки, предусмотренной данным законом, и установления порядка (критериев) их отнесения к данной категории без применения количественного критерия; в Закон об общих принципах в части включения в вопросы, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, вопросов поддержки товарной аквакультуры как сельскохозяйственного производства, а Закон о поддержке страхования дополнить нормами, распространяющимися на хозяйства товарной аквакультуры (и объекты аквакультуы), и внести изменения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
Договор пользования РВУ, являясь основанием для осуществления деятельности в области товарной аквакультуры (пастбищной, а также индустриальной, осуществляемой с использованием садков и (или) других технических средств,), содержит обязательство собственника предоставить рыбоводный участок рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления товарной аквакультуры и встречное обязательство рыбоводного хозяйства по внесению предусмотренной договором платы и использование рыбоводного участка по целевому назначению: для осуществления аквакультуры.
Квалифицирующими признаками договора пользования РВУ являются консенсуальность, взаимность, возмездность; договор опосредует отношения по передаче имущества в пользование. В ГК РФ правовая конструкция договоров, соответствующая договору пользования РВУ, отсутствует. Данный договор не может быть отнесен ни к одному известному ГК РФ виду договоров. Применению к договору пользования рыбоводным участком подлежат лишь общие нормы ГК РФ об обязательствах и договорах. При этом, договор пользования РВУ можно отнести не только к договорам, направленным на передачу имущества (прав пользования участком РВУ), но и на выполнение работ (осуществление деятельности в области товарной аквакультуры).















