ВКР (1205056), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Как известно, специфика публичного договора заключается в том, что его стороной является коммерческая организация, по роду своей деятельности обязанная осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится.
Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Хотя в большей степени данная норма рассчитана на потребительские отношения (где уполномоченным чаще всего выступает физическое лицо - гражданин), но в рассматриваемой ситуации права потребителя распространяются и на потребителя-перевозчика, выступающего коммерческой организацией. В этой связи закон закрепляет положение о том, что страховщик не может отказать в страховании любому обратившемуся перевозчику (ч. 3, 4 ст. 7 Закона № 67-ФЗ). Впрочем, на договор обязательного страхования гражданской ответственности как публичный прямо указывает п. 3 ст. 7 Закона № 67-ФЗ. Поэтому последующие положения Закона о запрете отказа в заключении договора фактически расшифровывают данную норму.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика заключается между страхователем (перевозчиком) и страховщиком (страховой организацией). Поэтому конструкция предмета договора, как следует из закона, определяет его как договор в пользу третьего лица, о чем прямо говорит ч. 1 ст. 7 Закона № 67-ФЗ.
Вообще использование названной категории договоров - достаточно типичный случай именно для страховых обязательств, хотя довольно часто находит место и в других сферах хозяйственной жизни.
Как полагает профессор Ю.Б. Фогельсон, интерес потерпевшего также оказывается удовлетворенным, но не потому, что ему оказана услуга, а потому, что содержанием услуги, оказываемой ответственному лицу, является удовлетворение интереса потерпевшего40.
Сообразно наличию фигуры третьего лица, получающего права участника обязательства, применительно к договору страхования таковым будет выгодоприобретатель - пассажир, а в случае его гибели - иные лица, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 67-ФЗ. Фактически речь идет о гражданах, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца. Таковыми являются неработающие нетрудоспособные граждане (п. 1 ст. 1088 ГК РФ). При отсутствии таких граждан статус выгодоприобретателей получают супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.
Как следует из п. 2 ст. 7 Закона № 67-ФЗ, договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса. Исходя из этого, обязательствам по обязательному страхованию придается характер реального договора, что соответствует общему правилу, закрепленному в ст. 957 ГК РФ.
Вопросы, связанные с определением срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности перед пассажирами, имеют принципиальный характер и должны найти отражение в тексте договора.
Можно сказать, что срок действия договора, как следует из анализа ч. 4 ст. 8 Закона № 67-ФЗ, относится к числу существенных условий, поскольку Закон устанавливает нижний предел периода действия договора. Срок действия такого договора не может быть менее года (ч. 4 ст. 8 Закона № 67-ФЗ). Собственно, исходя из этого нормативного установления конкретный период действия договора должен быть отражен в его тексте. Хотя, с другой стороны, данное правило можно и не рассматривать столь категорично, и формулировка условия закона относительно срока действия договора могла принять и несколько иной вид. Предлагаемая конструкция может изначально презюмировать срок договора как заключенного на один год, если более длительный период его действия не предусмотрен договором. Таким образом, условие о сроке действия договора может перейти из разряда существенных условий в обычные либо вообще случайные.
Представляется целесообразным установить в законодательстве в виде исключения из общего правила возможность при осуществлении железнодорожных перевозок в договорах ОСГОП устанавливать срок менее года. В этой связи предлагаем внести изменения в п. 4 ст. 8 Закона № 67-ФЗ и изложить следующим образом: «договор обязательного страхования может заключаться на срок три, шесть, двенадцать месяцев».
Договор ОСГОП требует известной своей формализации, но законодатель регулирует этот вопрос в отсылочном порядке, предлагая опираться в этой части на нормы гражданского законодательства.
Как известно, с точки зрения гражданского законодательства страховые обязательства имеют самостоятельное правовое регулирование в главе 48 ГК РФ. В положениях обозначенной главы есть упоминание о форме договора как о письменной (п. 1 ст. 940 ГК РФ), поскольку общее правило говорит о недействительности договора страхования в случае несоблюдения требований к его письменной форме. Относительно документального оформления законодательство допускает вариант с составлением единого документа, как и выдачи полиса, причем в стандартизированном виде, что является наиболее распространенной и устоявшейся практикой (п. 3 ст. 940 ГК РФ).
Единая экономическая природа страхования заключается в возмещении убытков посредством их разложения между многими субъектами. Поэтому с определенной долей условности смысл страхования можно выразить через категорию «разделение ответственности» 41.
Условия страховых обязательств в соответствии с законом допускают два варианта их формулирования: может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена (п. 1 ст. 931 ГК РФ). В последнем случае может быть застрахована, например, ответственность водителя транспортного средства, являющегося работником перевозчика, выступающего страхователем. Причем в литературе о такой ответственности говорят как о деликтной42, то есть ответственности из причинения вреда.
Предметом страхования при данном виде страхования, как полагает А.И. Худяков, выступает ответственность причинителя вреда (самого страхователя или застрахованного лица) перед потерпевшим43.
Собственно, в связи с этим (т.е. в целях определения лица, несущего страховые риски) закон и связывает обязанность указывать в договоре лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован. И вполне уместным выглядит нормативная оговорка о страховании риска самого страхователя, если это лицо в договоре не названо44.
Наличие интереса признается за тем лицом, на которое может быть возложена ответственность за причинение вреда. Обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лицо, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 927 и 935 ГК РФ). Закон № 67-ФЗ закрепляет такую обязанность за перевозчиком пассажиров (независимо от вида транспорта). Отсюда вытекают особенности конструкции самого обязательства, рассматриваемого законодателем, как указано выше, в качестве договора, заключаемого в пользу третьего лица (п. 1 ст. 7 Закона № 67-ФЗ), иначе именуемого выгодоприобретателем.
Следует отметить, что Закон № 67-ФЗ вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а не за нарушение договора (ст. 932 ГК РФ). Данные виды имущественного страхования очень схожи по своей природе, но все же различны по сути. Договорная ответственность может быть застрахована, если об этом прямо упоминает федеральный закон, в то время как гражданская ответственность, выраженная в материальном, овеществленном виде предполагается обязательной. На это, кстати, указывает ч. 1 ст. 5 Закона № 67-ФЗ, устанавливающая запрет осуществления перевозок (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), если гражданская ответственность перевозчика не застрахована.
Обязательное страхование различных категорий рисков воспринято в цивилизованной практике многих государств и находит формализованное выражение в гражданском законодательстве. При этом для европейских государств система обязательного страхования профессиональной ответственности является почти такой же привычной, как обязательное страхование ответственности автовладельцев45.
В литературе отмечают достаточную распространенность в мировой практике страхования ответственности по договору при одновременном отсутствии законодательного запрета или ограничения на такое страхование46.
Что касается регулирования вопросов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, то можно говорить о значительном иностранном опыте, в том числе стран СНГ – транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова), который свидетельствует о положительных результатах как в плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.
Введение же обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, стало инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства РФ в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами железнодорожного и иных видов транспорта.
Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту ныне действующего Закона № 67-ФЗ подтверждался экономический и социальный эффект от введения механизма ответственности на практику. Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами привело к увеличению объема компенсаций за ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу пассажира, в среднем до 6 млрд. рублей, а максимально до 11 млрд. рублей ежегодно. Размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме является достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае частичного повреждения здоровья47.
Институционализация же гражданской ответственности за вред перед пассажирами способствует решению государственных задач по повышению безопасности на транспорте, поскольку перевозчики стали более заинтересованы в направлении средств на мероприятия по снижению аварийности и повышению уровня безопасности перевозок пассажиров.
Введенные Законом правила направлены на унификацию системы страхования ответственности перевозчиков на всех видах транспорта, и способствуют более слаженной работе механизма возмещения вреда гражданам, возникшего в результате наступления страховых случаев на транспорте.
Законодатель четко указывает на то, что сферой действия Закона об ОСГОП является регулирование отношений, которые возникают в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (обязательное страхование), определение правовых, экономических и организационных основ этого вида обязательного страхования. Кроме того, в сферу действия Закона подпадают также отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
Закон № 67-ФЗ касается перевозок любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы (применительно к осуществлению железнодорожных перевозок это уже упоминавшийся УЖТ РФ), за исключением такси. Закон регулирует страховые отношения при осуществлении перевозок, которые осуществляются внеуличным транспортом (включая железнодорожные, воздушные, морские, внутренние водные, пригородные и междугородние автобусные перевозки), в том числе метрополитеном. Однако в отношении последнего он устанавливает лишь порядок возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров. При реализации потенциала Закона возможно выравнивание размеров компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир.
Применение Закона № 67-ФЗ предусматривается с учетом отдельных особенностей в отношении перевозок внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном). Имеется в виду использование отдельных понятий для целей применения данного закона в том смысле, который в них вкладывают отдельные акты действующего законодательства. Кроме того, специальный режим предусматривается и для определения момента начала и окончания отношений, связанных с перевозкой пассажира48.
Отдельно законодателем исключаются из сферы действия Закона перевозки, осуществляемые легковыми такси, то есть вопросы перевозки пассажиров и их имущества данным видом транспорта не регулируются положениями Закона № 67-ФЗ. Условия и порядок перевозки легковыми такси определены положениями ст. 31–33 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ49, а также соответствующими Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Цели обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика представляют собой ряд конкретных факторов, достижение которых предполагается при реализации норм закона. Указанные цели можно разбить на три направлениям:
1) обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок;
2) создание единых условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования;
3) установление процедуры получения потерпевшими возмещения вреда.
Из целей обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика органично вытекают и его принципы. Как известно, принципы – это основные начала, базовые постулаты, идеи, которые заложены в основу каких-либо процессов, явлений.
Страховое законодательство обращается к принципам обязательного страхования, которые в рамках Закона об ОСГОП находят конкретное выражение и практическое воплощение при реализации его положений.
Законодатель в качестве принципов обязательного страхования выделяет50:
-
гарантию возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных Законом № 67-ФЗ;
-
защиту за счет обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
-
определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и вида перевозок.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, стало инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства РФ в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами. Исходя из этого установление законом единых правовых основ обеспечения страховой защиты имущественных интересов граждан - потребителей услуг пассажирского транспорта позволит обеспечить:
-
концептуальное единство организации страхования ответственности перевозчиков на всех видах транспорта;
-
гарантированность прав пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки и упрощение процедуры его получения;
-
всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности перевозчиков;
-
повышение финансовой устойчивости перевозчиков посредством страховых гарантий возмещения вреда, причиненного ими жизни, здоровью или имуществу пассажиров, в том числе с использованием механизма предварительных выплат.
2.2. Страховое возмещение и компенсационные выплаты, регрессное требование страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика
Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, должно стать инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами. Этим целям служит страховая выплата, которая позволяет пострадавшему не зависеть от неплатежеспособности и иных обстоятельств связанных с перевозчиком. Кроме того, страховая выплата преследует такую цель как возможность избежать обращения в суд, что само по себе является трудоемко и затратно по времени и расходам.















