ВКР Бородинская (1204285), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Проанализируем содержательную сторону данного явления с позиций синдромологического анализа.
Ронгинская Т.И. рассматривает выгорание как симптомокомплекс, который охватывает все структурные уровни личности: социально-психологический, отражающий изменение межличностных отношений; личностный - изменение личностных черт; мотивационный - качественное и содержательное изменение мотивации; регулятивно-ситуационный, отражающий изменение состояний и эмоциональных отношений[35].
Рукавишников A.А. описывает синдром эмоционального выгорания как негативное психологическое явление, проявляемое через психо-эмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации и наблюдаемое у лиц без психопатологии. В качестве основных симптомов он рассматривает аффективные, когнитивные, физические, поведенческие и мотивационные[39].
Бойко В.В. пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека и этим отличается от разных форм эмоциональной ригидности, которая определяется физиологическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими сбоями[6].
Понятие ригидности, которая рассматривается как одна из существенных характеристик синдрома эмоционального выгорания, имеющая динамико-содержательную природу вводит Г.В. Залевский. По его мнению, ригидность свидетельствует о трудностях, испытываемых самоактуализирующейся личностью, и несрабатывании психологических механизмов.
Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определил как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный шаблон, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. С одной стороны оно позволяет человеку беречь и бережливо использовать энергетические ресурсы, с другой - выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми[7].
В свою очередь, П.И.Сидоров приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания:
- реакция организма, возникающая в следствии продолжительного воздействия профессионального стресса;
- это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой;
- это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный шаблон, который позволяет беречь и сокращать расход энергетических ресурсов[44].
Ильин Е.П. определяет эмоциональное выгорание как специфический вид хронического состояния личностей, профессионально работающих с людьми, то есть профессионалов, осуществляющих совместную деятельность, в которой невозможно исключить эмоциональное воздействие объекта деятельности на её субъект. В ходе изучения эмоционального выгорания особое внимание всеми исследователями уделялось личностному, ролевому и организационному факторам, способствующим появлению и развитию этого синдрома[3].
На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения в 2005г. было отмечено, что стресс, связанный с работой является основной проблемой примерно для 1/3 трудящихся стран Европейского союза. Вследствие развития данного синдрома появляется дезадаптация личности, что крайне отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и на отношениях с коллегами по работе, а также с родными и друзьями индивида[47].
В настоящее время в российской психологии распространена несколько иная трактовка понятия «эмоциональное выгорание». Под ним понимают выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (В.В.Бойко, Н.Е. Водопьянова). Такое истолкование вызывает вполне понятные возражения, так как в состав исследуемого явления включаются как симптомы напряжения и защиты - процессов адаптивной направленности, так и симптомы истощения — процесса дезадаптивного[10].
Загорюев А.Л. в исследованиях эмоционального выгорания основное внимание уделяет особенностям динамики ухудшения эмоционального состояния человека в процессе осуществления той или иной совместной деятельности. В том случае, если деятельность работника регламентирована обязанностями, не позволяющими произвольно приостанавливать или даже прекращать её, эффект ухудшения эмоционального состояния будет усиливаться, приобретая черты «выгорания»[17].
Водопьянова Н.Е., Ю.И. Виданова рассматривают профессиональное выгорание как личностную деструкцию, развивающуюся во времени вследствие дезадаптации к широкому спектру коммуникативных стрессов в профессиональной деятельности[11].
Самоукина Н.В. определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов трудящегося человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или их «высвобождения»[40].
Следовательно, эмоциональное выгорание представляет собой синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведёт к истощению эмоционально-энергетических, а так же творческих ресурсов работающего человека. Синдром эмоционального выгорания является самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, политиков, проводниц и стюардесс — то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Эмоциональное выгорание рассматривают как составляющую профессиональной деформации, психологическую защиту, состояние и стресс.
Анализ симптомов в структуре синдрома эмоционального выгорания показывает, что учеными выделяются различные его проявления, которые, тем не менее, можно свести к нескольким наиболее устойчивым группам.
На наличие физических симптомов указывают С.Маслач, Е.Махер, Ю.А. Юдчиц и др. Среди них отмечают признаки, которые в обобщенном виде можно охарактеризовать как истощение (чувство постоянной усталости, ощущение физического истощения, общая слабость, снижение активности и энергии, заторможенное, сонливое состояние, желание спать в течение дня) и психосоматические проблемы (беспричинные головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, резкая динамика веса из-за переедания или потери аппетита, бессонница, одышка или нарушение дыхания при различных нагрузках, снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, тактильных ощущений)[23].
Следующей значимой группой являются психологические симптомы, охватывающие такие сферы личности как мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная. По мнению С.Маслач, Е.Махер, Ю.А. Юдчиц, О.В. Хухлаевой, в мотивационной сфере наблюдаются негативное отношение к предмету труда (после имевших место позитивных взаимоотношений); отрицательное настроение к выполняемой деятельности, безразличие, скука, пассивность или наоборот, неадекватно завышенный уровень притязаний, стремление к получению признания даже при незначительных успехах, болезненное реагирование на неудачи в профессии; в эмоциональной сфере характерна плоскость эмоций, ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность, тревога, усиление беспричинного беспокойства, депрессия, чувство вины, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд, профессиональных перспектив, или чувство гиперотвественности и страха возможности не справиться с работой, усиление деперсонализации своей или других, возрастающее чувство одиночества; в интеллектуальной (когнитивной) сфере - падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, предпочтение стандартных шаблонов, рутины творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нежелание участия в развивающих в инновационных и экспериментальных формах работы, формальное выполнение своих обязанностей[54].
Уточняя психологические признаки эмоционального выгорания, уместно привести точку зрения Т.В. Форманюк, которая интерпретировала их в ином виде. В качестве ключевых психологических симптомов она выделила индивидуальную границу, «потолок» возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции, их негативные последствия[51].
И, наконец, группа социальных или поведенческих симптомов, на наличие которых также указывают С.Маслач, Е.Махер, Ю.А. Юдчиц, О.Н. Кириченко, Н.Е. Водопьянова и др. Среди них наиболее ярко проявляются низкая социальная активность, уменьшение интереса к досугу, увлечениям, увеличение времени, посвящаемого работе, ограничение социальных контактов профессиональным кругом, скудные обезличенные отношения на работе и дома, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. В результате в поведении начинают преобладать дистанцирование, неспособность принимать решения, гиперотвественность, перфекционизм, невыполнение важных, приоритетных задач, застревание на деталях, трата времени на выполнение автоматических и элементарных действий, злоупотребление психостимуляторами (кофе, алкоголь, никотин, наркотики)[11].
Таким образом, анализ имеющихся определений синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему симптомов позволяет сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание - это устойчивое, прогрессирующее, негативное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопаталогией.
Следует заметить, что также как на сегодняшний день не существует единого мнения относительно причин возникновения синдрома эмоционального выгорания, факторов и причин развития[5]. Традиционно рассматривают следующие группы факторов, приводящих к данному состоянию: индивидуальные, социальные и касающиеся характера работы и рабочего окружения, личностные, ролевые и организационные, в качестве взаимодополняющих рассматриваются внешние и внутренние или личностные и организационные, объективные и субъективные, а также в качестве причин рассматриваются отдельно факторы, порождаемые профессиональной деятельностью или неправильной ее организацией или же предпочтение отдается личностному фактору[10].
При этом является очевидным, что риск развития эмоционального выгорания заметно повышают факторы, воздействующие на работника извне и не зависящие от него самого и его поведения:
- специфика профессиональной деятельности (монотонность или, наоборот, интенсивная изменчивость предмета труда и профессиональных действий, эмоциональная и коммуникативная насыщенность работы, психологически трудный контингент клиентов, недостаток профессиональной компетентности, трудно ощутимый результат труда (В.И. Ковальчук)[21];
- организационные особенности коллектива (неэффективный стиль руководства, дестабилизирующая организация деятельности, неблагоприятный психологический климат в коллективе, отсутствие адекватной оценки достижений (как моральной, так и материальной) и социальной поддержки со стороны администрации и коллег, отсутствие перспективы профессионального роста (В.В.Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Форманюк, В.Е. Орел и др.)[28].
Однако нельзя не отметить, что в равных условиях одни сотрудники подвержены эмоциональному выгоранию, которое происходит достаточно быстро и имеет необратимый характер, приводящий к смене профессии, а у других наступление этого состояния может быть существенно растянуто во времени и не имеет решающего влияния на качество профессиональной деятельности, а для 3их - оно в принципе не характерно и его проявления практически или полностью отсутствуют. Следовательно, можно предположить, что ведущую роль здесь играют все же личностные особенности сотрудников. Причем нам представляется целесообразным дифференцировать их с точки зрения психоконституциональных особенностей и субъективно личностных отношений.
В некоторых исследованиях выделяется круг проблем, касающихся индивидуально-психологических различий в проявлении эмоциональной сферы - эмоциональных свойств человека, как устойчивых личностных особенностей. Эта совокупность эмоциональных свойств носит название эмоциональности личности (М.В. Борисова). В качестве основных проявлений эмоциональности исследователи рассматривают эмоциональную возбудимость (Б.М. Теплов), эмоциональную чувствительность (В.М. Русалов), эмоциональную реактивность (Я. Стреляу), нейротизм (Г. Айзенк). Также выделяются характеристики эмоциональности, которые проявляются в переживании различных эмоций в эмоциональной жизни индивида. Они выражаются в модальности доминирующих эмоций и носят название качественных или модальных свойств эмоциональности (А.Е. Ольшанникова, К. Изард). Устойчивое стремление испытывать одну или несколько базовых эмоций описывается исследователями как эмоциональная черта[29].














