Диплом Хуан (1202708), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Осуществляя реформы "нового курса", администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных "великой депрессии" потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Наступление экономического кризиса в 1937 г. было неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика США частично справилась с его последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Вместе с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени "нового курса" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны. [4]
Из Великого кризиса американское общество вышло благодаря Новому курсу Рузвельта. С началом же Второй мировой войны США стали тем, к чему внутренне были готовы и стремились, — мировой фабрикой и кузницей. Причем одним из условий, сопровождавших предоставление полуразрушенной Европе средств по плану Маршалла, была открытость рынков. Америка разбогатела на поставках оружия и хотела, чтобы военные торговые пути в Европу не закрылись, а перестроились на мирную продукцию. И это ей удалось. А казавшийся естественным выход сильной Америки на роль главного антагониста СССР в «холодной войне» сделал ее политическим лидером западного мира. Теперь, после победы в этой войне, глобальное лидерство США стало реальным. К середине XX в. мировое хозяйство оказалось на две части: мировое хозяйство и мировое социалистичесткое хозяйство, то есть мир стал двухполярным. В системе международных экономических связей мировое капиталистическое хозяйство заняло доминирующие позиции. На начало 90-х гг. 9/10 всей международной торговли приходилось на товарооборот в рамках мирового капиталистического хозяйства. Через каналы международного экономического обмена в конце 80-х гг. реализовывалось 1/5 всего совокупного валового продукта капиталистического мира.
В бавших социалистических странах производилась 1/3 мирового нациального дохода, в том числе в странах —членах Совета Экономическогой Взаимопомощи— 1./4
С 60-х гг. в систему мирового хозяйства, как полноправные субъекты международных отношений, вошли развивающиеся страны. К середине 70-х гг. среди них заметно выделяются новые индустриальный страны Юго-Восточной Азии (первая волна — четыре « малых дракона» — Южная Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур) и страны Латинской Америкти — Бразилия, Аргентина, Мексика.
После распада СССР и преобразований в странах Восточной Европы мировое хозяйство начинает приобретать черты единого, целостного образования. Формирующееся мировое хозяйство, не являясь однородным, включает национальные экономики промышленно развитых стран, весьма дифференцированные по уровню экономического развития развивающиеся страны и страны с экономической системой переходного типа. Неоднородность мирового хозяйства по уровню развития экономики различных стран и регионов существенным образом отражается на международных экономических отношениях. И хотя сегодня Америка ощущает себя ещё достаточно сильной, чтобы исполнять роль менеджера, который управляет из вашингтонского офиса мировой экономикой и политическими процессами, но реальная ситуация меняется, так как пояаляются новые центры экономической силы, и в частности КНР.
При этом можно обменить, что в 19-ом веке и в первой половине века лидером в создании «открытого» экономического пространства мира выступал Лондон,то сегодня его сменил Вашингтон. Вновь ставится задача привести в соотвтствие «продвинутую» экономическую реальность с «отстающей» политической, заставить их «идти нога в ногу».
Таким образом, обобщая можно отметить, что на данном этапе становления мировой экономической системы, в том числе и КНР, основным характерным признаком этого времени следует отметить высокий уровнь кризисной нестабильности в котором были заложены основы будущего двухполярного и однополярного мироустройства.
1.2 Основные векторы развития мировой экономической системы после второй мировой войны
Новая экономическая идеология полностью восторжествовала после второй мировой войны. Создатели правительственных программ в Европе полагали, что общество не будет больше основываться только на принципах рыночной экономики. Основными требованиями программ были: проведение национализации основных промышленных отраслей; организация системы индикативного планирования; создание специальных структур, поощряющих участие работников в управлении на всех уровнях хозяйства; осуществление государственных инвестиций в области реконструкции и инфраструктуры; принятие социально-ориентированного законодательства.
Успехи послевоенной реконструкции, проводимой на основе активной роли государства, подтвердили преимущества этого процесса. Правительства начали создавать новую экономическую систему, названную смешанной экономикой, с помощью которой они хотели решить такие основные задачи, как: обеспечение занятости; полное использование производственных мощностей; стабилизация цен; параллельный рост заработной платы и производительности труда; равновесие платежного баланса. Для их выполнения и создавалась целая система.[11]
Новый важный шаг был сделан, когда правительство установило контроль над инвестиционным процессом и выработало стратегию по этому вопросу. Дело в том, что технологическая революция, темпы которой ускорялись по прошествии двух мировых войн, заметно увеличила риск, связанный с новыми инвестициями. В этом процессе рыночную экономику могли ожидать серьезные неприятности: в одних случаях это приводило к возникновению избыточных мощностей, в других к затягиванию с вложением средств. Государство, контролируя инвестиционный процесс, могло нейтрализовать нежелательные последствия рисков. Так экономический рост стал постоянной задачей правительства, превратившись в одну из составляющих его политики. К концу 50-х годов стратегия ускорения экономического роста стала играть главную роль, оттеснив на второй план антициклическую политику.
Вместе с задачей экономического роста перед правительствами также неотвратимо встала проблема распределения его результатов. Используя механизмы прямого и косвенного влияния, правительства начали проводить политику регулирования распределения доходов посредством трансфертных платежей. Одновременно они развивали сеть общественных служб: коммунальное жилье, образование, социальную защиту и инфраструктуру. Были также приняты законы о фиксированном минимуме заработной платы, введен налог на наследуемое имущество, расширивший права наследников, установлена прогрессивная шкала налогообложения прибыли.
Однако становление смешанной экономики не происходило по единой схеме. Некоторые страны выбрали неоэтатистскую модель, другие ориентировались на неолибершьную, третьи акцентировали внимание на согласовании и социальном планировании.
Однако трудности 70-х годов в мировой капиталистической системе, а позже и в мировой социалистической привели к переориентации в поисках новой парадигмы. В странах капиталистической системы это выразилось в стремлении уменьшить роль государства в экономике, а в странах социализма— в полном отказе от идей социализма и переходе к идеологии так называемой рыночной экономики. Что касается развивающихся стран, то они встали на путь индустриального развития с помощью капитала международных финансовых организаций.[14]
Страны «третьего мира» занимают особое место в мировой экономике. Как известно, начало распада мировой колониальной империи, образовавшейся в результате колониальных захватов, приходится на 20-е годы XX в. В этот период национальную независимость получили: в 1921 г. Монголия и Афганистан, в 1992г. — Турция. В Индии, Китае и ряде других стран процесс завоевания национальной независимости растянулся на десятилетия.[13]
После второй мировой войны распад колоний затронул в основном страны Азии, в меньшей степени страны Африканского континента. Завершение процесса крушения колониальной системы пришлось на начало 60-х годов и связано с принятием декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.). Политическую независимость получили практически все страны Азии и Африки. Одно из последних колониальных владений Британской империи в XX в. —Гонконг было возвращено Китаю в июле 1997 г.
На месте колониального мира возник огромный «третий мир», охватывающий множество новых и старых суверенных государств Африки, Азии, Латинской Америки, Океании.
Однако приобретение политической независимости еще не означало достижения экономической самостоятельности, предполагающей определенный уровень развития материально-технической базы, производственных отношений. Экономика освободившихся государств соответствовала традиционному типу экономической системы, характеризовалась аграрно-сырьевой специализацией, низким уровнем развития обрабатывающей промышленности, узостью внутреннего рынка. По уровню производства на душу населения развивающиеся страны в десятки раз отставали от индустриально развитых стран. Высокая рождаемость, обусловленная высокой детской смертностью, крайняя нищета населения, недостаток средств для оплаты импорта многих видов товаров, отсутствие современного опыта управления не позволили правительствам развивающихся стран самостоятельно преодолеть экономическую отсталость.
Решение данной проблемы для большинства освободившихся стран стало возможным лишь при активной поддержке индустриально развитых государств, которые, в свою очередь, преследовали наряду с экономическими интересами (сохранение рынков сбыта, дешевого сырья, экспорта капитала) также и политические. Последние определялись стратегией идеологического противостояния мировой капиталистической и мировой социалистической систем, сформировавших после второй мировой войны.[16]
Капитализм и социализм как конкурирующие идеологические системы были заинтересованы в сохранении и расширении своего влияния на освободившиеся государства, в вовлечении как можно большего числа развивающихся стран в системы своих международных отношений.
Таким образом, сочетание объективной необходимости экономической помощи развивающимся странам со стороны индустриально развитых государств в целях преодоления их экономической отсталости и идеологическая заинтересованность двух противоборствующих систем мирового хозяйства в расширении и укреплении сфер своего влияния предопределили два пути развития освободившихся стран: капиталистический и некапиталистический.
Странам, выбравшим капиталистический путь развития, активную помощь оказывали индустриально развитые государства, входившие в мировую капиталистическую систему. В отечественной литературе данный тип экономических взаимоотношений именовался как «неоколониализм», который по существу продолжал политику колониализма. Отличие состояло в том, что если первоначально колониализм предполагал политический контроль над колониальными странами, торговое и промышленное проникновение в их экономику, то в дальнейшем, при неоколониализме, функции контроля над экономикой развивающихся стран перешли к транснациональным корпорациям.
В начале 80-х годов о серьезном неблагополучии в мировом хозяйстве напомнило непосильное бремя внешнего долга значительного числа развивающихся стран. Для большинства стран Африки и Латинской Америки кризис задолженности обернулся целым «потерянным десятилетием», оказавшим, в свою очередь, депрессивное воздействие и на все мировое хозяйство.[18]
Еще одним, быть может, самым болезненным симптомом глубокого мирохозяйственного кризиса является крах бывшей социалистической системы хозяйства. Развал социалистической мировой системы и СССР, дискредитация советской модели организации производства и общества, отход от движения социалистической ориентации подавляющей части ее участников все это существенно изменило общую расстановку сил в мире и систему отношений в мировой экономической системе.
Современную международную экономику и соответствующую ей систему международных экономических отношений характеризует.
1. Углубленное развитие международного разделения труда —международной специализации и кооперирования производства.
2. Высокая степень интенсивности международного движения (мобильности) факторов производства: капитала, рабочей силы, технологии, информации.
3.Глобальность сферы международного товарного обмена, капиталопотоков, трудовой миграции, информации.
4. Интернационализация производства и капитала. Рост международных форм производства на предприятиях, располагающихся в разных странах, в первую очередь в рамках крупнейших между народных корпораций.
5. Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, общая либерализация внешнеэкономических связей.
6.Формирование самостоятельной международной финансовой сферы, непосредственно не связанной с обслуживанием товародви жения и факторов производства. Иными словами, возникновение международной финансовой экономики. Характерной чертой этой экономики стало преобладание финансовых рынков над рынками материальных товаров и ресурсов. Объемы сделок на фьючерсных, международных обменных валютных (FOREX), международных кре дитных и инвестиционных рынках на несколько порядков превос ходят объемы традиционной товарообменной торговли.















