Диплом Хуан (1202708), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Оценивая роль и место КНР в глобальной мировой экономической системе, которая находится в кризисе развития, можно выделить следующие важные акценты.(Рис.18)
Экономическая нестабильность
Политическая
нестабильность
Роль и место КНР в глобальном мире
Рис.18 Роль и место КНР в глобальном мире
Но при этом следует отметить наличие проблем в развитии КНР.
4.2 Основные проблемы и тенденции развития экономики КНР в глобальном мире
Как было отмечено раше, экономика КНР достаточно уверенно развивается и даже в условиях мирового экономического кризиса является определённым стабилизатором, защищабщим мировую экономику от более глубокого кризиса. Но в тоже время, как в любой развивающейся социально-экономической системе, наблюдаются проблемы роста, которые можно определить следующим образом.(Рис.19)
Обстрение
Политических
противоречий
Трансформационные
постепеные реформы в КНР
Ориентация экономики КНР на США
Проблемы развития
Внешние проблемы
роста
Внутренние проблемы роста
Кризис
Однополярного
мира
Кризис в развитых странах, потребителях продукции КНР
Диспропорации
в развитии отраслей
Диспропорции регионального развития
Кризис международных валютно-финансовой системы
Рис.19 Проблемы развития КНР
Хотя по производству некоторых изделий Китай лидирует в мире, но внутренние экономические проблемы можно выделить следующим образом(Рис.20)
Внутренние экономические проблемы
Рис.20 Внутренние проблемы экономики
Словом, производственный потенциал Китая еще очень слаб.
Например, в 2014 г. машинное и транспортное оборудование оставались по-прежнему первой большой статьей импорта, составив 47% в валовом импорте, это привело к отрицательному сальдо в 5 миллиардов долларов. В 2003 г. экспорт продукции высоких и новых технологий составил 25,2%, импорт составил 29%, разница в 4 процентных единицы имела последствием отрицательное сальдо в 9 миллиардов долларов.[30]
Еще один пример: в 2014 г. производство стали в Китае составило 220 миллионов тонн, вдвое больше, чем производство стали в Японии, которая стоит на 2-м месте в мире. Но китайский сортамент стали еще не полностью укомплектован, большой удельный вес приходится на стальной прокат низких разрядов, используемый главным образом в строительстве. А что касается высокоразрядных видов проката и особых видов проката, то тут Китай вынужден прибегать к ввозу в большом количестве. В 2014 г. было импортировано 37 миллионов 170 тысяч тонн проката стоимостью 20 миллиардов долларов.
Невысокий уровень структуры ассортимента изделий обусловлен технической отсталостью. В таких традиционных областях, как черная металлургия, цветные металлы, энергетика, мишиностроение, нефтехимия, угольная промышленность, стройматериалы и др., оснащенность прогрессивной техникой и оборудованием составляет лишь 1/10, лишь менее 5 % механических изделий стоят на уровне зарубежных прогрессивных образцов.Расходуя 1000 граммов стандартного горючего, Китай производит продукции на 0,7 долларов, тогда как в США производится продукции на 3,4 доллара, в Германии на 7 долларов, в Японии на 10,5 доллара. То есть издержки на производство единицы продукта в Китае значительно выше, чем в развитых странах.
Что касается отраслей высоких и новых технологий, развитие которых определяет конкурентоспособность страны-производителя, то Китай находится в самом начале пути. Эти отрасли в Китае имеют малый масштаб и слабую техническую базу. Удельный вес добавочной стоимости, созданной в отраслях высоких и новых технологий, составляет 5% от валового промышленного продукта, что значительно меньше, чем в развитых и в новых индустриализованных странах. Низкими остаются вложения на расходы исследований и разработки новых видов продукции. Так в крупных и средних предприятиях госсектора расходы на работу по исследованию и разработке новых видов продукции составляют всего 1 % от доходов по сбыту, тогда как в первых 500 сильнейших предприятиях мира этот процент, как правило, превышает 5% — 10%, а в предприятиях информатики и фармацевтики этот процент доходит до 20%. В Китае низок коэффициент товарного внедрения научно-технических новинок (20%), низок и коэффициент внедрения новинок в масштабное производство (6%).[40]
В Китае до сих пор отсутствует технический механизм признания и защиты интеллектуальной собственности, в вопросах узловой технологии и оборудования многие китайские предприятия зависят от зарубежных фирм, в вопросах промышленного дизайна, узловых запчастей и ключевого технологического оборудования зависят от импорта. Так например, хотя Китайская фирма «Транши» Стала крупнейшим производителем микроволновых печей в мире, однако эта фирма вынуждена импортировать главную деталь МВП — трубку магнитного контроля из-за рубежа. Китай становится крупнейшей базой по производству кондиционеров, однако он вынужден применять в их производстве турбокомпрессор американской фирмы «Юлунь», а производство кондиционеров с переменной частотой целиком зависит от японской технологии. Помимо того в Китае не хватает технических специалистов высшего разряда, их удельный вес в техническом персонале составляет всего 3,5%, тогда как в развитых странах этот показатель доходит до 40%. По причине невысокой квалификации технического персонала средний процент годности изделий составляет лишь 70%, в то же время ежегодно из-за плохого качества продукции Китай теряет 200 миллиардов юаней.
Среди китайских предприятий только очень небольшое число играют роль правофланговых в мировом производстве. Среди 500 сильнейших предприятий мира за 2015 г. китайских предприятий насчитывается всего 12, причем ни одно из них не является чисто производственным.
Возьмем бытовые электроприборы. В этой области Китай обладает известной конкурентоспособностью, но крупнейший китайский производитель стиральных машин в год выпускает всего 2 миллиона машин, тогда как годовое производство аналогичной продукции фирмой «Хойпу» в 1999 г. уже составило 7,4 миллиона. Принадлежащий этой фирме завод в США, производящий автоматизированные стиральные машины, имеет годовую производительность в 3 миллиона машин. Еще явнее различие в масштабе сбыта. Объем сбыта продукции ТНК исчисляется несколькими триллионами долларов, а сбыт крупнейшей китайской фирмы «Хайер» составляет лишь несколько десятков миллиардов юаней.
Говоря о нерациональности структуры организации китайских предприятий, следует указать на невысокий уровень разделения общественного труда и отраслевой кооперации. Например, около 70% запчастей и узлов машиностроительные предприятия Китая выпускают самостоятельно, тогда как в развитых странах сами предприятия выпускают у себя всего 20% запчастей и узлов. Это говорит о несовершенстве всей китайской системы аутсорсинга производственной промышленности и о недостаточной укомплектованности ее.
Некоторые исследователи подразделяют развитие экспорта развивающихся стран на 5 ступеней в зависимости от вклада добавленной стоимости, созданной в экспорте, в национальном продукте, степени связи экспорта с национальной экономикой и степени сложности изготовления продукции, а именно: 1-я ступень: экспорт продуктов первоначальной обработки, 2-я ступень: переработка и монтаж на экспорт, 3-я ступень: поставка узлов и деталей на подрядных условиях, 4-я ступень: изготовление изделий известных зарубежных марок с последующим экспортом, 5-я ступень: производство и экспорт собственных марочных изделий.
В настоящее время «4 малых дракона» Азии в основном находятся на 4-й и 5-й ступенях, Китай, говоря в целом, находится на 2-й и 3-й ступенях.[40]
Многие китайские крупные предприятия, главным образом обрабатывающие, являются низшими звеньями в мировой цепи производства ТНК. Знак «Сделано в Китае» означает по сути, что данное изделие было обработано и смонтировано в Китае. Китай фактически играет роль центра по сборке и переработке тех узлов, где не требуется техническое знание и новаторство.
В постиндустриальный период для «мирового производственного центра» уже недостаточно только производить и перерабатывать изделия, значительно большую важность приобретает овладение звеном исследования и разработки новых видов продукции, а также каналами сбыта.
Исключительно важными становятся вопросы интеллектуальной и промышленной собственности, патенты, стандартизация качества продукции, способность конструировать новые виды продукции, вопросы наценок на товарный знак. Так что Китай на современном этапе практически является всего лишь одним из цехов мирового завода.
Начало 2016 года стало новым испытанием для экономики Поднебесной. В настоящее время экономические проблемы Китая достигли угрожающих масштабов: рекордный обвал фондового рынка сопровождается постепенным ослаблением юаня.
Период стабильного роста китайской экономики выше 7% в год подходит к своему завершению. С 2010 по 2014 гг. прирост ВВП снизился с 10,4% до 7,3%. В прошлом году власти Поднебесной предприняли огромные усилия, чтобы удержать стратегически важную планку 7%. Однако уже в 2016 году данный рубеж останется недосягаемой целью, эксперты Еврокомиссии прогнозирует увеличение ВВП КНР на 6,5%.
В 2015 году начался период нестабильности на китайском фондовом рынке, на спасение которого потребовались огромные средства. За прошедший год золотовалютные резервы Поднебесной снизились на астрономическую сумму – 512,66 млрд долл. (до 3,33 трлн долл.). Только в декабре Китай лишился порядка 108 млрд долл., которые были направлены на стабилизацию курса юаня. В результате стоимость китайской валюты остановилась на рубеже четырехлетнего минимума – 6,47 юань/долл. [37]















