ВКР_Бортнюк_ДВГУПС (1196910), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Для современной культурной ситуации в мире характерна своеобразная «двойная спираль» обычных и особых отношений между людьми. Доминирующая культура репрессирует отдельного индивида, «другого» в силу физических либо психических особенностей [10, с. 885]. В качестве реабилитации в последние 15-20 лет разработаны социальные проекты с использованием так называемых «протеатров» и поддержкой представителей доминирующей культуры – медиаторов, занятых в данной сфере. Именно в этой области продуктивнее всего до настоящего времени использовался методологический инструментарий арт-терапии. Основные социальные идеи, реализуемые в данной области: жанр дефиле «Вот наши особенные дети»; религиозные идеи (человек с особенностями развития – «посланник небес », и следует отметить его неотмирность [77, с. 188] и любить бескорыстно только за то, что он есть); школьный театр специальных учебных заведений в жанре моралите, аллегории, басни, КВН. Таким образом, подчёркивается нравственная составляющая арт-терапии, необходимость следования этическим установкам, организующим наше бытие [31, с. 359].
Таким образом, основные концептуальные подходы к социально-педагогической работе с обучающимися, имеющими нарушение слуха, довольно разнообразны, но в целом выстраиваются по следующей траектории: нарушение слуха 1) воспринимается как физическая, интеллектуальная, нравственная и гражданская неполноценность; 2) является признаком особого дара, чему подражают – дают обет молчания; 3) свидетельствует о неполноценности и требует помощи социума; 4) требует педагогического вмешательства и исправления; 5) требует социально-медицинского вмешательства и лечения либо коррекции, а также адаптации в обществе человека/ребёнка с ОВЗ по слуху.
В России на сегодняшний день существуют три основные концепции обучения глухих людей: 1) «система Леонгард»; 2) билингвистическая система Зайцевой-Комаровой; 3) классическая методика И.Ф. Гейльмана [74, с. 119]. Именно они положены в основу трёх основных отечественных школ обучения российских глухих и слабослышащих детей. Концепция Леонгарда – это модифицированный вид «Чистого устного метода» (ЧУМ) обучения глухих, где запрещается жестовая речь и её дактильная форма. Система основана на фонетической основе; в процессе обучения наиболее важна социокультурная реабилитация детей с нарушениями слуха и их полная интеграция в общество слышащих. Глухого ребёнка обучают в обычной школе, среди нормально слышащих детей; в XXI в. именно эта система наиболее востребована и получила общее название «инклюзивное образование». В г. Хабаровске данная система применялась с 1990-х гг. в НОУ СОШ «Росна», где в классе, состоящем из 12-14 человек, мог быть только один глухой или слабослышащий ребёнок. Главная идея методики – интеграция глухого человека в общество через сохранение неслышащим детям естественной среды, жизни в языке. Система позволяет достичь полноценной реабилитации и интеграции глухих детей в общество слышащих:
В концепции «Билингвистическая система Зайцевой – Комаровой» обучение глухих с раннего возраста основывается на жестовой речи; русский язык преподаётся как иностранный. Формируется понятийная база. Концепция является социокультурной: появилась в конце 1960-х гг. как отклик на постмодернистские установки свободы самовыражения. Методологическая платформа состоит из: 1) психолингвистического положения о статусе жестового языка как самостоятельной, универсальной, полноценной коммуникационной системы общения между глухими; 2) психологического положения о роли жестового языка как преимущества, носителя мышления и средства общения в развитии глухого ребёнка; 3) социокультурного положения о необходимости прекратить дискриминацию глухого сообщества; 4) правовое положение, юридически закрепляющее право глухих обучаться на жестовом языке» [74, с. 126].
Классическая методика И.Ф. Гейльмана отражена в составленном им полном словаре русского жестового языка в 4-х томах «Специфические средства общения глухих» [20] и др. [18, 19], по которым более 40 лет обучались несколько поколений сурдопереводчиков в СССР и России. Главный принцип – обучение глухих с помощью всех имеющихся средств, и преподавание жестового языка как второго иностранного. Базис методики – изучение смысловой нагрузки слов; основа – комплексный подход к личности [74, с. 138].
2 Особенности социально-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушение слуха
2.1 Роль образовательного учреждения в обучении, воспитании и социализации ребёнка с нарушением слуха (на примере КГБОУ ШИ 1)
Проблема образования детей с нарушением слуха стоит довольно остро. Многие школы, детские сады, колледжи и вузы не могут принять детей-инвалидов по слуху, потому что в них нет или недостаточно специального оборудования и специально обученных людей.
В России в XIX в. тому, что на сегодняшний день официально представлено гражданскому сообществу как школы-интернаты, в большей степени соответствовали сурдопедагогические школы. Они работали по разным методикам – французской и немецкой, что повлияло на существование в XXI в. двух разных диалектов жестового языка: Московского и Питерского. Первая сурдопедагогическая школа, открытая в 1806 г. в Павловске, работала по французской методике. Московская сурдопедагогическая школа, открытая в1860 г., работала по немецкой методике. На сегодняшний день существуют различные диалекты жестового языка, самые популярные из которых – московский, питерский и сибирский. Кроме того, существуют социолекты (язык молодёжи и пр.). Преподаватель и директор Петербургского училища глухонемых В.И. Флёри считал, что глухота не является препятствием для интеллектуального и нравственного развития, но глухого ребёнка необходимо обучать.
Проблемы детей с нарушением слуха не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живёт человек, – семьи, школы-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Значительно большее место в понимании этой проблемы и преодолении её последствий имеют социально-педагогические, экономические, психологические факторы. Именно поэтому технологии помощи детям с ОВЗ по слуху основываются на социально-педагогических принципах – гуманизме, открытости, доступности. Обучающиеся с ОВЗ по слуху имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонения или недостатков здоровья (например, сочетанный 1и 8 вид), внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, а также из-за предрассудков общества в отношении детей с ОВЗ вообще.
Для ребёнка с ОВЗ по слуху наиболее мягкими типами социально окружения являются семья и специализированное образовательное учреждение (школа-интернат, др.). Бесспорно, те усилия для обучения и социальной адаптации, которые необходимо приложить обучающемуся с ОВЗ по слуху, усилят нагрузку на ребёнка, на его семью, сократят возможности для отдыха и социальной активности. Это связано с тем, что такой ребёнок медленнее достигает определённых этапов жизненного цикла, а некоторые дети могут остановиться на одной из начальных ступеней развития.
Когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, он и его семья уже прошли первый этап: получили точный диагноз, эмоционально привыкли, информировали ближайшее окружение. Школе и педагогам отводятся второй и третий этапы. Второй этап включает в себя принятие решения по поводу формы обучения (интернат, частная школа, домашнее обучение и пр.), переживание реакций группы сверстников, организация обучения и досуговой деятельности (кружки, секции и пр.). Третий этап – подростничество: привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, возможно изоляция от сверстников и отвержение, и – что особенно важно – планирование будущей занятости (профессии). В данном случае наибольшая роль отводится профориентационной работе.
Характер взаимоотношений обучающегося с социумом определяют взаимоотношения в школе и семье. И однозначно на готовность ребёнка к контакту с внешним миром оказывают влияние доступность и форма образования, содержание и качество образовательных программ, принцип их организации, степень оказываемой помощи, уровень независимости ребёнка с ОВЗ. Особенно важно обучение доступной и посильной профессии, бытовым навыкам, в некоторых случаях – переобучение на пользующуюся в обществе большим спросом профессию. Всё это является одним из факторов, гарантирующих возможности выживания [14].
Безусловно, на социализацию ребёнка с нарушением слуха влияют и средства массовой информации: формируется стереотип положительного либо отрицательного отношения к человеку с ограниченными возможностями: к примеру, в Интернете и в СМИ инвалиды могут представляться несчастными существами, недееспособными. Напротив, СМИ могут популяризовать образ человека с ОВЗ и представить его как компетентного, уверенного и полноценного члена общества, приятную и надёжную личность, наделив массой положительных эпитетов и характеристик. В настоящее время наиболее популярно именно это направление публикаций и репортажей о людях с ОВЗ, в том числе детях.
В целом, отношение широкого социального окружения формирует точку зрения, позиции которой необходимо учитывать образовательному учреждению, в котором обучается ребёнок с ОВЗ. В некоторых случаях такие позиции необходимо преодолевать через пропаганду успехов детей с нарушением слуха (в спорте, искусстве, кулинарии, Интернет-программировании, моделировании и пр.). В некоторых случаях данное явление необходимо учитывать и корректировать свою деятельность относительно запросов общества и возможностей, существующих в настоящей реальности. Данный факт особенно касается выбора обучающимся будущей профессии. В настоящее время наибольший запрос от общества в плане будущей профессиональной деятельности обучающегося с нарушением слуха – сфера общепита. Именно там обучающийся с нарушением слуха может наиболее полно реализовать себя, добиться признания, успеха и финансового благополучия. Соответственно, следует рекомендовать обучающимся выбор именно этой профессии: приводить примеры успешной судьбы выпускников школы-интерната, организовывать экскурсии в учебные заведения данного профиля и на соответствующие предприятия (столовые, рестораны, кафе), проводить тематические классные часы, анкетировать, выстраивать модели продолжения обучения после школы как возможные варианты выбора траектории профессионального пути.
В связи с использованием в среде глухих и слабослышащих элементов системы Леонгарда [74, с. 141], в последние годы появилось новое поколение говорящих глухих детей. Многие глухие выпускники обычных, неспециализированных школ получили высшее образование вместе со слышащими в университетах, институтах, академиях в России, США, Англии, Израиле и т.д. [74, с. 142-144]. При использовании системы Леонгарда в абилитации и реабилитации детей активно участвуют родители. К сожалению, в школах-интернатах данная система «приживается» тяжело, используются только некоторые её элементы. Как правило, данная система начинает работать в школах-интернатах в том случае, когда обучающемуся устанавливают кохлеарный имплант или приобретают, к примеру, слуховой аппарат-заушину «нового поколения», цифровой программируемый), что даёт возможность тонкой индивидуальной настройки.
КГБОУ ШИ 1 (КГБОУ РАООП «Школа-интернат №1»: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение реализующее основные образовательные программы «Школа-интернат №1») находится в г. Хабаровске на ул. Суворова д. 40 [48].
В соответствии с выделенными Р.М. Боскис [12] категориями детей, в педагогической классификации были созданы различные типы школ: специальная школа для глухих детей; специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей. В ее состав входят два отделения: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глубоким недоразвитием речи. КГБОУ ШИ 1 относится к первому типу – специальная школа для глухих детей.
В каждом типе специальной школы (или школы-интерната) есть дети, у которых наблюдается сложный дефект в виде сочетания нарушения слуха с задержкой психического развития, с патологией характера и поведения, нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д. Всестороннее изучение особенностей развития детей со сложными дефектами способствует повышению уровня коррекционной учебно-воспитательной работы.
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» основано в 1937 г. Учредителем Школы-интерната является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является министерство образования и науки Хабаровского края. Тип учреждения – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Вид учреждения – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида.
Миссия школы-интерната: создание гуманной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей всестороннее гармоничное развитие личности ребенка с нарушениями слуха и речи на основе его природных задатков и возможностей. Ценности: неслышащий ребенок – это личность [48].
Виды услуг КГБОУ ШИ 1: образовательные, социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала обучающихся, имеющих нарушения слуха.
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» является бюджетным учреждением, созданным для осуществления образовательных, социальных, реабилитационных услуг детей с ОВЗ по слуху. Учреждение организуется в специально построенных зданиях с необходимыми помещениями, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагают всеми видами коммунального благоустройства для проживания, обучения и досуга. Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации, обучающиеся в учреждении размещаются по классам и комнатам с учетом состояния здоровья (1-й вид или сочетанный 1 и 8 вид), возраста, пола и личного пожелания. В школе-интернате официально отсутствуют обучающиеся 2-го вида (слабослышащие), но по факту они присутствуют, т.к. получили путёвку для воспитания и обучения в данное образовательное учреждение от комитета общего образования администрации Хабаровского края или ЕАО, подписанную начальником отдела социальной защиты и реабилитации детей. Почему дети 2-го вида могут обучаться в данной школе-интернате? По разным причинам. К примеру, родители ребёнка заканчивали данную школу, и хотели бы, чтобы их сын или дочь также обучались здесь. Кроме того, если у ребёнка 2-й вид приближен к 1-му, то лучше обучаться в школе 1-го вида, т.к. обучение для 1-го вида больше направлено на адаптацию в социум (предполагается, что обучающиеся 2-го вида адаптированы лучше, в связи с тем, что у них присутствуют остатки слуха). Также, именно школы-интернаты 1-го вида оснащены надлежащим образом в полной мере и в первую очередь получают инновационные методики, технические средства, возможности посещения обучающих семинаров, тренингов, конференций и пр. Соответственно, именно там имеются высококвалифицированные специалисты требуемого профиля.
В настоящее время в школе-интернате обучаются и проходят реабилитацию 194 воспитанника с нарушениями слуха и речи от 2,5 лет до получения среднего образования из г. Хабаровска, Хабаровского края, Еврейской автономной и Магаданской областей. Из них 138 воспитанников – дети-инвалиды по состоянию слуха. 78 воспитанников дошкольного отделения – дети с тяжелыми нарушениями речи.
В дошкольном отделении количество групп – 8, из них: 4 для детей с нарушением слуха и речи, 4 группы дошкольного возраста с ОНР.
Списочный состав воспитанников:
- всего: 80 человек,
- с нарушением слуха и речи – 25 человек;















