ВКР_Бортнюк_ДВГУПС (1196910), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Врожденную глухоту может иметь по разным причинам: травмы, воздействие лекарственных средств, наследственность, особенности протекания беременности, недоношенность. У всех недоношенных детей, родившихся на сроке от 22 до 28 недель, всегда будут наблюдаться дефекты развития органов слуха (с разной степенью поражения), по причине их недоразвития. До 2012 г. в России младенец, родившийся до срока в 28 недель, не имел статуса человеческого существа. Нормативно-правовое регулирование ситуации с недоношенными детьми с 2012 г. осуществляется в контексте позиции ВОЗ, рекомендовавшей новые критерии живорождения и мертворождения и соответствующее юридическое сопровождение ребенка с экстремально низким весом. Основа данной позиции – статья 53 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где в качестве критериев рождения утверждается момент отделения плода от организма матери посредством родов на сроке беременности от 22 недель, с длиной тела от 25 см и массой тела от 500 грамм (в том числе менее 500 грамм при многоплодных родах). Такой ребёнок весом меньше килограмма всегда 100 % будет иметь нарушение слуха!
Позиция советских врачей, признававших живорожденным ребенка весом от 1 кг, в настоящее поддерживается медицинской общественностью, хотя и вызывает множество дискуссий и неприятия со стороны социума. Такой ребенок не только имеет проблемы со слухом, у него может быть масса других отклонений – ДЦП, психические патологии, проблемы со зрением.
Медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи глухого обучающегося – вторичное изменение в психическом развитии ребенка, вызванное глухотой. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов обучающегося, влияют на формирование его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, чрезвычайно значимы организация процесса воспитания и обучения с раннего детства, учёт своеобразия психического развития, систематика реализации социально-педагогических средств, обеспечивающих компенсаторное развитие ребенка.
2. Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную недостаточность слуха, что приводит к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно, у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц). Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Возможно подготовить к поступлению в школу слабослышащего ребенка, к примеру, имеющий тугоухость второй степени, так, что он будет иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время, если не заниматься со слабослышащим ребенком с тугоухостью первой степени, то к 7-летнему возрасту он будет пользоваться только простыми предложениями или отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей. Причина – неблагоприятные социально-педагогические условия развития.
3. Позднооглохшие дети потеряли слух вследствие болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 - 3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у них бывает разная – тотальная (близкая к глухоте) или подобная той, что наблюдается у слабослышащих. Такие дети имеют представление о звуках, звучащей речи, словах, интонации, вследствие чего у них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Иногда данная ситуация ведет к полному отказу ребенка от общения, к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Проблему можно решить с помощью слухового аппарата – при условии, что у ребёнка сохранились достаточные остатки слуха. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего (артикуляция). При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.
У детей с нарушениями слуха всех групп возможны сочетанные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.
При гемолитической болезни новорожденных, причиной которой может быть несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться анализ и синтез звуковых воздействий. Чаще всего бывает сочетание 1-2 и 8 вида, т.е. обучающийся будет глухим/слабослышащим плюс иметь задержку интеллектуального развития. Как правило, такие обучающиеся выпускаются из школы после 9-го класса и получают вместо аттестата об образовании документ, свидетельствующий о том, что школьный курс прослушан. Затем у него есть возможность поступить в колледж на одну из рабочих профессий. Обычно ребята имеют возвышенные планы, мечтают стать учителями, спортивными инструкторами, визажистами, системными администраторами и пр., но действительность вносит свои коррективы, и их профессией становится: плотник, садовник, повар.
Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Перенесённый ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.
При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат. Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включающие повреждение слуха и других систем, могут возникать под воздействием разных причин и в разное время [37, с. 97]. У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений: нарушения деятельности вестибулярного аппарата; разные варианты нарушения зрения; минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, дыхательной, выделительной и т.д., изменяющих работу мозга; обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению и др., ведущие к общему ослаблению организма; возможность глубокой социально-педагогической запущенности.
Согласно выводам современных исследователей в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) [7], причины и факторы нарушений слуха необходимо классифицировать по трём группам:
1. Причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.
2. Факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).
3. Факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).
Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно, выделяются фоновые и манифестные факторы.
Фоновые факторы (факторы риска) создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Чаще всего они наследственного происхождения. Это могут быть нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Также это может быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах.
Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха, хотя могут и не привести к тугоухости. Они вызывают повреждения слухового анализатора, при которых последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.
Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни [7, с. 103].
В обществе на сегодняшний день существует двоякое отношение к детям-инвалидам (и детям с поражением слухового анализатора в том числе). Прежде всего, такой ребенок вследствие активной социальной пропаганды воспринимается как «особенный», нуждающийся в усиленной поддержке и внимании, и, кроме того, способный к обучению, интеллектуальному и творческому развитию, трудовой деятельности, выстраиванию коммуникативных отношений с внешним миром. Существенным положительным фактором, влияющим на развитие коммуникативных практик, является тот факт, что эти дети не имеют проблем с передвижением, самообслуживанием, обучением счету и письму и пр. Их единственное отличие от сверстников – тишина, их окружающая. Они способны обучаться в обычных классах школ, получать образование в некоторых средних и высших специальных учебных заведениях. Как правило, их выбором становится сфера общепита: повар, официантка. В современной прозе на страницы романа-трилогии «Русская канарейка» в книге второй «Голос» (автор Дина Рубина) выведена героиня – глухая девушка Айя – официантка ресторана с «затравленно-дикарским выражением лица» [57, с. 24], принимающая заказы и ведущая диалог с клиентами. Безусловно, поражение слухового анализатора существенно изменяет тембр голоса и манеру произношения: «Голос у нее был дикарский – трудный, хрипловатый, растягивающий слоги» [57, с. 25]. В целом же, патология органа слуха не изменяет внешнего вида глухого человека и не особо препятствует его социализации.















