ВКР Борзунов (1196357), страница 2
Текст из файла (страница 2)
– миграционное поведение – это вид социального поведения, выраженное в конкретных действиях (бездействиях) и поступках, следствием которых является пространственное перемещение внутри страны или за ее пределы;
– миграционное движение –любое движение, независимо будь то естественное, или миграционное – это двусторонний процесс, результат системных изменений: включения в народонаселение новых элементов и исключения из неё старых. Естественное движение населения складывается из двух основных факторов: рождаемость и смертность, которые образуют показатели естественного прироста населения региона. В то же время миграционное движение – слагается из показателей: убывших с территории региона и прибывших (эмиграция и иммиграция);
– мигрант – человек, совершающий либо эпизодические поездки в другие населенные пункты или местности в туристических, рекреационных и деловых целях, либо регулярно (ежедневно, еженедельно) перемещается челночно между двумя поселениями, либо на различные сроки (месяц и более) покидает постоянные места жительства для временной работы в других местностях, или переселяется на постоянноеместожительства [35, с. 128].
В контексте исследования незаконной миграции предлагается следующее понятие незаконной миграции и нелегального мигранта.
Незаконная миграция – это нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства законодательно установленных правил въезда, пребывания, выезда из страны, а также транзитного проезда через территорию иностранного государства.
Нелегальный мигрант – это то лицо, нарушившее правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию
государства [50, с. 94].
Миграция населения играет значимую роль в социально–экономическом и демографическом развитии стран, посредством чего происходит компенсация естественной убыли населения.Также миграция является одним из источников увеличения численности населения страны.
Первым ученым, озаботившимся проблемой миграции населения,был британский ученый–географ Эрнст Георг Равенштайн. В июне 1885 года им презентованы принципы миграции, являясь по своей сути гипотезами, выведенными на основе переписи населения Великобритании.
Принципы Э.Г. Равенштайна изложены им в следующей редакции:
1. Основные перемещения мигрантов на короткие расстояния;
2. Миграция является стадийным процессом.
3. Мигранты переселяются крупные города, с развитой инфраструктурой и промышленностью;
4. Любому миграционному потоку существует противопоток;
5. Житель сельских местностей сильнее подвержены миграционной мобильности нежели городские жители;
6. Женщины более подвержены миграционным передвижениям внутри страны, мужчины преобладают во внешней миграции;
7. Преобладающее количество мигрантов взрослые люди.
8. В больших городах население увеличивается не за счет естественного прироста, а за счет миграционного прироста.
9. Чем выше уровень промышленного развития региона, тем выше уровень миграции;
10. Направление миграции из сельской местности в городские поселения;
11. Экономические причины являются определяющей движущей силой миграции населения.
Принципы, разработанные на выводах по результатам переписи населения Великобритании, вряд ли можно назвать объективными. Во–первых, Равенштайном была рассмотрена лишь внутренняя миграция, во–вторых, каждый миграционный процесс строго индивидуален, а в–третьих, Равенштайном не бралось во внимание само понятие и сущность миграции.
Собранная Равенштайном эмпирическая база вряд ли может быть достаточной для признания принципов миграции универсальными и всеобъемлющими [78, с. 169].
Особый вклад в изучение миграции населения внес американский исследователь Самуэль Стофер. Основной упор в изучении миграции С. Стофером сделан на причины, препятствующие миграции. Основной принцип миграции,разработанный С. Стофером, изложен в следующей редакции: «Количество людей, перемещающихся на определенные расстояния, прямо пропорционально открывающемуся количеству перспектив и обратно пропорционально количеству вмешивающихся обстоятельств» [79, с. 854].
Американский лингвист Джордж Кингсли Зипф рассматривал вопрос о расстоянии, на которое способны перемещаться мигранты. Д.К. Зипфом выведен принцип, получивший название «принцип наименьшего сопротивления». Так, по Д.К. Зипфу величина миграционного потока населения зависит от количественного показателя, выраженного в расстоянии между городами. Сущностная составляющая принципавыражена в том, чтомигрант выберет менее затратный маршрут передвижения. Д.К. Зипфом выведена переменная – расстояние взаимодействия. Д.К. Зипфом предложена гравитационная модель миграции населения –модель взаимодействия между пространственными объектами, которая часто используется в социально–экономической географии. Основное применение гравитационная модель находит при анализе урбанизационных процессов, размещения промышленности, экспортных и импортных взаимоотношениях, процессов миграции населения [80, с. 680].
Последствия второй мировой войны оказали сильнейшее воздействие на экономическую обстановку в европейских странахи проблема миграции стала более актуальной.
В послевоенный период значимую роль в развитии сущности процессов миграции населения сыграли работы ученого Эверета С. Ли, который внес существенные изменения в понимание миграционных процессов, нашедших отражение в его статье «Теория миграции». Впервые Эверетом С. Ли были выделены выталкивающие и притягивающие факторы миграции.
Другой именитый американский ученый Вильбур Зелински выдвинул концепцию миграционного перехода, состоящую из 5 фаз:
– первобытное традиционное общество;
– раннее мобильное общество;
– позднее мобильное общество;
– развитое общество;
–сверхразвитое общество.
Вильбур Зелински предположил, что неотъемлемой частью модернизации общества являются четкие временные и пространственные
закономерности [28].
Нельзя не упомянуть и о современных теориях миграции населения. Таковых можно выделить три:
– синтетическая теория миграции Д. Массея;
– концепция транснациональной миграции;
– теория трехстадийности миграционного процесса.
Синтетическая теория миграции была предложена в 1990–е годы американским социологом Дугласом Массеем. Название теории происходит вследствие того, что Д. Массей в соавторстве с другими учеными воссоздал такую теорию, которая содержала бы в себе опыт предыдущих теорий.
Суть синтетической теории миграции состоит в том, что миграция есть прямое следствие процессов интеграции в политической, экономической и общественной жизни. Массей в своей теории указывает два фактора миграции:
– выталкивающие;
– притягивающие.
Для синтетической теории миграции характерно преобладание над выталкивающими факторами миграции факторов притягивающих. Тем самым, в соответствии с синтетической теорией миграции населения Д. Массея, индивиды перемещаются не от того, что на прежнем месте пребывания их что–то не устраивало, а двигаться их заставляют более привлекательные условия существования на новом местепребывания [77, с. 150].
Основателями концепции транснациональной миграции выступают такие ученые как Ш. Глик, С. Каслз, А. Портес, Т. Файст. Ученые исходят из концептуальной идеи, что основным последствием современных миграционных процессов выступает создание транснациональных сообществ, в которых в результате поддержания трансмигрантами множественных отношений внутри и за пределами страны их пребывания формируется многослойная идентичность, существующая в противоречивом единстве на уровне личности или этнических диаспор, так и транснационального сообщества, масштабы которого выходят за пределы границ национальных государств [28].
Возможности практического применения концепции транснациональной миграции связаны с изменением подхода к изучению вопроса, который выступает ведущим и для классических теорий миграции, – роли национального государства, одной из задач которого является управление этническим разнообразием (в особенности приграничных территорий). Данная концепция создает методологическую базу для решения новых проблем – проблем, связанных с управляемостью этнически разнородными, входящими в транснациональные сообщества группами [28].
Указанные выше теории миграции являются довольно молодыми, но они в последние десятилетия становятся неким феноменом, и все больше обращают на себя внимание как со стороны зарубежных, так и со стороны наших отечественных ученых.
Теория трехстадийности миграционного процесса разработана отечественным ученым–демографом Л.Л. Рыбаковским.
Согласно Л.Л. Рыбаковскому сущность трехстадийности миграционного процесса исходит из того, что безвозвратная миграция – это процесс, представляющий зафиксированную в пространстве и времени серию миграционных событий. Эта фиксация осуществляется в момент регистрации (в прошлом – прописки) мигрантов. Каждое единичное переселение фиксируется (регистрируется) дважды: сначала как выбытие и затем как прибытие. Формальные вехи (регистрация выбытия и прибытия) делят миграционный процесс на три стадии (фазы): исходную, основную и заключительную. Стадия – это не только определенный момент в ходе развития, но и этап, обладающий качественными особенностями. На первой, подготовительной стадии, происходит формирование миграционной подвижности, определенных миграционных установок, психологической готовности к переселению. Миграционная подвижность – это такое состояние, которое характеризует способность личности к миграции, сформировавшуюся, вследствие накопления миграционного опыта. Последний включает совокупность перемещений, в которых участвовал бывший мигрант. Мобильность зависит от числа совершенных переселений, продолжительности проживания в районе выхода или месте вселения. Она во многом связана с участием населения в других видах миграции, в туризме, в маятниковой миграции, в поездках на сезонные работы. Сочетание различных обстоятельств может привести к тому, что лица, обладающие меньшей миграционной подвижностью, окажутся в числе потенциальных мигрантов, тогда как хорошо прижившиеся новоселы, имеющие за плечами опыт многих перемещений, войдут в состав постоянного населения. Тем не менее, лица, обладающие большей миграционной подвижностью, имеют, как правило, и большую психологическую готовность к переселению.
Человек с большим миграционным опытом, скорее примет решение вновь переселиться, если его не удовлетворяют условия жизни в последнем месте жительства, чем тот, кто родился в данной местности и прожил там всю свою жизнь. Вторая стадия миграционного процесса является основной и представляет собственно переселение населения. Оно выступает как массовый процесс, «кирпичиками» которого являются отдельные события – факты убытия и прибытия. Причем для каждого участника миграционных процессов убытие и прибытие представляют единичное событие, связанное со сменой постоянного места жительства. Но для событий, взятых в их массе и локализованных в пространстве и во времени, убытие и прибытие мигрантов – не идентичные процессы даже по составу участников. Поэтому миграция населения может рассматриваться и со стороны ее участников, и со стороны тех территориально определенных совокупностей людей, которые получают и отдают мигрантов. На конкретной территории в каждый промежуток времени совершаются серии событий: прибытий и убытий. Каждая из таких серий составляет одну сторону миграционного процесса. В таком понимании миграционный процесс представляется как взаимодействие двух противоположно направленных относительно однородных серий событий.
Отечественные и зарубежные исследования структуры миграционных потоков позволили выявить в них определенные закономерности. Так, вследствие повышенной миграционной подвижности мужчин по сравнению с женщинами в миграционных потоках доля мужчин всегда выше, чем в составе населения как районов выхода, так и мест вселения мигрантов. Мужчины численно преобладают над женщинами в миграционных потоках даже в том случае, если в населении страны их доля намного ниже, чем доля женщин. В районах, население которых формируется за счет мигрантов, доля мужчин выше, чем в районах, население которых складывается за счет лиц, переселившихся внутри страны. Повышенной миграционной подвижностью обладают не только мужчины, но и лица трудоспособных возрастов, в потоках они составляют основную долю. В них выше и доля одиноких. Преобладание в составе мигрантов несемейных мужчин приводит к тому, что в районах нового освоения, где население увеличивается в значительной степени за счет мигрантов, создается деформированная возрастно–половая структура. Повышенная доля мужчин, лиц трудоспособных возрастов и одиноких в миграционных потоках по сравнению с населением страны в целом – это наиболее общие социально–демографические особенности структуры миграции. Они обусловлены различной миграционной подвижностью разных по социально–демографическим характеристикам групп населения.
Другие особенности – географические. Миграционный поток делится в зависимости от расположения мест выхода и мест вселения мигрантов. Причем, чем больше в миграционном взаимодействии находится территорий, тем сложнее в структурном отношении миграционные потоки. Мощность миграционных потоков зависит, как правило, от двух условий; от численности населения районов, между которыми осуществляется миграционный обмен, и от их месторасположения. Чем больше численность населения территорий, между которыми осуществляется миграционный обмен, тем мощнее миграционные потоки; чем ближе расположены территории, тем интенсивнее миграционные связи между ними. Третья, заключительная стадия миграционного процесса – повышение приживаемости новоселов. Приживаемость – это та часть миграционного процесса, начало которой в превращении мигранта в новосела, а конец – в переходе новосела в состав старожилов. Иногда вместо термина «приживаемость» применяют термин «адаптация». Между тем, что эти понятия различны, как различны и те явления, которые они адекватно отражают. Приживаемость – объективный социальный процесс изменения сложившегося образа жизни посредством совершенствования новой социальной среды через социальную деятельность, в отличие от этого адаптация – процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни. Причем активность в этом случае всецело находится на стороне субъекта. Естественно, что приспособление к новым условиям двойственно по своей природе, как двойственна и природа человека. С одной стороны, это приспособление человека как живого существа, а с другой – как личности, социального феномена [53, с. 149].















