готовая работа (1196126), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Следующей по уровню развития ГЧП страной за Великобританией является Австралия. Модель частной финансовой инициативы активно применяется и в Австралии. В целях реализации проекта ГЧП частный партнер заключает с государственным органом соглашение на финансирование, проектирование, строительство/реконструкцию объекта, в результате чего осуществляется предоставление услуг в течение всего срока существования объекта на основе так называемой модели DBFO (Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация/управление). Выплаты со стороны государства осуществляются исключительно по результатам предоставления услуг, оказываемых с использованием построенного/реконструированного в рамках соглашения объекта. При этом государственный партнер берет на себя риски, связанные со спросом, а также обеспечивает минимальный гарантированный уровень получаемых частным партнером доходов и осуществляет ему выплаты непосредственно за предоставление услуг.
Особенностью второго типа ГЧП, применяемого в Австралии, является передача риска, связанного с получением доходов, частному партнеру. При этом государственный партнер не обеспечивает гарантий получения им доходов (классическая концессионная модель). Помимо этого в Австралии используются смешанные модели, являющиеся производными от двух вышеперечисленных. Заключение соглашений о ГЧП также предусмотрено в виде долгосрочных контрактов на эксплуатацию и управление инфраструктурными объектами.
Финансирование проектов ГЧП осуществляется на основе долевого финансирования за счет федерального бюджета, бюджетов штатов и территорий и привлеченного частного капитала. Зачастую для финансирования проектов ГЧП используются средства пенсионных фондов. В Австралии предусмотрена возможность выпуска государственных долговых ценных бумаг, на которые распространяются государственные гарантии.
Третьей по уровню развития ГЧП страной является Ирландия. В Ирландии наиболее широкое распространение получили следующие модели ГЧП:
1. Проектирование — строительство — управление. Согласно данной модели частный партнер проектирует и строит объект общественной инфраструктуры, который должен отвечать требованиям государственного партнера, а после управления и обслуживания объекта в течение оговоренного соглашением срока передает его в собственность государственному партнеру. При этом строительство объекта финансируется за счет средств государственного партнера.
2. Проектирование — строительство — управление — финансирование. Частный партнер проектирует и осуществляет строительство объекта соглашения, берет на себя ответственность за управление и финансирование объекта. При этом компенсация затрат частного партнера осуществляется исключительно за счет платы со стороны государственного партнера (так называемой «платы за доступность»). По окончании срока действия соглашения объект, как правило, переходит в собственность государственного партнера.
3. Концессионные соглашения, отличительной особенностью которых является обеспечение возврата средств частному партнеру за счет сбора платы с пользователей либо, в случае недостаточности сбора средств с населения, и за счет дотаций от государства.
Проекты по схеме ГЧП реализуются в Ирландии с 1998 г. За этот период страна накопила большой опыт в реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе в транспортной сфере, и потому является привлекательной для изучения зарубежных практик в области ГЧП.
Одним из наиболее показательных является проект «Туннель Лимерик», который был реализован по схеме ГЧП в рамках второй фазы строительства южной кольцевой дороги города Лимерик на юго-западе Ирландии. Объектом соглашения является автодорога в четыре ряда общей длиной 9,75 км, пересекающая озеро Банлики (Bunlicky Lake) и проходящая через туннель под рекой Шеннон, строительство которого также входит в соглашение о ГЧП. Форма соглашения – DBMFO, где частный партнер в лице консорциума Direct Route (Limerick) Ltd. обязуется выполнить проектирование (Design), строительство (Build), обслуживание (Maintain), эксплуатацию (Operate), рефинансирование на момент передачи объекта публичному партнеру в конце соглашения (Reinvest) и финансирование (Finance). Со стороны публичного партнера выступает исполнительный орган по развитию национальных дорог (The National Roads Authority), который обязуется предоставить землю для строительства. Контракт был подписан в августе 2006 г. на период 35 лет, включая 4 года строительства. Открытие дороги состоялось в июле 2010 г. Стоимость проекта составила 810 млн. евро. Финансирование проекта происходит преимущественно за счет собственного капитала участников консорциума, а также за счет заемных средств из трех источников:
1) HBoS – группа компаний, оказывающая страховые и финансовые услуги,
2) Европейский инвестиционный банк,
3) средства компаний-членов консорциума.
Ключевая особенность структуры финансирования проекта заключается в покрытии долгового обязательства путем частного размещения ценных бумаг через HBoS, а также в использовании механизмов промежуточного финансирования (equity bridge finance). Платежи публичного партнера частному составили 240 млн. евро, из них – 180 млн. евро на покрытие строительных расходов и 60 млн. евро на покрытие расходов в период эксплуатации объекта. Согласно условиям соглашения Direct Route вправе взимать плату за проезд в течение 31 года с одновременным осуществлением выплат публичному партнеру в зависимости от интенсивности траффика и объема выручки. Более того, частный партнер обязан выплачивать государству процент от выручки в соответствии с законом об оценочной деятельности, налог на прибыль и невозмещаемый НДС. ГЧП позволило часть рисков публичного партнера передать частному, а именно: риски проектирования, строительства, эксплуатации и финансирования объекта, а также риск спроса. Правовые риски несут две стороны совместно, в то время как риски планирования проекта лежат на публичном партнере.
Реализация проекта «Туннель Лимерик» позволила разгрузить основные автомагистрали, ведущие к Лимерику, улучшить транспортную инфраструктуру на пути к аэропорту Шеннон и снизить временные издержки автомобилистов при пересечении реки Шеннон, что способствует экономическому росту страны и реализации Стратегии создания безопасных дорог (Road Safety strategy).
Для опыта США характерно наличие соответствующего федерального законодательства, устанавливающего единые подходы к реализации проектов ГЧП (а именно «О государственно-частном партнерстве в оказании помощи детям» от 2012 г.; «О государственно-частном партнерстве в профессиональной сфере» от 2011 г.) и профильных законов штатов, регулирующих правоотношения, возникающие между департаментами транспорта штатов и частными партнерами. Специфичным является то, что в США существует двухуровневая система контроля реализаций проектов ГЧП, а именно:
- федеральная (в рамках Thenational Councilfor Public-Private Partnerships);
- региональная (в рамках центров ГЧП штатов).
Для стимулирования и обеспечения реализации проектов ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях был создан Национальный Совет по ГЧП. Членами Национального Совета по ГЧП являются представители как государственного, так и частного сектора. Цель Совета предусматривается в информировании власти и бизнеса о повышении эффективности совместной деятельности, результатом которой могут явиться:
- товары, услуги или строительство новых сооружений высокого качества;
- проведение соответствующих обучающих семинаров и создание программ;
- выполнение функций посредника между сторонами проекта;
- ведение переговоров с иностранными участниками для реализации международных проектов ГЧП.
Среди стран с переходной экономикой интересен опыт Бразилии в сфере ГЧП. Законодательство Бразилии предусматривает три вида договоров ГЧП: обычные, заключающиеся в соответствии с законодательством о концессиях; спонсируемые; административные.
В Бразилии, как во многих других странах, ГЧП стало развиваться со строительства автомобильных дорог. В настоящее время около 6% всех дорог находятся в частном управлении и являются платными. В стране создана эффективная нормативно-правовая база (в частности, четко разделены два вида концессий), прописаны четкие требования к документации в части указания прав и обязанностей каждой стороны, стоимости капитальных и текущих затрат и, что особенно важно, условий завершения концессионного договора.
Спонсируемые концессии представляют собой договор на предоставление частным партнером государственных услуг напрямую пользователям (населению). При этом частный партнер компенсирует свои затраты как за счет сбора платы с населения, так и за счет платежей государственного партнера. Такие концессии были разработаны специально для развития объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения), окупаемость которых обеспечить исключительно за счет тарифов не представляется возможным. Административные концессионные договоры представляют собой долгосрочные договоры на оказание услуг по строительству инфраструктурных объектов за счет государства и осуществлению их эксплуатации в виде оказания услуг непосредственно государственному партнеру.
Следующая рассмотренная страна – Индия. В Индии правительство начало активизировать процесс сотрудничества с частным сектором в 1991 г. сначала в электроэнергетике. С тех пор ГЧП позволило достичь значительных результатов в сфере связи, строительства дорог, морских портов и аэропортов, а в последние годы – в сфере гражданской авиации (в частности, развитие региональных аэропортов, строительство новых «торговых» аэропортов, ввод в эксплуатацию взлетно-посадочных полос), туризма, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время доля инвестиций в проекты в рамках ГЧП составляет примерно 1% от ВВП страны.
Для привлечения частного капитала в сектора экономики, которые недостаточно рентабельны, но имеют важное для общества значение, правительство страны учредило специальный фонд развития Viability Gap Funding (VGF), механизм которого обеспечивает выплату субсидий до 40% (половина средств выделяется на стадии строительства, а другая половина – на стадии эксплуатации и технического обслуживания). Правительство также одобрило новую модель концессионного соглашения (МСА), которая предусматривает безвозмездное финансирование и правительственные гарантии и отличается высокой прозрачностью. Перечисленные меры правительства оказали существенное влияние на частный бизнес. В настоящий момент во всех проектах, реализуемых в рамках VGF, доля субсидий в среднем составляет около 8% от общей стоимости при максимальной величине субсидий 40%.
Нельзя обойти и опыт развития ГЧП Китая, который показал беспрецедентные успехи в развитии экономики за последние три десятилетия и является нашим ближайшим соседом.
В Китае наиболее развито заключение соглашений о ГЧП по схеме BOT (строительство – эксплуатация – передача). Первые проекты с использованием этой модели были реализованы еще в начале 90-х годов прошлого века. По окончании срока действия соглашения частный партнер передает построенный им объект государственному партнеру на безвозмездной основе. Наиболее активно ГЧП используется для строительства железных дорог, развития экологической инфраструктуры (объектов водоснабжения и очистки сточных вод).
Нынешнее состояние развития модели ГЧП в Китае – это наличие определённой формы ГЧП, которая реализуется при случае финансово-экономической необходимости для государственно-частного сотрудничества. В таких проектах ГЧП частный капитал инвестируется в общественные проекты или программы. Однако существуют и другие формы ГЧП, которые являются в большей степени частью стратегии социальной ответственности со стороны правительства и компаний.
Активной областью строительства государственной инфраструктуры в КНР является развитие экологической инфраструктуры (водоканалы и обработка сточных вод). Примерами данных проектов могут послужить 6-я водоочистная установка в Ченгду, Северный объект по очистке сточных вод в Шеньянге и объекты по очистке сточных вод в Пекине. Более того, ожидаются обширные частные инвестиции в отношении управления водными ресурсами и их распространением. С применением ГЧП – модели были созданы такие проекты, как строительство подземных железных дорог в разных частях Китая, среди которых достаточное количество крупномасштабных проектов, реализованных на основе частных инвестиций, к примеру, строительство Пекинского метрополитена. Половина инфраструктуры для Олимпийских игр 2008 г. в Пекине была построена с участием механизмов ГЧП и концессий. ГЧП также было применено для газового проекта Ижуанг, 5-го проекта подземного транспорта и проект Бейан (проект по переработке грязной воды в Пекине).
Важно отметить, что законодательная и правовая базы Китая для участия частных инвесторов в проектах ГЧП пока недоработаны. В частности, до сих пор нет полного правового акта о проведении проектов BOT и PFI. По-прежнему существует высокий риск, как для государства, так и частного сектора в участии в проектах ГЧП. Для уменьшения данного риска правовая база нуждается в значительной модернизации.
Актуальность развития международного экономического и политического сотрудничества государств в эпоху глобализации постоянно возрастает. На этом фоне всё более мощным инструментом консолидации ресурсов экономического роста и международной безопасности становится деятельность БРИКС.
БРИКС представляет собой объединение крупных быстро развивающихся государств, которые способны в масштабах мировой экономики аккумулировать имеющиеся ресурсы на базе сельскохозяйственного потенциала Бразилии, минеральных ресурсов России и Южно-Африканской республики, дешёвых интеллектуальных ресурсов Индии, мощной производственной базы Китая. Очевидно и наращивание политического потенциала объединения.
Наличие инфраструктуры выступает важной предпосылкой экономического развития и повышения конкурентоспособности, роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП, стимулом международной торговли.
В мировой практике проблема инфраструктурных ограничений активно решается путём использования концессионных механизмов и государственно-частного партнёрства.















