готовая работа (1196126), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Для частного предпринимательства участие в реализации проектов ГЧП является потенциальным направлением долгосрочного устойчивого развития бизнеса, позволяет реализовать инновационный потенциал и передовые технологии при государственной поддержке. При этом у компании появляется возможность не только воспринимать и использовать нововведения других компаний при реализации подобных проектов, но и самостоятельно вырабатывать улучшающие изменения и новые ценности. Это является важным конкурентным преимуществом в определенной сфере деятельности. Как правило, партнеры по бизнесу, государство и общество всегда меняют отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится инновационно-восприимчивым, т.е. улучшается имидж компании.
Одним из преимуществ ГЧП для частного сектора является доступ к общественным активам и ресурсам, что означает как доступ к некоторым материальным активам, например, к определенным категориям земель, недрам, которые всегда находятся в собственности государства, так и упрощение некоторых формальных процедур (регистрация, лицензирование и т.д.).
Участие в ГЧП дает частному сектору возможность получения гарантированных денежных потоков в долгосрочной перспективе, что находит отражение в высоком и стабильном уровне рентабельности инвестиций. Здесь также следует упомянуть так называемый синергетический эффект, когда объединение потенциала всех сторон проекта позволяет получить наибольшую выгоду, чем каждая сторона могла бы получить отдельно.
Одним из основных недостатков ГЧП для государства, по мнению некоторых экспертов, является то, что в долгосрочной перспективе суммарные платежи частному сектору государство осуществляет в большем объеме, чем стоимость строительства только за счет средств из бюджета.
Другим недостатком для государства является то, что принадлежащее государству право распоряжения созданным объектом инфраструктуры сильно ограничено, и поэтому государственная власть теряет часть регулирующих и контрольных функций.
К недостаткам ГЧП также относится то, что государство несет определенные дополнительные расходы по отбору частных партнеров, на дальнейший контроль за реализацией проекта в рамках ГЧП (например, финансирование деятельности конкурсных комиссий, рабочих групп по мониторингу и контролю за строительством и эксплуатацией объекта и т.д.), а также риск выбора не соответствующего всем требованиям частного партнера. Это может привести к нарушению сроков выполнения работ, созданию объектов ненадлежащего качества, а, следовательно, к неудовлетворению со стороны конечных потребителей.
Сдерживающим факторами для частного сектора является регулирование платы со стороны государства, которую взимает частная сторона с третьих лиц за пользованием объектами (например, плата за проезд по магистрали). Однако необходимо отметить, что вопросы тарификации за пользование объектами являются одним из ключевых аспектов при подписании договора и потому частный партнер имеет возможность оговорить процедуру взимания платы с пользователей (в том числе и процедуру ее изменения) еще до заключения договора. Согласно устоявшейся мировой практике, компромиссом в решении данного вопроса является ежегодный пересмотр величины платежей с учетом инфляции в стране.
Недостатком ГЧП для частного сектора является формальное закрепление права собственности на объект за государством. Для компании это означает, что, например, данный объект не учитывается в общей сумме ее активов, не может служить в качестве залогового обеспечения перед кредиторами.
Также к недостаткам для бизнеса можно отнести большую степень ответственности и риска за реализуемый объект по сравнению с традиционными государственными заказами (например, частный сектор несет полную ответственность за соблюдение срока сдачи объекта в эксплуатацию, поэтому малейшие нарушения в графике проведения работ непременно ведут к штрафным санкциям).
Из выше обозначенных типов ГЧП в Российском законодательстве закреплены лишь три (BOT, BTO, BOO). Тем не менее, ГЧП в России работает и без проработанной законодательной базы: на начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 таких проектов. Из всех типов концессионных соглашений закон РФ «О концессионных соглашениях» предусматривает только один – BOT («Строительство - управление - передача»). Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются настоящим законом.
В соответствии с законом «О концессионных соглашениях» [2], по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением.
Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер – индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, – вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и большую часть прибыли. Государство, со своей стороны, может принимать на себя часть расходов и гарантировать сохранность вложенного капитала.
Объектами концессионных соглашений являются те отрасли инфраструктуры, которые были традиционной государственной монополией, и которые по разным причинам не могут функционировать на конкурентной основе, однако их существование объективно обусловлено публичными интересами, таким образом, объектами концессий в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Отметим, что роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении XX века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в конце века (1990-е гг.) в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности.
Концессия — это соглашение двух равноправных сторон, но в обиходе широко используются выражения типа «предоставить концессию», «выдать концессию», «уступить в концессию» и т. п. Исходя из сказанного, уместным на наш взгляд будет вспомнить, что вначале концессия зачастую вообще не была договором. Это был односторонний акт дарования феодальным сувереном своему подданному прав на совершение каких-либо действий, составляющих прерогативу суверена [37].
Большинство проектов, реализуемых в рамках ГЧП, весьма капиталоемкие, поэтому их финансирование происходит из различных источников, в том числе за счет:
- частного капитала привлекаемых инвесторов (наиболее распространенный тип финансирования);
- размещения государственных заказов, финансируемых из бюджетов разных уровней;
- бюджетных субсидий на частичное финансирование проекта;
- предоставления льгот (налоговых, административных) со стороны государства;
- выпуска государственных долговых обязательств.
Существует ряд особенностей осуществления платежей в рамках механизма ГЧП:
-
Государственная сторона не оплатит расходы частному сектору до тех пор, пока создаваемый объект не будет готов к эксплуатации (например, в проектах по очистке воды государство не оплатит проект до тех пор пока не будет обеспечена подача воды оговоренного качества).
-
Платежный механизм должен иметь стимулирующую основу, предполагающую дальнейшее повышение эффективности выполнения работ частной стороной.
-
Платежи со стороны государства не должны быть связаны с инвестициями самого исполнителя-частного партнера (например, с расходами на материалы или рабочую силу).
-
Государство, по возможности, должно осуществлять единоразовый платеж, т.е. не делить общую сумму на платежи за отдельные элементы.
Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. ГЧП – не простое сложение ресурсов. Следует понимать, что каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг инфраструктурных и социально ориентированных отраслей населению и экономическим агентам. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
В любом случае за государством остаются основные рычаги регулирования и контроля. К их числу относятся: тарифная политика (она всегда и во всех странах остается у государства), контроль за безопасностью, контроль за экологичностью, контроль за качеством обслуживания пользователей. Благодаря сохранению этих контрольных функций государство может уйти от непосредственного руководства хозяйственной сферой, предоставить хозяйственную деятельность частному бизнесу, оставляя за собой контрольные рычаги за деятельностью своих партнеров по проекту.
Специфика взаимоотношений между государством и частным бизнесом в рамках ГЧП, состоит в том, что партнерские отношения реализуются путем перераспределения правомочий собственности. Такой методологический подход к анализу категории партнерства позволяет избежать двух распространенных крайностей в ее трактовке, о которых мы упоминали ранее.
Из приведенной на рисунке 4 схемы видно, как повышается (или, напротив, понижается) степень фактического участия частного предпринимательства в совместных государственно-частных проектах в зависимости от избранной формы партнерства и масштабов передачи правомочий собственника частному предприятию.
Государственно-частное партнерство
Низкая Высокая
Рисунок 4 – Степень участия частного сектора
Крайние варианты представляют собой простые контрактные отношения (контракты на работы и услуги) с полным сохранением каждым партнером всех правомочий собственности, с одной стороны, и полную приватизацию, т.е. передачу навсегда прав собственности от государства частному предпринимателю, с другой. А между этими полюсами расположено множество возможных вариантов и форм государственно-частных партнерских отношений, базирующихся на различной степени переуступки тех или иных правомочий собственника от государства частному предпринимателю на срок и на условиях, предусмотренных соответствующим партнерским соглашением. Обзор этих вариантов будет сделан ниже.
России еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической и правовой квалификации многочисленных форм государственно-частного партнерства. При этом, напомним, важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т.е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Этот срез отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п., где имеют наибольшее распространение проекты ГЧП.
Особое значение, как было отмечено ранее, проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения – поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды, жилищного строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и пр. Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой. Спектр возможных моделей и глубины партнерства при этом весьма разнообразен (см. рисунок 5).
Частный сектор
Функциональная приватизация
Частное предприятие
Долгосрочная модель контракта на управление и эксплуатацию
Концессии
Договора типа BOOT, BOT















