Диплом Чалова Т.А.последняя (1194730), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями. Однако имея достаточно много примеров нарушения этих прав, полезно анализировать исторические векторы отношения к ребенку, что бы понять, в каком направлении движется общество, что можно предусмотреть, повторить или устранить на этапе вхождения новых поколений в общество в качестве активных членов.
Среди российских нормативно правовых актов именно Конституция Российской Федерации провозглашает принцип приоритета ценности прав человека. Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются, исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина.
В Российской федерации приняты законодательные акты, касающиеся прав и интересов ребенка. Они заявлены Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, федеральными законами: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Нормы о защите прав ребенка содержатся в гражданской, уголовной, административной отраслях законодательства.
Реализация прав ребенка, полнота его правового статуса обеспечивается центрами социального обслуживания детей, занимающихся воспитательной, профилактической деятельностью.
Одним из главных механизмов реализации прав ребенка являются социальные программы (программы по поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование дошкольных образовательных учреждение), которые способствуют объединению усилий в успешной социализации детей. Государство РФ способствует координации социальной политики в отношении детей и обеспечивает выполнение в России Конвенции ООН о правах ребенка.
Система общеобязательных социальных норм, которые охраняются государством и обеспечивают юридическое регулирование отношений, необходимых для благополучия ребенка: его развитие, защиту от любого посягательства, а также регламентацию выполнения обязанностей, необходимых для успешной социальной интеграции, способствовали оформлению ювенального права. Это привело к формированию ювенальной юстиции как совокупности правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ для защиты прав детей. Отношение к ней в российском обществе неоднозначно: значительная часть общества относится к ней негативно. Ее противники утверждают, что при создании ювенальной системы в России: нормативных актов, социальных служб, обеспечивающих защищенность ребенка, зачастую, использовались подходы, не учитывающие традиционные ценности и нормы, характеризующие российские семейные отношения. Это приводит к нарушению прав родителей, у которых отнимают детей. А также нарушаются права детей, которые лишаются семьи. Бывают случаи, и их количество растет, когда практика работы служб, вступает в противоречие с нормами федерального законодательства («Об основных гарантиях прав ребенка»). По закону имеется только одна причина, по которой причиной отобрания ребенка, - это непосредственная угроза его жизни и здоровью. Но часто детей отбирают вне связи с конкретной угрозой. Противоречит закону и практика отобрания детей у родителей за их наказание, которое не представляет угрозы здоровью ребенка. Часто за дискриминацию детей выдается повышение голоса на ребенка, привлечение его к выполнению домашней работы и т.д.
В России идет процесс формирования ювенальной юстиции, которая защищает ребенка от насилия. Поэтому необходимо, чтобы нормативно-правовая база ювенальной системы не разрушала семью, не порождала отчуждение между родителями и детьми.
В современном мире ювенальная юстиция трактуется как система организаций и учреждений, правовых механизмов, социальных, психолого-педагогических и реабилитационных программ, направленных на защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних.
Врамках ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными из неюридических источников. Речь идет не только о привлечении к участию в процессе экспертов и специалистов, но и об использовании в рамках ювенальной юстиции данных, полученных от вспомогательных служб в судебном округе. Привлечение этих данных - одна из главных особенностей уголовного процесса в «классическом» правосудии по делам о несовершеннолетних.
В Москве и Московской области развитие институтов ювенальной юстиции получило широкое развитие посредством реализации социальных пилотных проектов различной направленности. На территории Юго-Западного округа Москвы стартовали несколько пилотных проектов, реализуемых Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), в партнерстве с Префектурой ЮЗАО, Гагаринским, Черемушкинским и Зюзинским межрайонными судами, Управлением социальной защиты ЮЗАО и Уголовно-исполнительной инспекцией № 6.
Проекты имеют наименования: «Отработка модели ключевого элемента ювенальных технологий – службы социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории ЮЗАО г. Москвы» и «Создание модели института пробации для несовершеннолетних правонарушителей на территории ЮЗАО г. Москвы». Целью первого проекта является отработка модели социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушение, на стадии предсудебных процедур и судебного разбирательства для более полного анализа причин правонарушения, совершенного несовершеннолетним. Мероприятия направлены на выработку судебного решения, устраняющего причины асоциального поведения несовершеннолетнего, его социализацию и реабилитацию.
Цель второго проекта – формирование модели пробации как комплекса социально-правовых технологий, обеспечивающих практическое взаимодействие государственных структур, призванных заниматься условно осужденными несовершеннолетними, и, с другой стороны, создание лечебно-реабилитационных и социально-психологических государственных и негосударственных ювенальных служб в целях создания условий ресоциализации и снижения уровня рецидивной преступности среди условно осужденных несовершеннолетних. В Саратовской области целью проекта является ознакомление работников судебной системы, правоохранительных органов и органов учреждений системы профилактики с международно-правовыми стандартами в данной области, а также образование Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области. Ее назначение – осуществлять ежемесячный сбор информации от муниципальных комиссий и ведомств, входящих в систему органов профилактики и проводить проверки в соответствии с направлением деятельности.
В Санкт-Петербурге при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Программы развития ООН в РФ (ПРООН), Программы поддержки правительства Франции и Швеции идет создание элементов ювенальной юстиции в рамках проекта «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». Предполагается, что реформирование системы правосудия будет осуществляться по французской модели, в которой судья является важнейшим звеном профилактической работы с подростком. Причем судья занимается не только правонарушителями, но и детьми, попавшими в социально опасные ситуации еще до совершения противоправного деяния.
Именно там судья пытается наладить контакт с ребенком, а потом совместно с ним ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прибегая к помощи различных социальных служб. К формальной судебной процедуре судья прибегает исключительно редко – только в самых крайних случаях, когда все иные возможности помочь исчерпаны. Предполагается, что результатом проекта станет разработка необходимого инструментария для организации социальной работы с несовершеннолетними в ходе досудебного разбирательства.
Ставропольский край в вопросах воплощения отдельных институтов ювенальной юстиции пошел по пути создания системы реабилитационного пространства, восстановления и сохранения безопасной среды на уровне местного сообщества посредством привлечения молодежи, проживающей в микрорайоне, к социально полезной деятельности в рамках проекта «Остров безопасности». Проект реализуется Ставропольским региональным отделением российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». В этом направлении были также сделаны шаги по усовершенствованию работы организаций и учреждений, занимающихся решением проблем детей и молодежи группы риска, для чего в рамках проекта «Седьмой континент» в Южном федеральном округе был создан общественно-государственный Центр ювенальных технологий «Дети Юга», осуществляющий подготовку национальных кадров для работы с данной целевой группой.
В Брянской области стартовал региональный проект «Изучение и внедрение инновационных моделей ювенальных технологий с молодежью группы риска (МГР)». Базой для него стала лаборатория ювенальных технологий в Брянском филиале Московского психолого-социального института. Проект также реализуется Брянским региональным отделением Всероссийского фонда «Нет алкоголизму и наркомании». Целью проекта является организация и проведение коллективных исследований ювенальных технологий, подготовка аналитической информации, изучение международного опыта, проведение семинаров и круглых столов со специалистами, а также разработка рекомендаций для организаций и служб, участвующих в работе с несовершеннолетними из групп риска.
Развитие институтов ювенальной юстиции в Волгоградской области основывается на том, что дети в семейных воспитательных группах накапливают позитивный социальный опыт, восполняют недостающий опыт семейной жизни с образцами построения конструктивных семейных взаимоотношений. Взрослые реализуют свой воспитательный потенциал, расширяя круг необходимых знаний и умений. Проект Волгоградской области опирается на системный подход к организации и сопровождению деятельности семейных воспитательных групп, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур. Таким образом, проект Администрации Волгоградской области «Организация семейных воспитательных групп» преследует цель сформировать у детей и взрослых психологические механизмы адаптации и интеграции в области семейно-ролевых отношений. Одновременно Волгоградский областной суд в партнерстве с Администрацией Волгоградской области, Управлением судебного департамента при Верховном суде РФ в Волгоградской области выступил с инициативным проектом «Введение элементов ювенальной юстиции в судах Волгоградской области», направленным на распространение практики внедрения элементов ювенальной юстиции.
В Кемеровской области при Департаменте образования создана Служба судебных психологов для несовершеннолетних в целях проведения эксперимента по совершенствованию государственной политики защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Среди направлений деятельности судебного психолога можно отметить изучение психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальных, семейных и педагогических факторов среды, оказавших влияние на мотив совершения им преступления, взаимодействие с правоохранительными органами, судами, адвокатурой, общественными организациями, учреждениями и службами органов исполнительной муниципальной власти.
В Костромской области приняты областные программы, призванные решить вопросы профилактической работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Это межведомственная комплексная программа «Интеграция детей и молодежи “группы риска” в социум», областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и незаконному обороту в Костромской области» и др.
В целях повышения уровня правосознания несовершеннолетних и внедрения элементов ювенальной восстановительной юстиции, а также проведения реабилитационной работы по индивидуальным программам в Кисловодске создан Межшкольный ювенальный центр на базе Кисловодского института экономики и права, ориентированный на организацию мобильной социальной работы с детьми и молодежью, оказавшейся в социально опасном положении.
По данным на 2016 год в России действует 11 составов судей по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции в следующих регионах России:
-
Таганрогский, Шахтинский и Азовский городские суды, Егорлыкский районный суд – в Ростовской области;
-
Ангарский городской суд – в Иркутской области;
-
Абаканский городской суд – в республике Хакасия;
-
Петропавловск-Камчатский городской суд – в Камчатском крае;
-
Елецкий районный суд – в Липецкой области;
-
Володарский и Бежецкий районные суды г. Брянска, Дубровский районный суд– в Брянской области;
-
Ульяновский областной суд (специализированный состав при коллегии по уголовным делам).
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус ребенка представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленных международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством, в том числе, Семейным кодексом РФ. Механизмом, обеспечивающим гарантию реализацию прав детей, выступают центры социальной защиты, реабилитационные центры, а также социальные программы развития детей, координирующие и объединяющие деятельность всех агентов и институтов социализации детей. Для полной и всесторонней защиты интересов прав ребенка последний должен быть признан полноправной и всесторонней личностью, имеющей свое мнение и законные интересы. Защита этих интересов – обязанность родителей и иных законных представителей, а также государства.
1.2. Неблагополучная семья как проявление состояния риска















