ВКР Ковальчук КС (1194624), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Предмет надзора – соблюдение Конституции РФ и прав человека и гражданина в сфере транспорта, исполнение законов в указанной сфере федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими деятельность на транспорте, соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами [54, с. 68].
В число специализированных федеральных органов исполнительной власти входят Минтранс России и находящиеся в его ведении Росжелдор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавиация. Также в их число входит ряд иных органов, которые осуществляют свои полномочия на транспорте, в том числе Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ГИМС МЧС России, Роструд, Росимуществ, ФАС России и другие.
Созданная система управления в точности отвечает задачам, которые решает транспортная сфера.
Минтранс России выполняет функции по выработке государственной политики в транспортной отросли.
Данные органы обеспечивают надзор за законностью в сфере безопасности транспорта, в части антитеррористической защищенности и экологической безопасности. Также в их задачи входит надзор за законностью прав пассажиров, трудовых прав сотрудников транспорта и охраны труда, прав субъектов предпринимательской деятельности, сохранности грузов, приватизации и управления государственной собственностью, а также противодействия коррупции.
Одной из задач Минтранса России в области защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является нормативное правовое регулирование работы организаций и предприятий транспортного комплекса по решению вопросов предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности [44, с. 96-100]. С учетом предстоящих опасностей и угроз необходимо заблаговременно проводить мероприятия по подготовке к защите. Их планирование и осуществление дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и иных местных условий. Содержание и сроки проведения таких мероприятий выявляются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, с учетом экономических возможностей по их подготовке и воплощении. Чаще всего они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла опасная ситуация.
В 2015 году были выявлены следующие потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Государственным морским спасательно-координационным центром было принято 258 сообщений, в их числе 193 аварийных случая с морскими - судами, в том числе:
– 4 кораблекрушения (кклс «Шанс-103», буксир «РБТ-312», т/х «МЗ-169»);
– 5 столкновения судов;
– 19 посадок на мель;
–19 навалов судов;
– 26 случаев потери хода, в результате остановки главных двигателей или намотки посторонних предметов на винто-рулевую группу;
–7 случаев пожара;
– 6 случаев затопления судов, выведенных из эксплуатации;
– 5 случаев потери людей в море;
– 39 происшествий с людьми, потребовавшими медэвакуации;
– 26 случаев разлива нефтепродуктов;
– 5 случая поступления воды;
– 19 АС с маломореходными средствами.
По принадлежности АС распределяются следующим образом:
– на российских судах – 121 случай;
– на иностранных судах – 41 случая.
По сравнению с 2014 г. (186 аварийных случаев) число аварийных происшествий уменьшилось на 14 %.
Вследствие аварийных случаев, имевших место в 2013 г. поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море осуществлялся в 91 случае, при этом:
спасено 191 человек, в т.ч. 16 иностранных граждан;
погибло – 25 человек;
пропали без вести – 29 человек;
умерло – 8 человек;
травмировано – 7 человек;
эвакуировано больных – 41 человек.
По бассейнам аварийность распределяется следующим образом:
– Балтийский – 95 случаев;
– Тихоокеанский и Дальневосточный – 64 случая;
– Азово-Черноморский и Каспийский – 58 случаев;
– Арктическая зона – 39 случаев.
По статистики аварийность увеличивается в осенне-зимний и падает в летний период.
В 2015 г. на железнодорожном транспорте произошло:
– 23 аварии грузовых и пассажирских поездов ‑ 12 крушений (в 2014 г. – 6) и 12 аварий (в 2014 г. – 9), при этом погибло 3 (в 2014 г. – 6) и травмировано 147 человек (в 2014 г. – 5);
– 156 пожара (в 2014 г. – 217), при этом погибло 6 (в 2014 г. – 9) и травмировано 7 человек (в 2014 г. – 4).
В 2015 г. на воздушном транспорте с воздушными судами произошло 23 аварии (в 2014 г. ‑ 26), 22 катастрофы (в 2014 г. ‑ 26), 780 инцидентов (в 2014 г.‑ 820) и 129 повреждений ВС на земле (в 2014 г. – 109). При этом погибло 117 человек (в 2014 г. ‑ 101).
Следующей задачей Минтранса России является повышение уровня безопасности на транспорте, которая включает в себя:
– обеспечение безопасности полетов, движения и судоходства;
– обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
– обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса;
– обеспечение безопасности перевозок грузов, которым требуются особые условия;
– обеспечение профессионального допуска к транспортной деятельности путем уведомления;
– развитие средств и систем надзора в сфере транспорта;
– обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности, а также устойчивости системы транспорта.
Еще одна задача – уменьшение количества отрицательных последствий транспортной деятельности.
Генеральный прокурор РФ определяет рамки надзора согласно компетенции региональных транспортных прокуроров, а также путем разграничения компетенции между транспортными прокурорами районного звена приказами региональных транспортных прокуроров [28, с. 23].
В отчетный период надзор на транспорте был ориентирован на повышение устойчивости и безопасности транспортного комплекса, соблюдение транспортного законодательства, заблаговременное обнаружение отклонений от установленных требований, защиту прав потребителей транспортных услуг.
2.2 Характеристика законодательства в сфере транспорта
В основу законодательства входит Конституция РФ, международные договоры и федеральные законы. Соответствующие вопросы регулируются кодексами, транспортными уставами в зависимости от вида транспорта. Такие базовые законы содержат положения об организации работы транспорта, осуществлении государственного контроля за этой деятельностью, положения, которые относятся к транспортной инфраструктуре, транспортным предприятиям, персоналу, экипажу, организации полетов, движения, плавания, транспортной безопасности, поиску и спасанию, расследованию транспортных событий, перевозок грузов и пассажиров, выполнения работ, ответственности перевозчика, владельца транспортных средств, инфраструктуры и грузоотправителя.
В результате моего обучения в транспортном вузе, считается актуальным рассмотрение как можно подробнее темы в представленной мною диссертационной работе транспортного законодательства.
Транспортному законодательству характерны такие особенности, которые складываются как в результате объективных условий, так и в ходе субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия решений в области правового регулирования деятельности транспорта [45]:
1. Транспортное законодательство является наиболее массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, которые регулируют большое число отношений между перевозчиками и клиентурой. Данное законодательство постоянно проходит пути совершенствования, развивается динамично, с учетом развития экономики страны. Более подробно можно проследить на примере развития железнодорожного законодательства. За период с 1920 года до настоящего времени было принято семь уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог 1920 года было всего 47 статей, то Устав железных дорог 1922 года состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и железной дороги, а Устав железных дорог 1927 года содержал 128 статей и конкретизировал положения Устава 1922 года. В нем указан четкий порядок предъявления претензий к железной дороге, а также указывалось, какие именно документы прилагаются к претензии, подробно рассматривался вопрос об исковой давности.
Уставом железных дорог 1935 года регламентировался наиболее значительный перечень вопросов. В нем находился раздел о планировании перевозок грузов, указывалось, какие именно документы являются основанием для предъявления претензии.
Более подробные взаимоотношения перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей регулировались Уставом железных дорог 1954 года. Он состоял из 228 статей. В отличие от указанных выше уставов, он регулировал прямые смешанные перевозки с участием иных видов транспорта. Целый раздел посвящался железнодорожным подъездным путям необщего пользования. Он наиболее ясно регулировал вопросы, которые не получили полного отражения в предыдущих уставах.
Такая тенденция сохранилась и в Уставе железных дорог 1964 года, хотя объем его сократился до 179 статей за счет более конкретных формулировок.
Транспортный устав железных дорог 1998 года, состоящий из 148 статей, рассматривал переход государства к рыночной экономике. Он расширил права грузоотправителей и грузополучателей в результате включения в него диспозитивных норм. В Уставе новым является переход от государственного планирования перевозок грузов к заявкам на перевозки, введение почасовой платы за пользование вагонами, номерной способ учета нахождения вагонов у грузоотправителей и грузополучателей. Основные положения, связанные с договором перевозки, подачей и использованием транспортных средств, ответственностью за нарушение обязательств, и т. п. не поменялись, а остались прежними. Данный факт свидетельствует об определенной стабильности железнодорожного права.
Похожее развитие получило законодательство о морских, речных и воздушных перевозках. Уставы и кодексы, регулирующие эти перевозки, были приняты гораздо позже, чем первые уставы железных дорог и учли опыт ранее разработанных документов. Первый Устав внутреннего водного транспорта СССР был принят в 1930 году, первый Кодекс торгового мореплавания Союза ССР – в 1929, первый Воздушный кодекс Союза ССР – в 1935 году.
Несколько своеобразно развивалось законодательство, регулирующее перевозки автомобильным транспортом. До 1969 года об этих перевозках не было кодифицированного акта. Перевозки грузов и пассажиров регулировались большим числом нормативных актов. В 1969 году был принят Устав автомобильного транспорта РСФСР.
2. В транспортном законодательстве указывается сущность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим количеством клиентуры. Примерами этого выступает, и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т. д. В российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности [30, с. 7-10].
3. В транспортном законодательстве в отличие от других подотраслей гражданского законодательства действует большое число императивных норм. Особенно четко это прослеживается в железнодорожном и автомобильном законодательстве (ст. ст. 18, 36, 44, 52, 54, 126 УАТ, ст. ст. 25, 27, 39, 40, 135 ТУЖД и т. д. Немало норм подобного содержания и в законодательстве о других видах транспорта).
4. На транспортное законодательство очень заметно влияет законодательство в сфере международных перевозок. Такое влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международные перевозки. Особенно это заметно в статьях Воздушного кодекса РФ и Кодекса торгового мореплавания. Например, в области торгового мореплавания основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 года, протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие, либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству.
В статьях Кодекса торгового мореплавания отразились самые значимые положения Брюссельской конвенции, такие как порядок составления коносамента и его реквизиты - ст. ст. 142, 144, 146 КТМ.
Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению при международных перевозках, во взаимоотношениях стран, которые заключили соответствующую конвенцию. Это закреплено в ст. 170 Основ гражданского законодательства. Если международным договором, в котором участвует Россия, устанавливаются другие правила, нежели которые содержатся в российском гражданском законодательстве, тогда применяются правила международного договора.
Необходимо сказать, что на воздушном транспорте действует Воздушный кодекс [7]. Согласно п. 1 ст. 2 воздушное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил и принимаемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов РФ. Федеральные законы от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [16] и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [17], указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минтранса России, а также действующие нормативные правовые акты МПС России регулируют Деятельность железнодорожного транспорта. В эксплуатации морского транспорта учитывается требования международных договоров, морских законов и правил иностранных государств, Кодекса торгового мореплавания (разработан с учетом положений международных конвенций, ратифицированных Россией), Федерального закона от 08 ноября 2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [20].
Основой функционирования речного транспорта является Кодекс внутреннего водного транспорта. Также применяется Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» [9].
Во исполнение законодательных норм приняты Правила расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-98, утв. постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 № 609), «Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации» (утв. приказом Минтранса России от 29.12.2003 № 221), Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий (утв. приказом Минтранса России от 25.12.2006 № 163), Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (утв. приказом Минтранса России от 14.05.2009 № 75).















