Аржаев ВКР (1194378), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Не является преступлением похищение билетов негосударственных транспортных организаций и подделка таких билетов, однако похищение проездных билетов толкуется как хищение. Получение путем обмана услуг или работ, уклонение от исполнения обязательств составом мошенничества не охватывается ввиду отсутствия предмета этого преступления. Так, не будет мошенничеством выдача чека, заведомо не подлежащего оплате с целью побудить к оказанию транспортных и иных услуг или вручение денежной куклы, с тем, чтобы побудить к выдаче документа об уплате долга. Не признаются предметом мошенничества, в связи с отсутствием предметно-вещевой формы, электрическая, газовая, тепловая и прочие виды энергии. Незаконное безвозмездное в корыстных целях использование этих видов энергии по российскому законодательству может образовать состав преступления, называемый причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ст. 165 УК РФ).
Деньги как предмет мошенничества могут быть российской и иностранной валютой. Многие полагают, что безналичные деньги и банковские вклады - это не имущество, они представляют лишь право требования обязательственно-правового, а не вещного характера, сущностью которого является обязательство банка выплатить клиенту определенную денежную сумму или перечислить ее. По мнению других специалистов, деньги - всегда деньги, а безналичные деньги - лишь форма их существования, безналичные деньги также относятся к объектам права собственности.
Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. Виновный сознает используемый им обман или злоупотребление доверием, предвидит причинение имущественного ущерба потерпевшему и желает обратить чужое имущество в свою пользу, получив его от самого потерпевшего.
Направленность умысла определяется корыстными мотивами и целями. Сущность корыстного мотива состоит в стремлении виновного удовлетворить свои материальные потребности за чужой счет путем изъятия имущества, на которое у него нет права. Корыстная цель выражается в стремлении обратить похищенное в свою собственность или собственность других лиц, в реализации фактической возможности владеть, пользоваться и распоряжаться похищенным имуществом.
Незаконное изъятие чужого имущества без корыстной цели не образует хищения, независимо от его формы.
Принцип вины гласит - лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно-опасные действия (бездействия) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное влияние, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается (ст. 5 УК РФ) [3].
Вина - это психическое отношение лица к совершаемому им конкретному общественно-опасному деянию и к его общественно-опасным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Глава 5 УК РФ выделяет 2 формы вины: умысел и неосторожность. Субъективная сторона мошенничества характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что завладевает чужим имуществом или приобретает право на него путем обмана или злоупотребления доверием, предвидит, что собственнику будет причинен имущественный ущерб, и желает его причинить. При этом он руководствуется корыстным мотивом и преследует цель незаконного извлечения наживы за счет чужого имущества. Корыстная цель при хищении выражается в стремлении обратить похищенное имущество в пользу виновного и других лиц. Понятие корыстной цели при мошенничестве шире, чем при любой другой форме хищения, поскольку представляет собой стремление виновного незаконно обогатиться посредством не только обращения в свою пользу или пользу других лиц чужого имущества, но и приобретения права на имущество. Отсутствие корыстной цели исключает квалификацию изъятого чужого имущества как хищения.
Объективная сторона - это составная часть состава преступления, характеризующая внешнее проявление конкретного общественно опасного поведения, причинившего вред объекту, охраняемому уголовным законом. Признаки, характеризующие объективную сторону не всех, а только конкретных составов преступлений принято называть факультативными (способ, место, время, обстановка, орудия совершения преступления). В случае с мошенничеством способ совершения преступления - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество.
В большинстве случаев уголовный закон считает объективной стороной оконченного состава преступления (в данном случае - мошенничество) сам факт совершения уголовно-правового деяния, т.е. мошенничества. Объективная сторона мошенничества имеет важное значение для квалификации.
Некоторые преступления можно разграничить лишь по признакам объективной стороны. Мошенничество и кража, например, отличаются друг от друга только способом совершения преступления, остальные признаки, характеризующие объект, объективную сторону и субъект, у них одинаковы. С объективной стороны завладение имуществом или приобретение права на имущество при мошенничестве совершается путем обмана или злоупотребления доверием.
Объективные признаки мошенничества:
- изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц;
- противоправность;
- безвозмездность;
- причинение ущерба собственнику или иному владельцу;
Необходимым условием уголовной ответственности является наличие причинной связи между действием (бездействием) и наступившими вредными последствиями. Обман и злоупотребление доверием служат способом завладения имуществом, между ними и переходом имущества во владение виновного должна быть установлена причинная связь.
Мошенничество считается оконченным с момента фактического незаконного перехода имущества во владение виновного и получения им возможности использовать его или распоряжаться им по своему усмотрению, а также с момента незаконного перехода к виновному права на имущество потерпевшего.
Ст. 159 УК РФ предусматривает несколько видов мошенничества: простое (основной состав) - ч. 1 ст. 159 УК РФ; квалифицированное (ч. 2) и особо квалифицированные (ч. 3, ч. 4) [3].
Анализ судебной практики показал, что квалифицированные (особо квалифицированные) виды мошенничества являются преобладающими над простым видом этого преступления. По выборочным данным, за совершение мошеннических действий, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 159 УК РФ в 2003-2013 гг. к уголовной ответственности было привлечено и осуждено более 80% от общего числа осужденных за мошенничество. Подобный показатель характерен для большинства судов России [23].
Часть 2 ст. 159 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за мошенничество.
Общее понятие признака группа лиц по предварительному сговору дается в ч. 2 ст. 35 УК РФ. Однако применительно к рассматриваемому квалифицированному признаку состава мошеннического хищения чужого имущества требуются дополнительные пояснения.
Совершение преступления группой лиц обычно свидетельствует о более высокой степени его общественной опасности. При наличии группы мошенников облегчается выполнение преступления и часто затрудняется его раскрытие. Многие способы мошенничества применяются только при групповом хищении. Групповые мошенничества всегда составляли и составляют значительную часть этого преступления. Для признания мошенничества групповым достаточно, чтобы в нем участвовали, по крайней мере, два лица. Применение ч. 2 ст. 159 УК РФ при квалификации группового мошенничества допустимо только при условии предварительного сговора, т.е. состоявшегося до того, как кем-либо из участников были произведены действия, непосредственно направленные на совершение преступления. За сколько времени до начала преступления состоялся сговор, для квалификации значения не имеет.
Члены мошеннической группы непосредственно участвуют в совершении преступления, т.е. являются соисполнителями. Мошенничеству свойственно сложное соисполнительство, когда по предварительной договоренности члены группы распределяют между собой роли. Обычно лишь один член группы получает имущество от потерпевшего, но действия остальных участников также в целом направлены на обман потерпевшего и хищение таким путем его имущества. Совместное групповое хищение предполагает выполнение участниками таких действий, которые содержат в себе признаки объективной и субъективной сторон состава мошеннического хищения чужого имущества. В состав группы лиц по предварительному сговору могут входить только соисполнители, когда все принимающие участие в мошенничестве лица, или, по крайней мере, двое из них выполняют объективную сторону мошенничества.
Лица, содействовавшие исполнителям мошеннического хищения путем пособнических действий, несут ответственность по ст. 33 и п. «а» ч. 2 ст. 159 УК РФ. Если лицо, выполняющее пособнические функции, содействует и другим соисполнителям, но самостоятельных, независимых друг от друга преступлений, то нет оснований говорить о совершении мошенничества по предварительному сговору группой лиц.
При совершении мошенничества группой лиц возможна такая «специализация», когда отдельные соучастники лишь создают или поддерживают у потерпевшего заблуждение относительно названных второстепенных обстоятельств. Следует также подчеркнуть, что группу лиц по предварительному сговору могут образовать только лица, подлежащие уголовной ответственности. Невменяемые и лица, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность (в данном случае 16 лет), в состав группы юридически, т.е. с точки зрения требований уголовного закона, входить не могут, хотя бы фактически они непосредственно и участвовали в мошенническом хищении чужого имущества. Например, если совершеннолетний преступник предварительно склонил, а затем договорился с подростком в возрасте до 16 лет, и оба они совершили мошенничество, «группа» как квалифицирующий признак мошенничества отсутствует. При отсутствии иных отягчающих обстоятельств, взрослый преступник должен нести ответственность по ч. 1 ст. 159 УК РФ и, кроме того, дополнительно по совокупности по ст. 150 УК РФ. Соучастники в виде подстрекателя, пособника, организатора (не принимавших непосредственного участия в обмане и злоупотреблении доверием) группового мошенничества несут ответственность по ст. 33 УК РФ.
Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, было включено законодателем в ч. 3 ст. 159 УК РФ. Специфика этого преступления состоит в том, что объективная сторона складывается из двух действий, каждое из которых, взятое в отдельности, составляет самостоятельное преступление: злоупотребление служебным полномочиями и собственно мошенническое хищение. При этом злоупотребление служебным полномочием создает возможность хищения, предшествует изъятию материальных ценностей и нередко отдалено от него по времени.
Данный квалифицирующий признак характеризуется повышенной степенью общественной опасности. Во-первых, рассматриваемое преступление может быть совершено не любым, а только должностным лицом, которое само, как правило, призвано осуществлять учет и контроль за правильным использованием и расходованием материальных ценностей. Во - вторых, должностное лицо, являясь специалистом и зная систему учета и отчетности, планирования и распределения материальных ценностей, документооборот, специфику работы, использует свое служебное положение для тщательной маскировки своих преступных действий. В-третьих, преступная деятельность при мошенничестве зачастую неразрывно связана с совершением ряда других преступлений, таких, как взяточничество, служебные подлоги и другие.
Злоупотребление служебным положением для мошеннического хищения возможно лишь по месту службы лица и в пределах тех функциональных обязанностей, которые на него возложены, причем в компетенцию виновного должны входить определенные правомочия в отношении имущества, или по месту его работы, или в контролируемых им подразделениях.
Приведем пример совершения квалифицированного мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения. Специфика этого преступления состоит в том, что объективная сторона складывается из двух действий, каждое из которых, взятое отдельно, составляет самостоятельное преступление: злоупотребление служебными полномочиями и собственно мошенническое хищение. При этом злоупотребление служебными полномочиями создает возможность хищения, предшествует изъятию материальных ценностей и нередко отдалено от него по времени. Так, например, А. осужден за мошенничество - хищение имущества Д. - 2500 долларов США, что эквивалентно 74325 рублям, путем злоупотребления доверием [23].
А. обвинялся в том, что в период с октября по 1 декабря 2010 года, работая заместителем начальника поста Новосибирской таможни ГТК РФ, являясь должностным лицом, неоднократно вымогал взятки у директора ООО Д. в виде денег по 100 долларов США за каждый вагон с рапсом, пересекающий границу РФ, у директора ООО «Верлена» Д. - за ускорение сроков таможенного оформления грузов. Необходимо добавить, что в последнее время наблюдается достаточно много подобных злоупотреблений в частноправовой сфере [25].
Нынешний этап развития производительных сил характеризуется все более широким внедрением средств автоматизации, прежде всего электронно-вычислительной техники в различные сферы хозяйственной деятельности, в первую очередь» в учет, проектирование, банковское дело. Почти все преступления, связанные с использование ЭВМ, совершаются лицами, злоупотребляющими служебным положением, поскольку именно они имеют широкий доступ к компьютерам. Немалая доля в таких преступлениях принадлежит и мошенническому хищению.
Так, на Горьковском объединении «Восход» работники бухгалтерии удваивали табельные номера в первичных документах при расчете зарплаты и вводили искаженную информацию в машину. Депозитные средства изымались ими с помощью дополнительных платежных ведомостей [25].
В последние годы появились новые, «более современные», способы хищений с помощью ЭВМ, обусловленные своеобразием машинной технологии: спецификой машинных документов и обрабатывающих программ. В преступных целях используются некоторые особенности кодирования информации, чему способствует то обстоятельство, что кодирование выполняется, как правило, лицом, связанным с движением материальных ценностей.
Анализ практики показывает, что ревизии и инвентаризации нередко безрезультатны, когда хищения совершаются с использованием ЭВМ. В основном информация в правоохранительные органы поступает по оперативным каналам, причем часто сотрудники ОБЭП сталкиваются с трудностями в доказывании и квалификации компьютерных хищений.
Мошенническое хищение с использованием должностного положения причиняет ущерб не только собственности, но и нормальному функционированию государственного аппарата в области управления хозяйством и финансами. Этот вред не вменяется в вину преступнику и не исследуется правоохранительными органами, то есть остается за рамками состава. Тем не менее, он бывает достаточно велик и не может не учитываться при определении степени общественной опасности этого преступления и назначении меры наказания.
Рассмотрим квалифицирующие обстоятельства, предусмотренные в ст. 159 ч. 2 - причинением значительного ущерба гражданину, ч. 3 - крупный размер ущерба.















