ВКР Петрушко ЮА (1194179), страница 4
Текст из файла (страница 4)
70 % лиц имеют среднее образование, 15 % - среднее профессиональное,
2 % - высшее, причем образование, как правило, получено до первого осуждения.
Большинство обследованных судимых рецидивистов составляют трудоспособные (85 %); инвалидов составляет малый процент. Большая же часть (80 %) имели постоянное место жительства до ареста; 70 % были психически здоровы. Однако по мере нарастания числа лет, проведенных в местах лишения свободы, количество имеющих психические аномалии растет.
В-четвертых, характеризуя личность насильственного преступника – рецидивиста, стоит отметить, что процесс социализации человека начинается с самого раннего детства. Именно в детском возрасте человек формируется как общественное существо, у него развивается интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, предвидеть возможные последствия своих поступков, формирование волевых качеств, таких как настойчивость, самоконтроль, активность, инициатива. Развивается самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности.
Возраст существенное свойство человека, которое оказывает влияние на формирование личности. Для лиц среднего и старшего возраста характерны действия вследствие обдуманных решений. Тогда, как для молодежи характерны импульсивность, агрессивность, не всегда четкое представление о последствиях своих действий.
Исследования показывают, что большая часть насильственных преступников-рецидивистов состоит из лиц молодого (25-29 лет) и зрелого (30-40 лет) возраста, что более подробно показано в ПРИЛОЖЕНИИ 2. Старше этого возраста рецидивисты чаще всего перестают совершать преступления, но отнюдь не потому, что они исправились и перевоспитались. Обычно это происходит по причине общего спада жизненной активности в связи с достижением определенного возраста, болезнями, которые не могли не обостриться в тюремные периоды жизни, усталости. Некоторые просто спиваются и способны на не многое, в лучшем для них случае, «консультируют» тех, кто готовит совершение преступлений.
В–пятых, подавляющее большинство рассматриваемой категории преступников не имеет семьи либо проживает отдельно от нее (84 %). Для насильственных преступлений против личности, как ни для какой иной категории преступлений, характерна агрессия по отношению к членам семьи и родственникам.
В структуре отмеченной выше взаимозависимости существенным является то, за какие преступления отбывали наказание рецидивисты, совершившие убийство после отбытия наказания в виде лишения свободы первый, второй и третий раз.
В структуре рецидивных убийств первое осуждение лица обуславливается совершением преступлений преимущественно насильственного характера: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, истязания и т.д.
В физико-биологическом отношении указанные лица развиты нормально, однако как правило, это лица страдающие алкоголизмом, нередко состоящие на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах
В социальном отношении чаще всего полностью дезадаптированны, с ярко выраженной установкой на отрицание любых социально-приемлемых ролей, часто безработные, не имеющие ни друзей, ни семейных отношений либо относятся к ним безразлично.
Наиболее характерной формой проявления психической активности рассматриваемой группы лиц является агрессия, которая во взаимодействии с внешними факторами социальной юродской среды приводит к насилию.
В этой связи агрессия представляет собой способ выражения определенной психологической установки конкретного субъекта, как форма антисоциального поведения, а непосредственные агрессивные действия, как индивидуальный акт взаимодействия с окружающим миром.
Нравственно-психологическая характеристика личности насильственного преступника складывается из наиболее существенных признаков интеллектуальной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и ценностно-нормативной сфер человеческой психики.
Интеллектуальная сфера насильственных преступников характеризуется недостаточным интеллектуальным и познавательным потенциалом, что не позволяет ему преодолевать фрустрирующие его жизненные трудности. Это также приводит к непониманию им социальных норм, общественных законов, которым насильственные преступники чаще всего подчиняются вынужденно, скорее из-за страха наказания, но без рационального принятия их содержания.
Многие исследователи отмечают, что от правопослушных граждан насильственные преступники отличаются определенным нарушением эмоционально-волевой сферы и нравственно-психологическими отклонениями. Некоторые авторы считают, что «противоправным деяниям большинства насильственных преступников весьма способствуют такие их отличительные черты, как повышенная возбудимость и впечатлительность (эмотивность), ослабленный самоконтроль и негибкость (ригидность) поведения. Их нравственно-психологические установки определяют устойчивое представление о враждебности окружающего мира, вызывая чувство несправедливо обиженных, имеющих моральное право руководствоваться возмездием и самосудом, пользоваться фактическим превосходством: над окружающими, подчиняя их себе, и т.п.».
Исследования, проведенные Ратиновым и Г.Х. Ефремовой, показали, что отношения насильственных преступников к правовым ценностям существенно расходятся с их оценкой собственного противоправного поведения. Для насильственного преступника специфичным свойством личности становится отрицание общепризнанных норм поведения и негативный характер разделяемых им ценностных ориентаций. Такой человек, ощущая разрыв между своими желаниями и действующими социальными нормами, испытывает чувство изоляции, непричастности к делам других, что препятствует усвоению норм, регулирующих поведение. В качестве самооправдания своей позиции насильственный преступник применяет психологическую защиту, в частности, он в первую очередь обвиняет в произошедшем потерпевшего. Когда же собственную вину оправдать невозможно, появляются ссылки на ошибки родителей, педагогов, судьбу.
Здесь следует привести данные сравнительного исследования личности насильственных преступников по методике, полученные Ю.М. Антоняном [6,
с. 35-39]:
1. у лиц, осужденных за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью в наибольшей степени выражена тенденция выглядеть в лучшем свете, они придают большое значение мнению окружающих о себе. Убийцы наиболее склонны к импульсивным реакциям на фоне аккумуляции аффекта, хотя в то же время они очень чувствительны к оттенкам межличностного общения, обнаруживают сильную зависимость от них. Эта категория преступников испытывает трудности в установлении контактов, замкнуты и необщительны;
2. лица, осужденные за изнасилование, склонны к доминированию и преодолению препятствий, у них снижена чувствительность по отношению к другим людям. Насильникам присущ нарочито мужественный стиль жизни, характеризующийся подчеркиванием своей силы, пренебрежением к мелочам. Этот вид преступления связан с такими личностными свойствами как импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации и дефекты правосознания;
3. у корыстно-насильственных преступников в наибольшей степени выражена потребность в самоутверждении, пренебрежение к социальным нормам и импульсивность. Они обладают наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем.
При сравнении характеристик насильственных преступников с корыстными было выявлено, что корыстные преступники обладают наиболее гибким поведением в среде преступников и отличаются сравнительно низким уровнем тревоги.
К нравственно-психологическим свойствам личности насильственных преступников относятся эгоцентризм, неуважительное отношение к чувствам, убежденность в допустимости насилия, разрешения конфликтов. В зависимости от направленности личности и характера конкретной жизненной ситуации различают следующие типы насильственных преступников:
-
случайные, действия которых представляют неадекватную реакцию на внезапно возникший конфликт либо связаны с разовым попаданием в обстановку интенсивного группового давления (например, пьяная ссора после совместной выпивки);
-
замыкающиеся на конфликте в семье, бытовом окружении;
-
отрицательно ориентированные на противоправную деятельность;
-
злостные, чьи предумышленные преступные действия.
В зависимости от социально-психологической характеристики личности преступника и мотивов совершения им насильственных преступлений выделяются такие ее типы, как самоутверждающийся; мстящий, корыстный, игровой (проявляющий стремление к острым ситуациям, к риску), безразличный (пассивный, опасающийся за свою жизнь).
Патологические нарушения психики насильственного преступника позволяют выделить психопатизированные, интеллектуально-ограниченные алкоголизированные типы его личности.
В целом нравственно-психологическая характеристика насильственных преступников показывает, что это люди не имеют устойчивых воззрений. Их поведение зачастую зависит от случайно сложившихся ситуаций. Они не желают считаться с окружающими и принятыми в обществе нормами поведения.
Хотелось бы привести данные о распространенности психических аномалий среди преступников-рецидивистов, насильственных в том числе.
Психически аномальные лица проявляют особую склонность к многократному совершению преступлений.
- во-первых, они хуже усваивают нравственные и правовые нормы, регулирующие поведение;
-во-вторых, их поведение более импульсивно по сравнению со здоровыми, или они вообще не готовятся к совершению преступлений, или эта подготовка у них кратковременна. Установлены также некоторые корреляции показателей рецидивной преступности лиц с психическими аномалиями. К числу основных особенностей психически аномальных рецидивистов относятся следующие:
-
Повышенная склонность к повторному совершению преступлений, о чем свидетельствует то, что удельный вес рецидива среди них в два раза больше, чем в общей массе лиц, преступивших уголовный закон. Удельный вес рецидивистов среди лиц, страдающих психопатией, составил 73,3 %. За ним по мере убывания следуют: олигофрены (доля повторных правонарушителей —
58,7 %); лица, имеющие остаточные явления черепно-мозговых травм (55,2 %); хронические алкоголики и наркоманы (48 %); лица с органическими поражениями головного мозга (41,4 %); эпилептики (33 %); лица с иными психическими отклонениями (30,8 %). -
Существует зависимость между повторностью общественно опасных деяний (количество судимостей и величина интервалов рецидива) и клиническими характеристиками преступников с психическими аномалиями.
Так, многократное совершение преступлений и высокая интенсивность рецидива (интервал до двух лет) присущи лицам, страдающим психопатией. Средняя интенсивность рецидива (интервал от двух до пяти лет и наличие двух-трех судимостей чаще всего наблюдаются у наркоманов и травматиков. Рецидивисты с умственной отсталостью, как правило, ранее привлекались к уголовной ответственности лишь однажды, при этом последнее и предыдущее преступления разделяют небольшие промежутки времени (до двух лет).
-
Структурная характеристика преступного поведения аномальных рецидивистов во многом обусловлена наличием конкретного вида отклонения психики: лица с нарушенным интеллектом в основном совершают имущественные и сексуальные уголовно наказуемые деяния, в то время как хронические алкоголики и правонарушители с психопатическими девиациями обнаруживают склонность к насильственным посягательствам, а наркоманы — к деяниям, связанным с нелегальным оборотом наркотиков.
-
В целом рецидивисты с дефектами психики в рамках вменяемости более склонны по сравнению с психически здоровыми и лицами с аномалиями психики, ранее не совершившими преступлений, к действиям насильственного характера. Преступления, связанные с применением насилия, в структуре рецидивной преступности аномальных субъектов составляют 36,5 %, а в структуре психически здоровых рецидивистов — лишь 13,4 %.
-
Наибольшая криминогенная активность изученного контингента рецидивистов приходится на первые два года после отбывания наказания за предыдущее преступление. В период от 2 до 5 лет наблюдается затухание такой активности, в период от 6 до 10 лет она вновь повышается, а после 10 лет — минимальна.
-
Степень тяжести последующего деяния обусловлена главным образом характером предыдущего посягательства и видом психического отклонения и при этом чаще всего соответствует предыдущему преступлению. Рецидивисты с психическими аномалиями не способны в большинстве случаев осуществлять предварительную подготовку к противоправным действиям и совершают их по внезапно возникшему умыслу. Это отличает их от психически здоровых преступников.
-
Рецидивисты с аномалиями психики гораздо труднее адаптируются в местах лишения свободы по сравнению со здоровыми неоднократно судимыми лицами, часто нарушают режим и даже предпринимают суицидальные действия в период отбывания наказания; имеют большие трудности в ресоциализации и в местах лишения свободы, и после освобождения от наказания.
Подводя итоги общего анализа личности насильственного рецидивиста, рассмотрим некоторые обобщающие их характеристики. Отчуждение от позитивной среды, уход в иное, антисоциальное измерение. Для большинства рецидивистов, особенно судимых многократно, характерно отсутствие семьи, профессии, постоянной работы и постоянного места жительства, т. е. частичная или даже полная дезадаптация. С другой стороны, такие люди прекрасно приспособлены к жизни в местах лишения свободы, они чувствуют себя своими в антиобщественных и преступных группах, ценности и нормы которых они разделяют, а часто и участвуют в их создании и формировании. Не надо думать, что рецидивисты, и особенно многократно судимые рецидивисты, все время находятся в оппозиции к обществу: современные исследования показывают, что многие из них охотно сотрудничают и с полицией, и с администрацией исправительного учреждения.
Жизнь от преступления к преступлению, антиобщественный образ жизни, постоянная боязнь разоблачения, отсутствие позитивных социальных контактов постоянно и неуклонно снижают уровень личности, чему столь же активно способствует многократное и длительное пребывание в местах лишения свободы. Чем больше судимостей и лет, проведенных в местах лишения свободы, тем больше лиц, страдающих психическими расстройствами. Наиболее высокий уровень психически аномальных преступников наблюдается среди осужденных в местах лишения свободы особого режима. Большая часть многократно судимых рецидивистов выглядят намного старше своих лет, иногда — глубокими стариками, страдают хроническими соматическими болезнями. Они нуждаются в постоянном медицинском обслуживании и уходе, вряд ли кто-нибудь из них способен постоянно трудиться.















