диплом на нормаконтроль (1189970), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Налоговая нагрузка на нефтяные компании – еще один фактор финансовых рисков.
Ставка налога равняется нулю, если средняя мировая рыночная цена на нефть в течение налогового периода была меньше или равна 15 долл., за баррель (единица вместимости и объема жидких и сыпучих веществ, равняется 158,9 литров нефти). Дополнительный прирост мировой рыночной цены на нефть на 1 долл., за баррель ведет к росту ставки налога на 1,61 долл., за тонну (или на 0,22 долл., за баррель при использовании коэффициента пересчета, равного 7,33).
Налог на добычу природного газа исчисляется с использованием фиксированной ставки.
Ставка экспортных пошлин на нефть определяется на основе прогрессивной шкалы расчета. Если средняя мировая рыночная цена на нефть меньше или равна 15 долл., за баррель, то ставка пошлины равна нулю. Каждый дополнительный прирост рыночной цены на 1 долл., за баррель в интервале цен от 15 до 20 долл., за баррель ведет к росту экспортной пошлины на нефть на 0,35 долл., за баррель и т.д.
В 2015-2017 г. Правительством России проводится так называемый налоговый манёвр, подразумевающий снижение экспортной пошлины и увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых и акцизов. Изменения законодательства, вступившие в силу с января и апреля 2016 г., негативно повлияли на доходность добычи, переработки и сбыта. В то же время мы ожидаем, что изменения, вступившие в силу с января 2017 г., положительно повлияют на доходность добычи и негативно – на доходность переработки и сбыта. В целом же влияние этих изменений на финансовые результаты ПАО «Газпром» не будет существенным [37].
Ставки налогов, применяемых для налогообложения нефтяных компаний в России, привязаны к мировой цене на нефть и изменяются вслед за ней. Ставка налога на добычу полезных ископаемых для нефти устанавливается ежемесячно. Налог уплачивается в рублях за тонну добытой нефти. Величины базовой ставки и фиксированного компонента (нефть) приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Величины базовой ставки и фиксированного компонента (нефть)
| Год | Базовая ставка | Фиксированный компонент |
| 2014 | 493 | - |
| 2015 | 766 | - |
| 2016 | 857 | - |
| 2017 | 919 | 306 |
| 2018 | 919 | 357 |
| 2019 | 919 | 428 |
| 2020 | 919 | 0 |
Высокая зависимость бюджета Российской Федерации от поступлений нефтегазового сектора и необходимость преодоления дефицита федерального бюджета обусловливают дальнейшее повышение налоговой нагрузки на нефтяные компании.
3) социально-культурная среда:
Данная область оказывает не столь значительное влияние на развитие газовой отрасли, как остальные, и связана с ними лишь косвенно. Тем не менее, ее некоторые особенности способны как увеличить, так и уменьшить эффективность газовой промышленности. Уровень образования нашей страны смело можно считать одним из главнейших социально-культурных факторов развития газовой отрасли. Чем выше показатель образованности, тем более эффективно и рационально расходуются природные ресурсы, люди на предприятиях (в первую очередь, ПАО «Газпрома») быстрее обучаются новым технологиям.
4) научно-техническая среда:
Недостаток перерабатывающих и транспортных мощностей заставляет искать новые научные подходы и технологии. Ввод в эксплуатацию новых технологий добычи, переработки и транспортировки улучшает положение российской газовой отрасли. Но возрастание значимости проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа в других странах заставляет классических импортеров России пересмотреть свои позиции. Рост технологий влечет появление в конкретных географических областях новых поставщиков природного газа, что негативно сказывается на положении России. Еще одним фактором научно-технической среды, влияющим на газовую промышленность, является возобновление интереса к атомной энергетике. Несмотря на все свои недостатки, у данного вида производства энергии есть и свои преимущества перед природным газом и нефтью.
Текущие тенденции развития мировой газовой отрасли характеризуются значительным качественным и количественным преобразованиям в структуре региональных рынков «голубого топлива». Рост мировой торговли природным газом, увеличение его доли в мировом энергобалансе, равно как институциональные преобразования на локальных рынках, характеризующиеся увеличением числа производителей и потребителей, а также либерализацией ключевых торговых площадок, способствуют интернационализации газовой промышленности. По многим параметрам текущие тенденции на международном рынке газа повторяют исторический путь нефти. В тоже время, принимая во внимание интенсивное развитие технологий, существенно расширяющих доступную географию и снижающих издержки производителей на добычу и транспортировку, укрепление позиций финансового рынка, в настоящее время появляется объективная возможность констатировать начало процесса глобализации газовой отрасли [41].
Развитие технологии СПГ вывело на качественно новый уровень развитие мирового рынка газа. Морские газовые маршруты позволили объединить страны и регионы, не включенные в систему трансконтинентальных газопроводов: Юго-Восточная Азия, Центральная и Южная Америка, Африка, Ближний Восток. В среднем рынок СПГ растет темпами 8-10 процентов в год, появляются новые торговые маршруты и участники (Гана, Марокко, Гонконг (КНР), Мьянма, Бруней). В перспективе, можно ожидать дальнейшее «отвоёвыванние» доли газопроводных поставок за счет включения в развитие технологий сжижения традиционных газотранспортных игроков, стремящихся не упустить новые открывающиеся рынки. По сути, СПГ стал, своего рода, катализатором глобализации на рынке природного газа, предав ему более «нефтяной», конкурентный вид: потребитель может диверсифицировать структуру импорта, а производитель руководствоваться глобальными горизонтами поставок (с учетом издержек на транспортировку).
5) ценообразование на рынке газа:
Несмотря на существующий «глобализационный тренд» развития мировых сырьевых рынков, газовая отрасль остается сегментированной в виду ряда экономических, геополитических и технологических факторов. Исторически сложившееся обособленность ключевых регионов предопределила возникновение «разновекторности» в этапах развития мировой газового рынка. Таким образом, в настоящий момент отсутствует единый подход к формированию справедливой цены на газ. Модели ценообразования отличаются на региональных рынках в зависимости от ряда факторов, таких как степень либерализации, государственная политика и географические особенности. Тем не менее, уже сейчас можно утверждать, что процесс интернационализации газовой торговли, открытие новых рынков и появление большего числа участников предопределяет общий тренд на демонополизацию газовой отрасли и на формирование более рыночных механизмов ценообразования по примеру нефтяной промышленности.
С этой точки зрения, «эталонными» можно считать рынки Северной Америки, Великобритании и Австралии. Стоимость «голубого топлива» в этих странах формируется в конкурентной модели, в результате баланса спроса и предложения. Исторический путь развития газового рынка США как раз демонстрирует «эволюцию» ценообразования, предполагающую постепенный переход от поставочных долгосрочных контрактов к мультипликации видов контрактов без обязательств по поставке (долгосрочные контракты - спот рынок – фьючерсы). Котировки фьючерсов формируют ценовую ориентацию для всего североамериканского газового рынка. Таким образом, в Северной Америке сформировался ликвидный конкурентный рынок [37].
В перспективе подобный вариант «эволюции» вполне может рассматриваться как целевой сценарий развития и для других регионов. Так, в Европе традиционно доминировали долгосрочные контракты на поставку газа с привязкой к нефтепродуктам. Однако в последние годы в результате политики энергетического рынка формула привязки к цене топливозамещения постепенно уступает конкурентным методам ценообразования благодаря активному развитию спотовой торговли. Очевидно, основным драйвером этого процесса является стремление ключевых европейских диверсифицировать импорт газа, развивая танкерную инфраструктуру и СПГ терминалы, с целью снизить «газовую» зависимость от поставщиков-монополистов (в частности, России).
«Крупнейшими спот-рынками в ЕС являются английский «NBP», нидерландский «TTF», немецкие «NCG» и «GasPool», французский «TIGF» и итальянский «PSV». Газовые сделки заключаются по споту (с обязательством поставки) на основе внебиржевых контрактов (как с обязательством поставки, так и без такового) и фьючерсных контрактов (без обязательства физической поставки)». В настоящий момент рынок Европы находятся на стадии активной трансформации по пути к более конкурентной ценовой модели. И хотя уровень ликвидности газовых площадок Европы еще далек до североамериканского, в настоящий момент наблюдается уверенная положительная динамика роста внебиржевых сделок по газу на спот-рынках.
Ценообразование на рынках Азии формируется в основном посредством долгосрочных контрактов с нефтяной индексацией. Так, Япония остается крупнейшим импортером СПГ в мире, закупая его по контрактам с привязкой к сырой нефти. Рынок продолжает сохранять преимущественно монопольную структуру. Однако, последние события на рынке нефти, характеризующиеся сохранением низкого уровня цен, стимулируют азиатских потребителей к поиску новых более «справедливых» механизмов ценообразования. Ожидается, что общая «эволюция» более конкурентных подходов к определению цены на газ, затронувшая европейские рынки, может изменить в перспективе структуру азиатского региона газовой торговли. Подобная тенденция уже сейчас проявляется в постепенном росте спотовых сделок по газу в Азии [37].
В целом, доля конкурентных механизмов ценообразования в торговле газом составляет для газопроводных поставок и СПГ 44 процента и 29 процентов соответственно. Уже сейчас можно говорить о том, что модель «газ-газ» становится все более популярной и универсальной, что ложится в логику развития сценария, по которому следовал рынок нефти. Во многом это происходит благодаря активной политики ЕС, как одного из главных импортеров газа, по стимулированию ценовой конкуренции.
Другим параметром, являющимся доминирующей экономической характеристикой, является уровень прибыльности. Так как ПАО «Газпром» – единственная компания, которая обладает правом экспортировать природный газ, рассмотрим ее показатели, приведенные в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Динамика формирования финансовых результатов ПАО «Газпром» за 2015-2016 гг.
| Показатели | Год | Изменение | ||
| 2015 | 2016 | абс., тыс. руб. | отн., % | |
| Выручка, тыс. руб. | 4 334 293 477 | 3 934 488 441 | -399 805 066 | 90,78 |
| Себестоимость, тыс. руб. | 2 265 357 118 | 2 230 262 682 | -35 094 436 | 98,45 |
| Валовая прибыль, тыс. руб. | 2 068 936 359 | 1 704 225 759 | -364 710 600 | 82,37 |
| Прибыль от продаж, тыс.руб. | 811 940 021 | 332 673 919 | -479 266 102 | 40,97 |
| Прочие доходы, тыс. руб. | 4 133 324 118 | 4 495 250 616 | 361 926 498 | 108,75 |
| Прочие расходы, тыс. руб. | 4 740 790 461 | 4 283 878 698 | -456 911 763 | 90, 36 |
| Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 434 489 311 | 631 428 738 | 196 939 427 | 145, 33 |
| Чистая прибыль, тыс.руб. | 403 522 806 | 411 424 597 | 7 901 791 | 101,96 |
Как видно из таблицы 2.5 на предприятии в 2015 году наметился спад выручки на 399 805 066 тыс.руб., в процентах это составил – 90,78. Это говорит о возможных потерях в потребителях, то есть поставки газа за рубежом.














