Запад - Россия - Восток. Том 4 (1184494), страница 70
Текст из файла (страница 70)
Хоркхайме-250ром начал работу над "Диалектикой Просвещения". В 1949 г. Адорновозвратился в Германию. С 1953 г. философ был содиректором, а с1958 г. — директором Института социальных исследований и одновременно, с 1956 г., профессором философии и социологии во Франкфуртском университете. В 1966 г. была опубликована "Негативнаядиалектика". В 1969 г. Т.
Адорно скончался в Швейцарии. Собраниесочинений Адорно в 20 томах выходит с 1973 г. Из других работ Адорноследует упомянуть "Новую теорию музыки" (1949).Основные идеи и этапы развитиякритической теории общества Хоркхаймера,Адорно, МаркузеПредыстория критической теории общества прежде всего связана смарксистской духовной родословной главных ее создателей, а также стем обстоятельством, что объединявший их Институт социальных исследований возник на волне кризисных социальных процессов 20 —30-х годов нашего столетия. Германия не случайно оказалась в ихэпицентре. Молодая демократия Веймарской республики не могласправиться с углублявшимися противоречиями, обернувшимися коричневой чумой фашизма, а потом и второй мировой войной.
Становление виднейших мыслителей франкфуртской школы в значительнойстепени определялось необходимостью откликаться на социальныепроблемы, что, впрочем, облегчалось их увлеченностью марксизмом,всегда ориентировавшим философию на осмысление общественнойпрактики.Обращение к анализу истоков, причин фашизма, к исследованиюнационал-социалистической идеологии — одна из заслуг Институтасоциальных исследований. В начале 30-х годов франкфуртцы принадлежали к числу тех сравнительно немногих европейских интеллектуалов, которые почувствовали всю глубину опасности, исходящей отнационал-социалистического движения.
Они предупреждали о возможности прихода к власти Гитлера и его партии, причем делали это наоснове экономических, социологических, культурологических исследований состояния дел в Веймарской республике, осуществленных нарубеже 20-х и 30-х годов. Поначалу Институт социальных исследований концентрировался на политэкономических проблемах. Это былипрежде всего две темы: теория кризиса капитализма и теория планового хозяйства. Дискуссии велись о том, способен ли капитализм преодолеть кризис самостоятельно или такое преодоление возможно лишьпутем насильственной социальной революции.
В политэкономическихвопросах главным авторитетом в Институте был Фридрих Полл ок.После вступления на пост директора Института Макса Хоркхаймера экономические и социологические исследования не прекратились.Однако произошел решительный поворот к особому жанру работ, характерных именно для франкфуртской школы.
Речь идет о своеобразном сплаве философии (особенно учений о разуме, деятельности, сво-251боде), психологии, социальной философии, социологии, политэкономии. При этом преимущественное внимание уделялось той проблематике, которая была задана Марксом, а потом развита социологиейзнания и познания — вопросам о связи между развитием общества,истории (в том числе социально-экономическим развитием) и духовной культурой, т. е. идеями, идеалами, ценностями тех или иных исторических эпох. Характерно, что целый ряд животрепещущих, требующих безотлагательного осмысления и решения проблем — и прежде всего вопрос о фашизме и национал-социализме — франкфуртцыначинали обсуждать в этой весьма сложной и широкой теоретическойперспективе.Если экономисты и социологи (Ф.
Поллок, Ф. Нейман, Т. Гайгери др.) считали главным в фашизме его связь с капиталистическимиотношениями (Ф. Поллок говорил о "позднем капитализме", Ф. Нейман о "тоталитарном монополистическом капитализме"), — то философы видели главное в прочерчивании связи между злоключениями"европейского духа" и логически из них вытекающими фашистскимиидеями и умонастроениями.Критики не без оснований подчеркивают, что социально-политическая сторона реальных процессов и событий, приведших к фашизмув Европе, франкфуртцев интересовала очень мало8. Вместе с тем былобы неверно не признать особых заслуг франкфуртской школы в острой постановке и тщательном анализе проблематики авторитаризма итоталитаризма, которой сотрудники Института уделили особое внимание уже в эмиграции.
Результатом стала объемистая, в 1000 страниц,работа "Авторитарная личность", издателем которой был Адорно. Важнейший и до сих пор актуальный замысел книги состоял в том, чтобыс помощью методов философии, социологии, психологии изучить типличности, ставшей или могущей стать питательной средой для фашизма или другого вида тоталитаризма — словом, исследовать "тип ментальности", сознание, ценности, психологию "потенциально фашистской личности, одна из структур которой состоит в ее особой подвласт9ности антидемократической пропаганде" .
Наряду с антидемократизмом ориентации исследованию были подвергнуты и структуры сознания и действия авторитарной личности, такие как крайний "этноцентризм" (национализм), неизменно включающий вражду к другим нациям (например, антисемитизм); агрессивность и постоянное тяготение к применению силы; жажда кровопролитий и презрение к человеческой жизни; деструктивность и цинизм и т.д.
Теоретические выводыопирались на конкретные социологические исследования. Широко использовались приемы психоанализа (например, специальное внимание было уделено исследованию детского опыта "потенциально фашистской личности"). Под несомненным влиянием франкфуртцев темаавторитаризма, тоталитаризма широко вошла в философию и социологию XX в. (хотя их воздействие на других выдающихся исследователей этой проблематики, например Ханну Арендт, никак чне следуетпреувеличивать).252И все-таки главной теоретической сферой, где критическая теорияобщества нарабатывала свои главные идеи, оказалась критика духа,культуры, философии.
Эта критика отнюдь не была изобретениемфранкфуртцев, что признавали они сами, возводя традиции своей теории к критической философии Канта. Критику цивилизации и культуры можно найти в работах Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера, Гуссерля, Хайдеггера и ряда других философов. Необходимо подчеркнуть, что "критика культуры" (Kulturkritik) вообще стала в высшейстепени популярной в европейской, особенно немецкой, литературепосле первой мировой войны. Такие понятия и выражения как "упадок", "закат", "кризис", "отчуждение", "разрушение" применительнок европейской культуре и цивилизации были более чем обычными.Философия франкфуртской школы, впитав идеи прежней "философии кризиса", философской критики европейской культуры и цивилизации, придала им обобщенное и весьма радикальное выражение.Франкфуртцы многому научились у Маркса.
Его критика капитализма считалась непревзойденной, во-первых, потому что опираласьна экономические, социально-философские, политологические исследования, и, во-вторых, потому что Маркс, обладавший несомненнымлитературным талантом, создал целый арсенал обличительных понятий и характеристик капитализма как системы, а также "буржуазноймысли", "буржуазной культуры" и т.д. (Они и сейчас продолжаютоказывать влияние на европейскую мысль, причем не только на мысльмарксистскую или промарксистскую.) И как бы ни менялось потомотношение франкфуртцев к Марксу и марксизму, резкость их критицизма в адрес европейской цивилизации и практическое отождествление эпохи нового и новейшего времени с капиталистической цивилизацией показывают, что в этих существенных пунктах они оставалисьпоследователями Маркса. Правда, перемещение внимания с социально-экономических на духовные, культурные процессы все же отличало франкфуртцев и от марксистов-ортодоксов, и от самого Маркса.Книга Хоркхаймера и Адорно "Диалектика Просвещения"10 былапервой систематизацией главных идей критической теории общества.Каковы же эти идеи?1.
В книге Хоркхаймера и Адорно Просвещение толкуется в расширительном смысле. Имеется в виду не только и даже не столькоисторически конкретная философия Просвещения XVIII в., а скореесовокупность идей, идеалов, принципов, ценностей европейской культуры нового и новейшего времени. Авторы "Диалектики Просвещения" исходят из того, что просветительская мысль как бы резюмировала те идеи, нормы и принципы, благодаря которым европейскоечеловечество на протяжении веков мыслило создать цивилизацию иосвободиться от варварства. Как же оценивают Хоркхаймер и Адорнорезультаты многовекового развития человечества, подытоженные широко понятым Просвещением? Эта оценка в целом негативна.
Поистине разгромная критика европейской цивилизации, критика Просвещения и послужила одним из оснований критической теории общества253франкфуртской школы. Критика у Хоркхаймера и Адорно "духа Просвещения", философии Просвещения весьма многомерна, богата яркими характеристиками и тонкими наблюдениями. Однако это исследование просветительских философских традиций пронизывает не духспокойного критического анализа, а страстное, категорическое "великое отрицание" классической мысли.2.
Хоркхаймер и Адорно — под влиянием молодого Маркса, атакже упомянутых критических тенденций философии прошлого иXX в. — акцентировали идеи универсального отчуждения, "овеществления" человеческой личности, товарного фетишизма как основныхчерт деятельности и культуры цивилизации нового времени. Они особо подчеркивали опасность коммерциализации культуры, которая оборачивалась ее деградацией.3. Эти многоразличные негативные характеристики Хоркхаймер иАдорно как бы подводят к единому пункту, или общему знаменателю.Им они считают принцип господства, доминирования, который культура, философия нового времени поместили во главу угла. В этом онибыли продолжателями "самосознания" европейской культуры с тогодалекого времени, когда люди поставили перед собой цель — освободиться из-под власти природы и подчинить природу через познание еезаконов. Итог оказался прямо противоположным: использовав природу, человечество как бы восстановило ее против себя.
Отчуждение отприроды — вот парадоксальный результат намерения господствоватьнад природой, который красноречиво свидетельствует о крахе идеологии доминирования. Это — лишь одно из проявлений неожиданной итрагической "диалектики просвещения".4. Рассуждения о диалектике Просвещения Хоркхаймера и Адорно достаточно оригинальны. Ранее господствовала точка зрения, чтопросветительская мысль еще не доросла до разработки теории диалектики.














