Запад - Россия - Восток. Том 4 (1184494), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Вместе с тем философское ориентирование необходимо и для науки и для практики, ибо оно предупреждает противпревращения какой-либо определенной картины мира, которую в тотили иной момент предлагают науки, в абсолютную и окончательную."Высвечиванию экзистенции" принадлежит, по Ясперсу, уникальная роль в человеческой жизни. Но что такое экзистенция в понимании Ясперса? Об экзистенции, подчеркивает философ, можно говорить тогда, когда возникает решимость поставить поистине философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Ясперс отвечает на вопрос так: ему противостоит особое бытие. "Это бытие и естья сам в качестве экзистенции. Она — и есть я, поскольку я не становлюсь объектом.
В ней я знаю себя в качестве независимого — правда,при этом я не могу видеть того, что называю своим Я. Но исходя изтакой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я сам. .. .Итак,не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии — возможная экзистенция". Наличному бытию (Dasein) — в отличие, скажем, от раннего Хайдеггера, Ясперс не придает решающегокатегориального значения. "Наличное бытие", или "здесь-бытие", эмпирично, подвержено смерти. «Экзистенция не знает смерти, а стоитлишь под знаком взлета и падения. Наличное бытие эмпирически"здесь" (da), а экзистенция налична только в качестве свободы»8.Экзистенциалистов не раз упрекали в непроясненности понятия"экзистенция".
Для таких упреков есть некоторые основания. Их можнопредъявить и Ясперсу, который одним из первых употребил понятие"Existenzphilosophie" — философия экзистенции. Он сам отмечал (например, в своей "Философской автобиографии"), что начиная с ранних своих работ разрабатывал экзистенциальную философию, ее главные темы и понятия — вопросы о мире, данном человеку, о неизбежных для человека пограничных ситуациях (смерть, страдание, вина,борьба), об основных чертах эпохи.
Но центральным понятием была,конечно, экзистенция. Осознавая необычность и трудность освоенияэтого понятия, философ вновь и вновь предпринимал настойчивыепопытки с разных сторон подступиться к "экзистенциальной" сторонечеловеческой сущности. И если мы попытаемся без предубеждениявникнуть в смысл раздумий Ясперса, то поймем, что под эгидой слова"экзистенция" речь идет о проблемах, имеющих для индивида и человечества глубинный жизненный смысл. Философ-экзистенциалист говорит человеку: твоя истинно человеческая экзистенция лишь тогда"налична", когда ты действуешь как свободное существо, когда недаешь самому себе и другим людям превратить себя в объект манипулирования; экзистенция сопряжена с поисками непреходящегосмысла бытия, с заботой о наличном бытии (Daseinssorge). Этотмотив найдет развитие и в философии Хайдеггера.Экзистенция, поясняет далее Ясперс, высвечивается вситуациях заботы и страдания — ив особенности в погранич2182718ной ситуации.
Пограничная ситуация — именно такая, в которой "яне могу жить без борьбы и страданий", в которой я "неизбежно берувину на себя" и мыслю о "неизбывности смерти". Ситуация эта, пословам Ясперса, подобна нерушимой стене — мы наталкиваемся нанее, мы не в состоянии ничего изменить; стена становится единой снашим наличным бытием. Ситуация, в которую человек помещен, всегдаимеет какие-либо определенные границы: индивид — это мужчинаили женщина, человек молодой или старый; жизненные шансы и обстоятельства его жизни уникальны, но тоже ограничены. А определенность границ, подчеркивает Ясперс, резко контрастирует с идеей очеловеке вообще, о неограниченности его сил и возможностей, чтовызывает в индивиде тревогу и беспокойство.
Здесь — через смерть,страдание, борьбу, вину — проявляет себя "специфическая историчность" отдельных пограничных ситуаций. Беспокойство и тревога,диктуемые конкретной историчностью, перерастают в открытый общийвопрос о бытии мира и моем бытии в нем. "Всеобщее, которое всегдаостается таковым, вплавлено в сознание экзистенции; все мировой бытие— как ставшее, находящееся в процессе становления и возможное вбудущем — видно в абсолютной историчности.
Сознание бытия в пограничной ситуации исходя из исторической экзистенции индивида углубляется до сознания исторически являющегося бытия как такового"9.Но такая "бытийная глубина экзистенции", по Ясперсу, в пограничной ситуации вовсе не дана индивиду просто и непосредственно.Необходимо специальное прояснение, высвечивание историчности ситуации. А вот здесь самое главное — не перепоручить "высвечивание"кому-нибудь другому, не "делегировать" другим сугубо единичные,ситуационные, мои и ваши вину, боль и страдание.
Тут-то и нужносохранить уникальную свободу, как и "тревогу, связанную со способностью к выбору"10. Необходимо учитывать, добавляет Ясперс, что вовсякой единичной ситуации уникальна и неповторима комму-никация с другими людьми, "схватывание" индивидом своего Я,своей самости через коммуникацию.
Еще во "Всеобщей психопатологии" Ясперс проанализировал проблемы и трудности коммуникацииврача и больного и пришел к выводу о том, что наилучший вид ихобщения — экзистенциальный: врач подходит к больному не как кобъекту манипуляции, а как к личности с неповторимой судьбой11. Вдальнейшем тема коммуникации станет для Ясперса центральной. Яс-перс вводит понятие"любящая борьба", или "любовь-борьба"12(liebender Kampf) .
Это "не слепая любовь", поясняет философ; любящая борьба ставит другого под вопрос; человек трудно и мучительно постигает, наряду со своей, и другие, "чужие" экзистенции. Особые препятствия на пути коммуникации — догматизм, предрассудки,застывшая мораль, эгоистическая гордыня.Итак, экзистенция "высвечивается" через отнесение человека к бытию, к другим людям (т.
е. через коммуникацию). Но главное в экзистенции, по Ясперсу, это свобода. Вот почему экзистенция необнаружима в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Сама19суть экзистенции — свобода, неподвластность объективизации, овеществлению.Говоря о свободе, философы и ученые имели обыкновение связывать ее главным образом с объективным познанием, осмыслением. Между тем, по Ясперсу, свобода обеспечивается "не в мышлении, но вэкзистировании, не в ее анализе и вопросах о ней, но в ее осуществлении..." Когда человек говорит: "я могу", "я не могу", то было быневерно сводить все дело к конкретным случаям и проверке физических или духовных возможностей сделать или не сделать нечто. Ибо всмысле трансцендентальной свободы возможно предложение: я могу,ибо я обязан; в смысле экзистенциальной свободы: я могу, ибо я должен.
Это "мочь" относится уже не к фактическому осуществлениюцели в мире, но к внутреннему или внешнему действию... Здесь — танеобусловленность этого "мочь", которая в сознании изначальной свободы не знает никаких границ 13.Через пограничную ситуацию, экзистенцию и свободу человек, согласно Ясперсу, может "пробиться" к другому, не физическому, а духовному миру. Собственно, к этому миру ведет уже простое утверждение: "Бог есть".
"Во всех потерях остается единственное: Бог есть" ".Для философии, однако, этого недостаточно. Философия должна переходить от "высвечивания экзистенции" к глубочайшей метафизике, гдеглавной категорией Ясперс делает "всеобъемлющее" (Umgreifende).Цель этой категории — объединить в неразрывное целое мир ичеловека, материально-предметное и духовное. "Всеобъемлющее —это либо бытие в себе, которым мы охвачены, либо бытие, котороеи есть мы. Бытие, которое охватывает нас, называется миром и транценденцией. Бытие, которое есть мы, называется наличным бытием,сознанием вообще, духом, называется экзистенцией"15. Объяснениетого, что такое всеобъемлющее, — это и есть ясперовскаяонтология мира и человека, аналитическое выявление многообразия оттенков бытия и его единства.
Вопросы, которые здесьставятся и разрешаются — коренные философские темы: как бытийствуют мир, дух, сознание и как они объединяются именно благодарябытию. В ответе на них, по Ясперсу, — торжество разума, которыйспособен не только познать отдельные вещи, состояния, но и раскрытьвсеобъемлющие связи этого мира. "Уже десятилетия назад, — отмечал Ясперс, — я говорил о философии экзистенции... Сегодня я преждевсего назвал бы философию философией разума, ибо мне представляется настоятельно необходимым акцентировать эту древнейшую сущность философии. Если разум будет потерян, будет утрачена и философия. Ее задачей с самого начала было и остается обретение разума,преобразование разума — и именно разума в собственном смысле...который не попадает в тупик ограниченностей рассудка"16.Ясперс вместе с тем высоко вознес не только разум, но и веру.Однако понятие "вера" он подверг существенному преобразованию,отличив "философскую веру", с одной стороны, от "веры откровения", а с другой — от знания.2*20Философская вера.
Понимание философствованияу ЯсперсаОтличие веры от знания пояснено на примере Джордано Бруно иГалилея. Оба, казалось бы, попали в одинаковое положение. Суд инквизиции под угрозой смерти требовал отречения от их научных и философских убеждений. Бруно был готов отречься лишь от некоторых положений, но отнюдь не главных для него; он умер мученической смертью. Галилей отрекся от фундаментальных тезисов новой физики — отучения о вращении Земли вокруг Солнца.
Различие тут, по Ясперсу,существенное. Оно есть различие между истиной-верой, которая страдает от отречения, и истиной, которую отречение не затрагивает.Философская вера и есть вера в истину, исходя из кото-рой я живу. Она есть только потому, что я становлюсь с нею идентичным. По своей внешней форме она является исторической, по форме своего объективного выражения она не общезначима, но безусловна. Истина, правильность которой я могу лишь доказать, существуетвне меня самого: она всеобщезначима, неисторична, безвременна, ноне безусловна, ибо относится к предпосылкам и методам познанияконечного.














