Запад - Россия - Восток. Том 4 (1184494), страница 49
Текст из файла (страница 49)
Кюнгом. Но как раз в 70-х и отчасти в 80-хгодах официальные идеологи церкви усилили гонения на новаторов.Широко известные на Западе книги Г. Кюнга (например, "Церковь","Непогрешим?", "Быть христианином") стали предметом тщательного идеологического расследования со стороны Ватиканской конгрегации. Свою "лепту" внесло и Объединение немецких епископов. В результате Кюнгу было предложено пересмотреть и исправить ряд положений, которые были объявлены противоречащими католической вере.В 1980 г. последовало официальное решение Ватикана, в соответствиис которым "мятежный" профессор теологии был отстранен от преподавания в католических учебных заведениях, а книги его осуждены.Кюнг со своей стороны неуступчиво подверг критике решение конгрегации. Чем же провинился перед официальными идеологами видныйкатолический теолог и философ?Да именно тем, что он настаивал на большей, чем допускал тогдашний Ватикан, открытости миру.К внутреннему кризису католической мысли Кюнг относился бескомпромиссно, будучи сторонником ее радикального обновления.
Размышляя над этой проблемой, он акцентировал два главных ее аспекта. Во-первых, был поставлен вопрос: какие из коренных проблемкатолической теории и практики следует выдвинуть на передний план?Ответ Кюнга был недвусмысленным: "Вопрос о Боге важнее, чем вопрос о церкви. Но последний нередко воздвигается на пути к первому.А этого быть не должно"4. Во-вторых, Кюнг задался вопросом: каковы должны быть тенденции обновления в христологии? В противовесритуально-догматической ориентации официального католичества Кюнгутверждал: "Постоянным отличительным признаком христианства, "душой" церкви являются не идея, принцип, аксиома, положение, а то,что может быть выражено одним словом — личность, именно личность Самого Иисуса Христа"5.Спор об открытости миру церкви и религии христианства продолжался. Из Европы и Северной Америки он перекинулся в ЮжнуюАмерику.ЛИТЕРАТУРА{Ranner К. Experiment Mensch.
Hamburg, 1973. S. 132.2Ranner К. Geist in Welt. Zur Metaphysik der endlichen Erkenntnisbei Thomas von Aquinas. Miinchen, 1957. S. 406.3Ranner K. Zur Theologie der Zukunft. Miinchen, 1971. S. 140.4Кйпд G. Die Kirche. Freiburg, 1973. S. 7.5Theologische Meditationen. Zurich, 1973. Bd. 30. S. 25.175Католическая мысль Латинской Америкио путях "освобождения"Латиноамериканская религиозно-философская мысль, конечно, неоторвана от традиционных и обновленных вариантов католичества кактакового.
Но она вносит в современное христианство целый ряд важных акцентов и нюансов.Латиноамериканская "теология освобождения" тяготеет к общефилософским размышлениям о свободе, но особенно — к социальнофилософским идеям труда, освобождения от эксплуатации, социальной справедливости, к темам отчуждения и гуманизма. И, конечно,все это густо замешено на проблемах антиколониальной борьбы, критике империализма, потребностях и трудностях развивающихся стран.Едва "теология освобождения" сделалась заметным явлением, как еерадикализм был осужден Ватиканом.
В 1968 г. папа Павел VI критически высказался по поводу этой концепции. В конце 70-х, а также всередине 80-х годов латиноамериканские радикальные теологи и поддерживающие их идеи священнослужители не раз осуждались папской конгрегацией. К началу 90-х годов гибкая социальная политикаИоанна Павла II в определенной мере смягчила, хотя, видимо, неустранила конфликт официальной и "леворадикальной" линий в рамках католической идеологии.Наиболее известные католические мыслители, которых называют"теологами освобождения", — это латиноамериканцы У.Ассмах, Г.Гутиеррес, Ж.Миранда, Ж.Л.Сегундо и др. Несмотря на различия оттенков их философских позиций, у них есть сходные положения.Ж.Л.Сегундо в книге "Теология освобождения" (Нью-Йорк, 1979)излагает их кредо следующим образом.
Давнее повышенное вниманиек индивидуальному спасению в мире ином представляет собой искажение Учения Христа. Христос был заинтересован в полном и целостном освобождении, процесс которого уже вершится в истории прииспользовании исторических средств. Нет двух разделенных сфер —сверхъестественного порядка вне истории и естественного порядка вистории. Одна и та же благодать поднимает людей до сверхъестественного и обеспечивает необходимые им средства для достиженияих подлинной судьбы в одном и том же историческом процессе.В числе идейно-теоретических источников латиноамериканской теологии освобождения и "обновляющие" тенденции внутри католической мысли — от энциклик Иоанна XXIII и Павла VI, решений Второго ватиканского собора до идей "интегрального гуманизма" Маритена, Мунье, Тейяра де Шардена, — и особым, критическим образомистолкованный марксизм, и западная "философия кризиса", например философия франкфуртской школы (впрочем, все это тоже подвергается критике).
Однако главную роль играют все-таки больные икоренные проблемы Латинской Америки и других развивающихся176стран, страстное переживание трудностей и противоречий процесса ихосвобождения от наследия колониализма. Свою задачу теологи освобождения видят в "исторической конкретизации" христианства, в создании социальной философии, способной ответить на запросы сегодняшней практики. Отсюда критическое отношение к тем философамкатоличества и протестантизма, которые, как считает, например, Сегундо, неоправданно ставят во главу угла абстрактно-всеобщие ценности, пренебрегая фактом сугубой конкретности социальных конфликтов и жестокостью человеческих страданий.В социально-философских исканиях теологии освобождения на первый план также выдвигается критика империализма и колониализма,обличение буржуазного либерализма и обоснование специфическихвариантов христианского социализма.
Теологи освобождения — например, Гутиеррес или Миранда — считают, что утопия играет в процессах радикальных изменений позитивную мобилизующую роль.Правда, теологи освобождения — особенно в последнее десятилетие— все чаще отмежевываются от "ошибок мирового социализма", видяв христианском социализме скорее идею и идеал, чем конкретную социально-экономическую и политическую модель. Подобным же образом они все решительнее требуют освободить идеи Маркса, которымследуют, от "искажающего" влияния современного марксизма. (Наиболее показательны в этом отношении работы Э. Дюсселя.) Большуюроль в теологии играют такие (в наибольшей степени заимствуемые измарксизма) понятия как "социалистическая революция" и "классоваяборьба".Христианским философам наших дней принадлежит ряд инициатив в отстаивании общечеловеческих ценностей, в борьбе против ядерной опасности.
Они считают необходимым вести полезный диалог поэтим проблемам с верующими всех конфессий и с атеистами. Ибосохранение дара жизни, цивилизации, планеты Земля — задача, которая не может быть решена без сотрудничества людей разных убеждений.ПРОТЕСТАНТСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ:ЖИЗНЬ, СОЧИНЕНИЯ И ИДЕИКарл БартШвейцарский теолог Карл Барт1 родился 10 мая 1886 г. в Базеле.С 1904 г. он изучал теологию в Берне, Берлине, Тюбингене и Марбурге. Философии он обучался у марбургских неокантианцев Г.
Когена иП. Наторпа. С 1909 по 1911 г. Барт был викарием в Женеве, с 1911 по1921 г. — пастором в горном местечке Сафенвил. Свою академическую деятельность Барт начал в Германии, в качестве профессора Геттингенского университета. Потом был профессором в Мюнстере (1925)и Бонне (1930). Когда Барт, будучи профессором в Бонне, в 1933 г.отказался принести присягу на верность Гитлеру, его лишили правапреподавания. И только в 1962 г. он возобновил преподавательскуюдеятельность — на этот раз в Швейцарии, в Базеле, в качестве профессора систематической теологии. Умер К.
Барт 10 декабря 1968 г. вБазеле.Этапы жизни Барта связаны с решением тех или иных теологических, духовно-нравственных и социально-политических задач. Так, будучи пастором в Сафенвиле, он включился в политические споры — итогда начал разрабатывать социальные аспекты своего учения. А когда во время первой мировой войны многие немецкие профессора подписали своего рода манифест, поддерживавший милитаристскую политику правящих кругов, Барт счел это "черным днем" для немецкойкультуры и высказал решительное "Нет!" против такого рода акций.Его протест, в частности, нашел выражение в Комментарии к "Римским письмам" Апостола Павла (первое издание — 1919 г.; второе,полностью переработанное издание — 1922 г.).
Этот Комментарийвообще стал основным теоретическим сочинением К. Барта, в которомвоплотились радикально-критические идеи его "диалектической теологии". Для создания диалектической теологии Барт воспользовалсянекоторыми идеями датского философа Серена Кьеркегора (например, из его сочинения "Или —или"). Барт также подверг серьезномупересмотру тогдашнюю протестантскую теологию, в особенности широко распространенные в ней конформистские умонастроения.Позднее, после прихода нацистов к власти, Барт навлек на себявражду и преследования со стороны фашистских идеологов и некоторых послушных им теологов, которые пытались создать вариант "немецкого христианства" и начертать образ Христа, отвечающий идеямнационал-социализма.
Барт четко и решительно отвергал подобныенационалистические устремления, доказывая, что есть "одно и единое" слово и дело Иисуса Христа и что нет и не может быть "немецко12IS2?178го" (или какого-либо иного сугубо "национального") Христа. Бартбыл основным автором теологического документа (Banner TheologischeErklarung, 1934), в котором были ясно выражены эти и другие идеи,относящиеся к истории и политике протестантской церкви.После того, как в Германии Барта отлучили от преподавания, онпродолжил написание фундаментального теологического труда "Церковная догматика" (1932 — 1967), который разросся до 13 томов, нотак и остался незавершенным.К. Барт — по преимуществу теолог.
Его философские идеи тесносплетены с теологическими. Барт подверг ревизии теологию, какойона сложилась в истории и какой она предстала в XX в. Центральнымпунктом этого пересмотра явился вопрос о том, как Бог одних людейпредназначает к добру и святости, а других — к мукам ада (Erwahlungdurch Gott). Человек, согласно Барту, не заслужил одобрения Бога.Напротив, Бог по праву дистанцируется от человека.















