Запад - Россия - Восток. Том 4 (1184494), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Эта работа начинается словами: "Данный труд является философским и научным"18, посколькуфилософская антропология представляет собой научную дисциплинуи ориентируется на конкретные науки. Гелен сравнивает метафизические учения с произведениями искусства, которые оцениваются публикой в зависимости от ее вкуса и предрасположенностей, но вне всякой связи с фактическим познанием. Поэтому феноменология сравнивается им с живописью, переходящей от классицизма к импрессионизму, а экзистенциализм Хайдеггера — с художественной литературой,Дающей описание человеческих состояний в терминах обмирщенного19христианства .
Недостатками антропологии Шелера являются как тотЖе феноменологический импрессионизм, так и спекулятивность постРоений, близкий древнему гностицизму дуализм, отсутствие систем-118ности — в частности, почти полное игнорирование проблем языка икоммуникации в целом. Гелен подчеркивал эмпирический характерсвоих исследований и противопоставлял их "немецкой философии, вкоторой Сократ был проглочен Платоном, и для которой не существовало ни Гоббса с Юмом, ни У. Джемса с Дьюи"20.
Гелен являетсяавтором ряда работ по социологии и социальной психологии, в которых развиваются идеи его учения о человеке.Он полагает, что философская антропология должна выдвигатьлишь такие гипотезы, которые можно проверять посредством сопоставления с фактами. Их дает не феноменологическое описание, а конкретные науки о человеке. Гипотезы такой философской антропологии отличаются от гипотез конкретных наук более общим характером,поскольку в них синтезируются данные множества научных дисциплин, занятых теми или иными аспектами человеческой реальности.Возможность такой науки — это единственная метафизическая предпосылка, которая далее не обсуждается. Из нее вытекают два следствия: 1) существует единство человеческого рода, поверх всех расовых, национальных, племенных и т.
п. особенностей; 2) имеется целостное единство человеческого индивида. Первое следствие, по мнениюГелена, очень легко подтверждается опытом ряда наук, тогда как второе сталкивается с долгой традицией дуалистического видения человека. С метафизическим дуализмом даже нет смысла вести полемику,поскольку на уровне научных понятий она и невозможна. Но имеетсяи эмпирико-методологический дуализм, говорящий о существованиикак минимум двух методов и двух групп наук о человеке ("понимание" и "объяснение", номотетические и идиографические науки и т.д.).Гелен уверен, что сумел преодолеть и такого рода дуализм, посколькуиспользует в своем учении исключительно "психофизически нейтральные" понятия. Главным среди них является понятие действия(Handlung): в действии совпадают "внешнее" и "внутреннее", "физическое" и "психическое", "телесное" и "душевное". Человек определяется Геленом как "действующее существо", т.е.
"так физически ус2троенное, что оно способно выживать только действуя" '.Уже поэтому Гелен выходит за пределы собственно биологического подхода. Нам не обойтись без биологии, которая дает объективныйанализ морфологии и физиологии человека, но свой подход Гелен неслучайно определяет как "антропобиологический": природа человекауже на уровне морфологии принципиально отличается от организациивсех прочих животных.
"Биологическое рассмотрение человека заключается не в том, что его физическую природу мы сравниваем сприродой шимпанзе, но в ответе на вопрос: как способно выжить существо, отличное от любого другого животного?"22. Биология помогает нам понять условия человеческого существования и иной чем уживотных принцип организации. Именно особая биологическая форма делает необходимыми интеллект, труд, язык и прочие свойствачеловека.Задачей философской антропологии является строгое описание этойшорганизации, хотя она представляет собой систему, а не набор отдельных характеристик, одни из которых произвольно выбираются в качестве причины других.
Гелен вообще отрицает возможность применения понятий "причина" и "следствие" к человеку за пределами лабораторных экспериментов, разлагающих поведение на стимулы и реакции. Но целостная реальность характеризуется функциональными взаимосвязями всех элементов системы. Морфологические, психологические и социально-культурные стороны существования человека рассматриваются Геленом как подсистемы, или различные аспекты единого целого.Эта целостность человеческой природы определяется прежде всегочерез ее биологическую недостаточность. Пользуясь выражением Гердера, Гелен говорит о человеке как "недостаточном существе"(Mangehvesen), отличающемся от всех млекопитающих уже на уровнеморфологии и физиологии. Вслед за голландским анатомом Л. Болком, сравнивавшим эмбрион человека с эмбрионами других животных, Гелен пишет о "недоразвитости", архаичности, замедленном развитии человеческих органов.
Человек рождается с органами, развитиекоторых остановилось на уровне эмбриона обезьяны. Кроме того, отсутствует специализация органов, они не приспособлены для выполнения жизненно важных функций нападения или защиты — у человека нет ни когтей, ни быстрых ног, ни волосяного покрова, способногозащищать от холода, ни остроты чувств других млекопитающих. Еслибы он жил только с этой "оснасткой" среди опаснейших хищников, тодавно бы исчез с лица Земли.
Поэтому Гелен отвергает тот вариантдарвинизма, который видит в человеке результат естественного отбора. Удлинившийся период детства или неспециализированность органов никак нельзя считать выгодными приобретениями с точки зрения"борьбы за существование", поскольку они делают человека более уязвимым. В онтогенезе человека мы обнаруживаем не дальнейшее развитие и совершенствование того, что было у человекообразных обезьян, но иную линию развития, причем многие органы и функции счисто биологической точки зрения упрощаются, возвращаются к болееранним ступеням.Гелен использует данные палеонтологии для того чтобы обосновать следующий тезис: человек и современные человекообразные обезьяны происходят от одного общего предка, который был ближе человеку, чем нынешние шимпанзе и гориллы.
Но у этого предка биологическое развитие прекратилось и произошел переход к собственно человеческому существованию. Гелен не уточняет, когда и как произошел этот переход, но в своих работах 50 —60-х годов он ссылается на23поиски missing link Лики и других палеонтологов . Он ссылаетсятакже на работы Л. Портманна, который писал о "преждевременномрождении" человека: он рождается с недоразвитыми органами, поскольку для достижения соответствующего другим млекопитающимуровня их развития ему требовалось бы еще год находиться в чревематери.
Портманн определял человека как животное, у которого "вы-120кидыш сделался нормой". В результате первый год жизни протекает вмире с многообразием опыта, а не в материнском лоне, что принципиально меняет отношение к действительности. К этому добавляютсянеобычайно долгое детство, замедленное развитие сексуальности, еерадикальная трансформация (исчезновение периодов течки) и еще рядпараметров, которые свидетельствуют об отличиях человека на биологическом уровне.Главное для Гелена заключается в том, что человек совершенно неприспособлен к жизни, если следовать требованиям естественного отбора. То же самое можно сказать и о психическом аппарате: человеклишен инстинктивных реакции, которые способствуют приспособлению животных к окружающей среде.
У человека нет среды (Umwelt),нет автоматического к ней приспособления, и это, поначалу, дает намчисто негативное определение человека как "недостаточного существа".Но именно эта нехватка требует замещения инстинктов и специализированных органов интеллектом и рукой, способной к орудийной деятельности. "Лишенный органической специализации, человек открытраздражителям, которые не приспособлены к какой бы то ни былоспецифической природной констелляции, но он сам себя поддерживает в любой такой констелляции с помощью планируемого измененияпреднайденного и средств ориентации (толкований, интерпретаций,интерполяций, новых комбинаций представлений и т. д.). Поэтому унего имеется также субъективный мир, т.е.
расширяющееся и лишьотчасти им осознаваемое целое, которое представляется им во времении в пространстве"2*. Долгое детство предполагает воспитание, социализацию, передачу навыков и умений по традиции, а не биологическим путем. Иначе говоря, эта "недостаточность" предполагает общество и культуру. "Второй природой" человека оказывается системаорудийной деятельности и коммуникации, а это и есть культура; "миркультуры и есть человеческий мир" 2 3 .
Без культуры у человека нет нималейших шансов выжить, а потому не существует "естественного человека" — он изначально является социальным существом, и всякоеобщество предполагает свой язык, свою технику, формы общения,кооперации и т. д. Потому и нет смысла говорить о "среде" применительно к человеку, ибо он живет в мире культуры, опосредующей егоприспособление к практически любой земной среде, независимо отклимата или биогеоценоза.Редукция инстинктов ведет к тому, что поведение человека в минимальной мере определятся врожденными схемами реакций.
Междувлечениями и действиями появляется "зияние" (Hiatus), в котором ивозникает собственно человеческое отношение к миру. Он реагируетне на стимулы, а на предметы действительности, к которой относитсяи его внутренний мир. Животное есть замкнутая система, и у него нет"внутреннего" мира так же, как нет "внешнего" мира у человека; ичеловек и животное суть условия друг друга. Гелен пользуется выражением Новалиса "внутренний внешний мир" (innere Aussenwelt) дляобозначения того, что обычно называется "душой".














