Запад - Россия - Восток. Том 4 (1184494), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Его пытаются сдержать,преодолеть представители религиозных экзистенциальных направлений — ведь вера в Бога, по их мнению, все-таки подает надеждучеловеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисующими отчаянную ситуацию современного человека. Главные символыхудожественных произведений экзистенциалистов (и даже названиямногих из них: "Тошнота", "Мертвые без погребения" Сартра, "Посторонний", "Чума", "Бунтующий человек" Камю) призваны передать трагико-драматические состояния человеческого существования.В качестве основных категорий человеческого бытия в нихвыступают забота, покинутость, отчужденность, абсурд,страх, ответственность, выбор, смерть и др.Моделью человека как такового для экзистенциальных философовстал помещенный в пограничную — на грани жизни и смерти — ситуацию отчаявшийся и страдающий человек.
Можно спорить с этимифилософами, доказывая, что неправомерно придавать всеобщее значение поведению человека в стрессовой — пограничной — ситуации. Новряд ли правильно отказывать философу, писателю в праве изучать,выявлять сущность человека на основе его поведения в экстремальнойситуации. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в человеческой сущности экзистенциалистская философия? И что она рекомендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы,которые отнюдь не отпали с утратой экзистенциализмом или персонализмом их былой популярности. Отчуждение и страх в современноммире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставленными проблемами имеет прямое отношение к человеческой судьбе.Существование человека и его сущностьТрагико-драматическая тональность произведений экзистенциалистов, по существу, не приглушается, когда анализ перемещается напочву философских абстракций. Но вот то обстоятельство, что экзистенциалистская философия человека есть сложное и абстрактное учение, заслуживает быть отмеченным.
Ибо эти мыслители протестовалипротив "диктата" философских абстракций над "жизненным миром"действующего, страдающего человека, однако они сами, будучи философами, не смогли отрешиться от "стихии всеобщего", неотделимой отфилософии. Философские сочинения экзистенциалистских мыслите-лей трудны для понимания никак не меньше, чем классические произведения философии. Правда, эти философы нередко пытались "перевести" свои идеи на язык художественных образов, более близкий идоступный обычному человеку.
Но и их художественные сочинения,где господствуют символические иносказания, шифры, где "живут" и"действуют" персонализированные идеи и ценности, понять такженелегко. Для них нужны вдумчивые и терпеливые читатели, не простоследящие да сюжетной линией, но именно озабоченные судьбами ипроблемами человеческого бытия. Такие читатели, как правило, находятся, и их немало. Экзистенциальный философ и писатель приглашает их к напряженному, но захватывающему и жизненно важномудиалогу. О чем же он? Прежде всего, конечно, о человеческом существовании и его уникальных особенностях.Ж.-П.
Сартр в работе "Экзистенциализм — это гуманизм" поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том,что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать. Сущностьздесь как бы предшествует существованию вещи. Принципиально инымобразом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, ужесуществует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность,стать человеком.
Итак, в мире человека существование предшествуетсущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления— христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж.-П. Сартр себя относил к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер — не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пунктдля развертывания важнейших философских тезисов и обращенных креальному человеку нравственно-практических выводов.Человек делает самого себя, постепенно обретает своюсущность, изначально уже обладая существованием, — в этоми состоит первый принцип сартровского экзистенциализма,из которого вытекают многие важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не способен превратить его в человека.
Индивид должен сделатьэто сам. И именно он несет ответственность, если его превращение вчеловека в подлинном смысле так и не состоится. (Как мы увидим,Сартру возражал Камю, который считал, что человеческая природамногое детерминирует в жизни и поведении индивида.)Несмотря на различия подходов, философы-экзистенциалисты внушают читателю здравую и очень важную идею индивидуальнойответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Человек — своего рода "проект", который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения индивидом человеческой сущности длится всю его жизнь,не теряя остроты и драматизма.8Ж.-П. Сартр предвидит возможные возражения против своей концепции — например, апелляцию к силе обстоятельств: обстоятельствабыли против меня — я не служил и не служу тому делу, к которомупредназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить, ит. д.
Для экзистенциализма, отвечает на это Сартр, нет способностейчеловека, его тяготения к какому-либо делу вне их проявления. Иесли человек никого и никогда не любил, ни к кому не проявил дружеского расположения, значит, таких качеств нет и не было в егоиндивидуальном "проекте". Быть в пути, т.
е. постоянно заботитьсяоб обретении своей сущности, — истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.Какой же рисовалась экзистенциалистам, персоналистам реальностьдействия индивида на социальной арене? Несмотря на значительныйразброс мнений, их позиции содержат немало общего. Прежде всего,экзистенциальные философы считали необходимым выступить против веры в некий заранее гарантированный (приписывались лигарантии богу, абсолютному духу, законам истории) прогресс, который якобы осуществляется сам собою, помимо усилий, действий отдельных людей. Эту веру философы XX в. считали не просто наивной, но и исключительно опасной.X. Ортега-и-Гассет писал, что идея прогресса усыпила в европейце и американце то радикальное чувство опасности, которое и является субстанцией человека.
Ибо если человечество прогрессирует с неизбежностью, из этого вроде бы вытекает: мы можем перестать бытьнастороже, отбросить все заботы, освободить себя от всякой ответственности и предоставить возможность человечеству неотвратимо вести нас к совершенствованию и к наслаждению.
Человеческая историяоказывается, таким образом, лишенной всякого драматизма.Мир экзистенциалистски ориентированного индивида — это свобода, на которую человек обречен. Причем на сколько-нибудь гарантированную опору индивиду рассчитывать не приходится. Человексвободен, он и есть свобода, пишет Сартр.
Свободный выбор индивида — его удел, ответственность и его трагедия. Ситуация личностноговыбора — излюбленная тема экзистенциальной философии. В классической философии, конечно, тоже шла речь о выборе, а порой — опобуждениях и мотивах деятельности индивидов. Но по большей части интерес философов-классиков был сосредоточен на познавательных аспектах деятельности. В XX в. центр внимания философов явнопереместился. Правда, они тоже обращаются к познавательным сторонам деятельности человека, но вот его сущность, проявляющуюся вреальном существовании, усматривают главным образом не в рациональных познавательных и познаваемых моментах.Возьмем описание экзистенциалистами личностного выбора в ситуации фашистской оккупации и сопротивления — на этом примереони любили пояснять смысл категорий "экзистенция" и "выбор". (Ине забудем о том, что слову "сопротивление" они придавали весьмаширокое значение, усматривая в нем человеческую судьбу и свободучеловека.
А. Камю так перефразировал знаменитое cogito, "ямыслю", Декарта: я бунтую, следовательно, мы существуем.Участники молодежного движения социального протеста в странахЗападной Европы и США в 60-х годах любили ссылаться на подобныерассуждения экзистенциалистов, чьими идеями они были вскормлены.)Человек решает вопрос о том, покориться ли фашизму или встатьв ряды движения Сопротивления.















