Запад - Россия - Восток. Том 3 (1184493), страница 73
Текст из файла (страница 73)
Открытием, вкладом в философию XX в. стал разработанный им метод постановки ирешения философских проблем, умение обнажить, выявить их подлинную — не иллюзорную — суть, истоки. Он не раз подчеркивал это: "Япропагандирую один стиль мышления в противоположность другому...";"Все, что я могу вам дать, — это метод; научить вас каким-то новымистинам не в моих силах;" "Неважно, истинны или ложны результаты,важно, что найден метод". Свой метод Витгенштейн не просто провозгласил, он продемонстрировал его действие. Достигнутые им результаты еще не вполне осознаны во всей их глубине, новизне, проясняющейсиле.
В текстах нет каких-то обобщений, резюме.Позиция Витгенштейна, заявленная еще в Трактате и не подвергшаясясущественному изменению впоследствии, такова: "Полагаю, что моеотношение к философии суммарно можно выразить так: философию посути можно лишь творить..." Основное достижение Витгенштейна —такое его видение философии, которое делает ее чем-то большим, чем243корпус знания. Ее суть — совокупность приемов, навыков уяснения,которым можно учиться и научить. Такая философия — в частности,через педагогику — способна стать ментальной практикой, включитьсяв саму жизнь, стать, по выражению Витгенштейна, формой жизни.Философия, по его убеждению, — не учение, не теория, а деяние.Излагать, пересказывать философию Витгенштейна, особенно его"вторую" концепцию практически невозможно.
Смысл, суть его философии в действии сильно деформируется при ее изложении. Чем болеевнятно воссоздаешь ее в форме учения (выявлением и приведением всистему основных ее тезисов), тем более утрачивается суть того, надчем бился, чего достиг автор. Главным для философа был творческийпрактикум концептуальных прояснений. А это как раз то, что, по убеждению Витгенштейна, может быть лишь содеяно и продемонстрировано— показом, сказыванию же, оформлению в учение оно не поддается.
Всамом деле, его "поздние" работы намеренно атеоретичны. Они полныизощренных "языковых игр" — нескончаемых вопросов, на которыене получаешь сформулированных ответов, изобилуют примерами концептуальных ловушек и множеством изобретательных методик выходов из тупиков. И именно эти, процедурные, наработки составляютглавную ценность. Но такой род знания плохо поддается пересказу.Необходимо вчитаться в тексты Витгенштейна, вдуматься в их смысл.ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙФИЛОСОФИИЛогико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма).
Рассел признавался, что среди последователей Юма в XX в. онбольше всего симпатизирует именно этому направлению. И, нужно сказать, симпатия была взаимной. Теоретики Венского кружка, активноразрабатывавшие проблемы логического анализа науки, высоко ценилиработы Рассела и опирались на них.
Философской же настольной книгой для них стал "Логико-философский трактат" Витгенштейна.Девиз Рассела о логике как сущности философии был воспринят вВенском кружке и его филиалах весьма серьезно. Это недвусмысленновыразил Р.Карнап, выдвинувший кредо; "На место не поддающегосяраспутыванию комплекса проблем, который обычно называли философией, вступает логика науки". Теоретики логического позитивизма(Р.Карнап, Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.) продуктивно занималисьисследованием логики науки.
Философия же для них не была главнымделом, служила лишь общему обоснованию их по сути специально-научных разработок в области логического синтаксиса, семантики научногоязыка и других проблем. Анализ использовался главным образом каксредство решения задач обоснования науки и синтеза (унификации)научного знания. Со временем исследования в русле логического позитивизма принимали все более специальный характер, дав ценные научные результаты (в области логического синтаксиса, логической семантики, вероятностной логики и др.). Логико-методологические исследования познания в работах У.Куайна, Н.Гудмена, Н.Решера (США) идругих по сути тоже не столько философские, сколько общенаучные:244главным ориентиром и ценностью в них выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные результаты за рамки собственнофилософии.На основе работ позднего Витгенштейна в 30-40-е годы в Англииформируется философия лингвистического анализа или анализа обычного языка.
В эти годы Витгенштейн устно излагал свою новую концепцию ученикам. Имели хождение записи его лекций — "Голубая икоричневая книги". Это был исходный вариант главного, изданногопосмертно, труда Витгенштейна "Философские исследования". Но и допубликации оригинальное учение так или иначе осваивалось, оказываловлияние. С 30-х годов в Великобритании в работах Г.Райла, Дж.Уиздома, Дж.Остина и других получают развитие идеи, созвучные мыслям Витгенштейна. В отличие от логических позитивистов философыэтой волны, как правило, — решительные противники сциентизма.
Также как для Витгенштейна, главный предмет их интереса — сама философия. Они хорошо чувствуют специфику философских проблем, ихтеснейшую связь с механизмами реально работающего естественногоязыка, ясно понимают их принципиальное отличие от проблем науки.Большое внимание в их работах уделяется глубоко исследованной Витгенштейном теме дезориентирующего влияния языка на человеческоемышление.В английской лингвистической философии, начиная с 30-х годов,различают кэмбриджскую и оксфордскую школы анализа языка. Кпервой принадлежали ученики Витгенштейна, находившиеся под сильным влиянием учителя (работы Дж.Уиздома, М.Лазеровица, А.Эмброуз, Н.Малкольма и др.). Другую школу представляют Г.Райл, Дж.Остин, П.Стросон и др.
В рамках этого направления были созданы такиесерьезные работы, как "Понятие сознания" и "Дилеммы" Г.Райла, "Индивиды. Опыт описательной метафизики" П.Стросона и др. На базеидей Дж. Остина в 70 —80-е годы развились исследования речевых актов представляющие собой уже не столько лингвистическую философию, сколько область теоретической лингвистики (Дж.Серль, М.Даммит, Д.Дэвидсон и др.)Таким образом, если на базе логического позитивизма были созданы добротные труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. В этом проявилась одна из важных функцийфилософии — постановка и первоначальная проработка новых проблемс последующей их передачей науке.
Но в развитии аналитической философии XX в. мы находим и важные собственно философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Первостепенное значение для развития этих представлений имели идеи Л.Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 50 — 70-е годы, и работа эта ещене завершена.
Потому уже не первое десятилетие продолжается освоение его необычных текстов, их комментирование и обсуждение. Можетбыть, именно с этим обстоятельством связано нарастающее влияниеидей и методов аналитической философии.Идеи аналитической философии повлияли на современную философскую мысль в Великобритании, Австрии, Германии, Польше, Скан-245динавии, США и других странах. Постепенно это направление превратилось в широкое международное движение, позиции которого в настоящее время наиболее сильны в англоязычных регионах мира.В 80 —90-х годах сложились течения, каждое из которых претендует на исключительное право представлять аналитическую философию вее сути. Имена Фреге и Вингенштейна стали в определенном смыслесимволами различных течений. Соответственно различную трактовкуполучили и их идеи.
В спорах об интерпретации их концепций по сутиотражается борьба различных течений в аналитической философии 80х годов, о чем пойдет речь в следующем томе данного учебника.ЛИТЕРАТУРАМооге С. Е. ТЬе геги^а<лоп о? ЙеаНзт // Мооге О. Е.
РЫ1озорЬ1са1Ь., 1922. Р. 1.2Эта аргументация приведена в статье Мура "Защита здравого смысла" {Мооге О. Е. Ве^епсе о^ соттоп зепзе // Соп^етрогагу ВпЫзЬрЬИозорЬу, 2-ш1 зепез. Ь., 1925, Р. 208-223.3См.: Мур Д. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическаяфилософия: избранные тексты. М., 1993. С. 66 — 84. — Мооге О. Е.РЫЬзорЫса!Рарегз. Ь., 1959.
Р. 127-151.4Мооге П. Е. ТЬе паЬаге апс! геаНЪу о{ 1;Ье оЬ)ес<;5 о^ регсерИоп; ТЬез1а(;и5 ог зепзе-сЫа // Мооге В. Е. РЬйозорЫса! зШсНез. Ь., 1922.5См.: Мооге О. Е. 5оте таш ргоЫетз о5 рЬПозорЬу. Ь.; Н.У.,1953. СЬ. XIII.61ЬМ. Р. 1.7См.: Мооге О. Е. Еззауз т ге<;гозрес!;. Ь., 1970. Р.
11.8Киззеи В. ТЬе ргтс1р1ез ог та^ЬетаНсз. 2-пй её. М.У.,1938.9КиззеН В. Оп йепо11п§ // КиззеП В. Ьо§1с апс! 1спо\^1ес1§е. Еззауз1900-1950. Ь., 1956.™КшзеП В., У/ЫЪеНеад, А. N. Ргшс1р1а таШетаЬюа. СатЬпс1§е,1910-1913,УО!. 1-Ш.11РЬ11озорЬ1са1 Апа1уз13 // ТЬе Епсус1ораесНа о^ РЬ11озорЬу: 1п 8 УО!.К.У.;Ь., 1967, УО!. 1.12См.: КиззеПВ.














