Запад - Россия - Восток. Том 3 (1184493), страница 53
Текст из файла (страница 53)
Когда мы созерцаем какой-либо предмет или какую-либо сущность, то возможны двепроцедуры. Первая — мы только полагаем, "интендируем" предмет,другая — мы знаем, что именно этот предмет нам дан; тогда имеетместо "исполнение интенции". На этом основано знаменитое требование Гуссерля осуществить "возврат к самим вещам" (ги <1еп ЗасНепзеШзО, которое стало своеобразным лозунгом феноменологическогодвижения. Его не следует понимать буквально. Имеется в виду возвратот абстрактных мыслительных сущностей, которые по преимуществуинтересовали прежнюю науку и философию, к переживаниям, к непосредственным данностям сознания, к интуиции сущностей, к данностивещей через "изначальное (оп§шаге) сознание".Учение о жизненном мире и "кризисе европейскогочеловечества"Феноменология Гуссерля—учение, которое постоянно видоизменялось, сохраняя, правда, некоторые центральные для него темы и понятия.
Еще в ранних работах Гуссерль различил, а в поздних многосторонне исследовал "естественную" и "феноменологическую установки" (Етз1;е11ип§еп). Первая характерна для обычной жизни и естественных наук. Мир, его предметы принимаются в качестве естественно существующих, предшествующих сознанию, само собой разумеющихся. Вторая установка, напротив, превращает мир и его процессы впроблемы и исследует, как именно внешний мир дан нам. Гуссерльимеет в виду следующее. Материалистическая философия и естественные науки ошибочно исходят из того, что внешний мир непосредственно дан нашему сознанию. На самом деле сознанию даны вещи, отдельные7 процессы, а фрагменты мира предстают лишь в качестве горизонтов . "Горизонтность" (Ноп2оп1ЬаШ§1се10 — важнейшее свойство сознания.
Внешний мир не дан непосредственно, а есть категория, данность человеческой культуры, результат развития индивида в контексте общества и истории. Отдельный человек пробивается к этому понятию довольно поздно, берет его именно из опыта культуры, осваиваеткак "горизонт всех горизонтов". Таким образом, феноменологическаяустановка помогает преодолеть "наивность" естественной установки инатурализм естествознания.Если в ранней феноменологии естественная установка бралась исключительно под критическим углом зрения, то в поздней гуссерлевской философии, особенно в упомянутой выше работе "Кризис европейских наук...
", положение заметно 8изменилось. Гуссерль ввел понятие"жизненного мира" (ЬеЬепзлуеИ;) . Спорадически он употреблял его1779уже с 1917г. . Сначала он имел в виду именно совокупность естественных установок сознания, непосредственно включенного в процесс обычной жизни. Но потом этому понятию было придано особое значение"Жизненный мир", по Гуссерлю, — это "действительный иконкретный мир", реальность, которая нас окружает и насвключает, бытийная почва и горизонт для всякой, внетеоретической и теоретической, практики™. В качестве такогогоризонта и такой почвы жизненный мир должен быть специально исследован и "тематизирован"11.
Это мир созерцающего опыта, которыйотносится к "субъективности опыта"12 и к обыденной жизни человеческого сообщества. Он дан до науки и вне ее. Проанализировав "физикалистский объективизм прежней жизни (Галилей) и "трансцендентальный субъективизм" философии (Декарт), Гуссерль пришел к выводу,что их корни лежат в жизненном мире европейского человечества нового времени. Так в поле зрения феноменологии попали историческаяпроблематика и прежде подлежавшие редуцированию проблемы обыденного сознания и опыта.
Однако призмой, сквозь которую все рассматривалось, осталось сознание с его феноменами. Кроме того, жизненный мир Гуссерль анализировал с парадоксальной целью — стремясь с помощью обновленной феноменологической редукции "вывестииз игры" все конкретные, обусловленные тем или иным временем данности жизненного мира. Однако прежде чем будет достигнута такаяцель, необходимо, по Гуссерлю, осмыслить развитие и судьбу европейских наук в контексте их жизненного мира.А это значило связать идеал "объективности", господствовавший внауке и философии нового времени, а также научные идеализации именно с жизненным миром, который, при всей своей относительности, имеет "априорные структуры" — например, сконцентрированность "естественной среды" вокруг телесного, движущегося (кинестезического)Я.
Первоочевидность для науки —это очевидность субъективного, говорит Гуссерль в согласии с феноменологически-трансценденталистскойпозицией. Но в соответствии с поздней концепцией добавляет: первоочевидное есть субъективное как изначально включенное в жизненныймир. Главная структура жизненного мира — его историчность.
Он является нам в обличьи какой-либо исторической традиции;он всегда соотнесен с конкретным человеческим сообществом, а значит, с его территорией, с почвой, ландшафтом, домами и другими постройками, словом, соотнесен с окружающим миром в широком смыслеэтого слова. Есть "первоначальная окружающая среда" Шг-17т\геЮ,ближайшая к нам природа и "мир твоего дома" (НепшуеЮ, твоейсемьи (РаппНешуеЮ, расширяющийся в пространство "родины"(НешаО- Этот мир, с одной стороны, имеет глубоко личностную окраску, а с другой стороны, предстает как "среда вещей" (засЬНсЬеШа^уеЮ- И уже на таком двуединстве природного и персонального мира базируется идеальная среда13, т.
е. сложноепереплетение объективированных "данностей" культуры.Из сказанного ясно, какие богатые возможности для анализа предоставляла гуссерлевская феноменология. Соответственно и история феноменологического движения связана с дальнейшим развитием, усилением тех или иных аспектов феноменологии178ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕВ различные исторические периоды развития феноменологии центры ее влияния были различными. При жизни Гуссерля, естественно,центрами были те города и университеты Германии, где преподавалоснователь феноменологии — Галле, Геттинген, Фрайбург. В Германииучениками и последователями Гуссерля были М. Хайдегтер, О. Беккер, Е. Финн, А. Пфендер, Э. Штайн, М.
Шелер, Л. Ландгребе,X. Конрад-Марциус, Д. Гильдебранд и др. Некоторые из них, подобноМ. Хайдеггеру или Шелеру, получив от гуссерлевской феноменологииважные стимулы, затем нашли свой путь в философии.В Польше воздействие феноменологии, опосредованное философией талантливого ученика Гуссерля Р. Ингардена, ощущается и по сейдень.
В дореволюционной России интерпретаторами феноменологии былиГ. Шпет, Б. Яковенко. Эмигрировавший из России Р. Якобсон такжеиспытал немалое влияние феноменологии. Еще до второй мировой войны, но особенно во время войны и послевоенное время идеи феноменологии получили широкое распространение во Франции. Видные французские феноменологи — М. Мерло-Понти, Э. Левинас, М. Дюфренн,Г. Берже. Влияние идей Гуссерля испытали также Ж.-П. Сартр, Г.-Г.
Гадамер, П. Рикер и др.Феноменология Гуссерля хорошо привилась на почве американскойфилософии. Сначала ее "привезли" в США эмигранты из Европы,например, философ и социолог Альфред Шутц. Затем появилось самостоятельное феноменологическое движение под руководством МарвинаФарбера, издававшего журнал "РЬПозорЬу апс! рпепотепо1о§1са1гезеагсп". (Ныне этот журнал имеет одновременно и феноменологическую и позитивистско-аналитическую ориентацию.) Американский философ Герберт Шпигельберг в 1960 г.
издал (а потом переиздал в 1971 ив 1982г.) свой двухтомный труд "Феноменологическое движение".Видными фигурами в американской феноменологии, психологии и социологии были М. Натансон, А. Гурвич, Г. Горфинкель и др. В 70 —80-х годах заметное влияние на феноменологическое движение сталоказывать Институт феноменологических исследований под руководством А.-Т.
Тыменецкой. Институт издает "Феноменологический бюллетень" и многотомную серию "Апа1ес1а НиззегНапа"; он имеет филиалы во многих странах мира.Феноменология получила распространение и влияние в ЛатинскойАмерике, Японии, Скандинавии (школа Д. Феллесдаля), Югославии. ВЧехословакии лидером феноменологического движения был ученикГуссерля Ян Паточка.14Феноменологическое движение после Гуссерля не имеет единых,твердых очертаний и институтов.
Однако до сих пор публикующеесямноготомное собрание сочинений Э. Гуссерля "Гуссерлиана" (НиззегНапа) успешно распространяется в разных странах мира. (К 1995 г. былоиздано 29 томов, а также 10 томов переписки Гуссерля.) Существуютархивы, богатство которых — десятки тысяч еще не изданных рукописей Э. Гуссерля и другие материалы. Главные архивы — Лувенский(Бельгия), Кельнский и Фрайбургский (ФРГ). Большим успехом пользуется многотомная серия "РЬаепотепо1о§юа", публикующая сочинениятех, кто так или иначе примыкает к феноменологическому движению.179Феноменология оказала заметное влияние на такие области знания, какпсихология, психиатрия; есть последователи феноменологии в естествознании и математике.На территории бывшего СССР прерванные революцией и идеологической цензурой российские феноменологические исследования нацелые десятилетия прекратились.
Но с конца 50-х годов они в определенной степени возродились — особенно в Москве, Ростове-на-Дону, атакже в республиках Балтии. Сейчас в Москве снова издается журнал"Логос". Он является своего рода преемником прежнего "Логоса" —международного журнала, в котором Гуссерль опубликовал свою знаменитую статью "Философия как строгая наука". (В России "Логос"издавался до октября 1917 г., после чего был закрыт советской властью.) Несколько лет назад было создано Феноменологическое общество России. Учитывая то, что на русский язык переведены и изданылишь немногие работы Гуссерля, группа российских исследователей начала публикацию ряда томов "Гуссерлианы"."Феноменологическое движение" было и остается весьма пестрымконгломератом концепций, подходов, философских и методологических конструкций.














