Запад - Россия - Восток. Том 3 (1184493), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Маркс подверг книгу Ланге разгромной критике. Еще ранее, в 1865 г. это сделалЭнгельс в письме к Ланге. Идея критики со стороны основоположников марксизма: Ланге — под влиянием дарвинско-мальтусовского подхода — схематически подходит к историческому процессу, преувеличивает роль таких факторов, как народонаселение и влияние его возможного роста на жизнь общества. В современных условиях, когда вопросо стремительном росте народонаселения сделался одной из острейших итруднейших для разрешения глобальных проблем, стало очевидным:тревоги и предчувствия Ланге оказались обоснованными, его предсказания сбылись.Произведения Ланге читались и переводились в разных странах, вчастности в России. Так, "История материализма" появилась в русскомпереводе в 1881-1883 гг.
(СПб.), "Рабочий вопрос" - в 1895г.(СПб.). Обе книги в России последних двух десятилетий XIX в горячо обсуждались образованной публикой.А в Германии тем временем начали оформляться влиятельные неокантианские школы и направления.МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВАОснователь марбургской школы Герман Коген5 (СоЬеп) (1842 —1918) изучал филологию, математику и естествознание в Бреслау иБерлине. В 1873 г.
в Марбурге как ученик Ланге он защитил докторскую диссертацию. С 1876 по 1912 г. Коген был профессором Марбургского университета, создав знаменитую марбургскую неокантианскуюшколу, которая на целые десятилетия стала центром притяжения дляфилософов разных стран. Интерес к философии Канта рано определилнаправленность исследовательской и педагогической деятельности Когена.
Так, в 1871 г., еще до защиты докторской диссертации, он написал классическую работу "Кантовская теория опыта", второе, существенно обновленное издание которой вышло в 1885, а третье — в1918 г. В 1877 г. было издано сочинение "Кантовское обоснованиеэтики", в 1889 г. — "Кантовское обоснование эстетики". В этих книгах три кантовские "Критики" были подвергнуты обстоятельному критическому анализу. Таким образом, основные идеи марбургского неокантианства были введены в оборот развития философии и в философские дискуссии еще в 70 — 80-х годах XIX в В XX в.
творческая ипедагогическая деятельность Когена продолжалась. В 1902 г. появилсятом 1 его произведения "Система философии" —"Логика чистого познания", в 1904 г. — т. 2 "Этика чистой воли", в 1912 — "Эстетикачистого чувства". Кроме того, были написаны книги "Иммануил Кант"(1904) и «Комментарий к "Критике чистого разума"» (1907). Г. Коген69занимался также философией математики Еще в 1883 г он опубликовал сочинение "Принцип метода бесконечно малых".
Произведения Г. Ко6гена и сегодня причисляются к лучшим философским работам XX в.Вокруг Когена как ученого и педагога собралась школа блестящихучеников и последователей. Учиться к нему приезжали из разных стран,в том числе и из России. Самые значительные после Когена философымарбургскои школы — Пауль Наторп и Эрнст Кассирер.Пауль Наторп (1854 — 1924), который с 1881 г. был доцентом, а с1885 г. — профессором Марбургского университета, известен и какученик, сподвижник Когена и как яркий, оригинальный философ, специализировавшийся в истории философии, теории познания и метода, вфилософской психологии и педагогике. Его главные сочинения: "Теория познания Декарта. Исследование предыстории критицизма" (1882),"Исследования по истории проблемы познания в древности" (1884),"Этика Демокрита" (1893), "Социальная педагогика" (1898), "Государство Платона и идея социальной педагогики" (1898), "Учение Платона об идеях.
Введение в идеализм" (1903, второе расширенное издание — 1921 г.), "Песталоцци" (1909), "Логические основы точныхнаук" (1910), "Всеобщая психология" (1912), "Всеобщая логика" (после1914 г.)7.Наибольшую известность получили книга 1903 г. о Платоне и статья "Кант и марбургская школа" (1912).Эрнст Кассирер (1874—1945) — блестящий философ, который вначальньш период творчества примыкал к марбургскои школе неокантианства, а затем встал на самостоятельный путь в исследовании кругафилософско-математических, теоретико-познавательных, философскоправовых, филологических, языковых, литературно-критических проблем.
Кассирер — превосходный историк философии. В 1902 г. былоопубликовано его сочинение "Система Лейбница в ее научных основаниях". В 1906—1907 гг. он написал (и защитил в Берлине) докторскуюдиссертацию "Проблема познания в философии и науке новейшего времени", которая затем переросла в трехтомный труд; его публикациязакончилась уже после смерти Кассирера. Другие известные произведения этого философа, написанные еще под влиянием неокантианства —"Понятие о субстанции и понятие о функции" (1910 г.; русский перевод "Познание и действительность".
СПб., 1912). В 20-х годах онперешел к созданию своеобразной концепции мышления, языка, культуры, которую изложил в трехтомной книге "Философия символических форм" (1923—1929). В 1932 г. Кассирер написал яркую работу поистории кембриджского платонизма второй половины XVII — началаXVIII в.: "Платоновский ренессанс в Англии и кембриджская школа".В 1933 г. Кассиреру пришлось эмигрировать из нацистской Германии.Он был профессором в Англии, Швеции, США. В 1939 г.
Кассиреропубликовал книгу "Декарт", в 1944 г. — "Очерки о человеке"; в1946 г. уже посмертно вышла книга "Миф о государстве" (две после8дние работы опубликованы на английском языке) .В марбургскои школе обучались и другие философы, то более, томенее известные Некоторые из них потом становились основателямисамостоятельных направлений Так, Николай Гартман (1882—1950), в1909 г. защитивший в Марбурге у Когена работу "Логика бытия уПлатона", затем создал оригинальное учение онтологического толка.
В70Марбурге в начале века учился X. Ортега-и-Гассет. Этот город сделался также местом паломничества для тех молодых людей из России,которые были последователями Канта или просто хотели учиться упрославленных педагогов Когена и Наторпа. В летнем семестре 1912 г.в Марбурге у Когена (вскоре ушедшего на пенсию) начинал учитьсяБорис Пастернак. Но уже тогда он понял, что создан не для философии, а для поэзии, о чем ярко рассказано в "Охранной грамоте" и в(недавно опубликованных) письмах из Марбурга 1912 г. Философыранга Когена, Наторпа, Кассирера — это не только яркие, но и оригинальные мыслители.
Однако в относительно кратком очерке приходится сделать акцент на том общем, что их объединяло, причем объединяло вокруг Когена и некоторых принципиальных основоположений, выдвинутых именно марбургским неокантианством. В чем же состояли этиглавные идеи, основоположения? В значительной степени дело определялось не просто почтительным отношением к философии Канта, стремлением восстановить ее былое влияние, но и желанием предложитьновый, критически обновленный вариант интерпретации и дальнейшегоразвития кантианства.Марбуржцы исходили из того, что первая задача новой философии — непредвзятое и объективное отношение к учению Канта, в определенной степени — возрождение и дальнейшее развитие наиболее ценных кантовских идей. "Всякий, кто хочет сделать какойнибудь шаг вперед в философии, — писал П.
Наторп в знаменитойстатье "Кант и марбургская школа", — считает своей первейшей обязанностью разобраться в философии Канта; но в особенно сильноймере должна сознавать эту обязанность та философская школа, которая с самого начала исходила из намерения сначала представить учениеКанта в его неискаженной исторической форме, понять его из собственного его принципа и определить его значение с точки зрения этогосамого принципа, а не с какой-либо другой, навязанной ему извне"9.Марбуржцам, действительно, удалось внести вклад в историко-философское изложение и "имманентную" (т.е. верную самому Канту) интерпретацию концепции великого немецкого мыслителя, в прояснениеее происхождения из предшествующей традиции философии от Платона до Лейбница.
Особенно интересной и плодотворной оказалась проработка линии "Платон—Кант". (Пожалуй, Платон был для марбуржцевне менее важным мыслителем, чем Кант.) В философии Платона Когени другие марбуржцы выдвигали на первый план: 1) интерпретациюматематических объектов как особого вида бытия; 2) понимание идеикак сущности, прообраза эмпирически данных предметов; 3) толкование бытия только как мыслимого, идеального.Коген, Наторп, Кассирер, воздавая должное Канту, не случайноакцентировали внимание на критической философии как основном достижении великого мыслителя.
Дело в том, что требование строгой критичности они хотели повернуть прежде всего ...против самого Канта,ибо намеревались осуществить масштабную критику и достаточно радикальный пересмотр ряда исходных и принципиальных положений кантовского учения. "Я должен был, — писал Г. Коген, — предпринятьревизию кантовских понятий во имя того, чтобы они сами собой поддавались объединению в целостную непротиворечивую систему, а такжедля того, чтобы я смог расчистить путь своей дальнейшей работе"10.71В вопросе о том, что именно в философии Канта подлежит критие — каковы, следовательно, "необходимые поправки к учению Кан-та" — среди неокантианцев марбургской школы существовало, несмот-ря на различие в оттенках, "большое согласие по существу", что отметил П. Наторп в уже упоминавшейся знаменитой статье.
Каковы же эти"необходимые поправки"? Понимание их в свою очередь зависит оттого, что именно в кантовской философии было признано марбуржца.да особенно ценным. На первый план среди кантовских сочинений была выдвинута "Критика чистого разума", а в ней —ориентация на критику познания, на науку, в частности,на математику, стремление разработать строгий научныйметод. Особо подчеркивались логический характер кантовского учения о рассудке, научно-рационалистическая трактовка опыта, в которой во главу угла поставлены трансцендентализм и априоризм. Речь шла о главной для марбуржцев заслуге Канта — особой логической обработке опыта.Однако почти в каждом из достижений Канта, как полагали марбуржцы, были заключены непоследовательности, ограниченности, противоречия, которые требовали устранения и кардинальных "поправок".Так, Кант, согласно Когену, ввел новое и весьма ценное понятие опыта, но он не полностью и не вполне отчетливо осознал смысл своегооткрытия.















