Запад - Россия - Восток. Том 2 (1184492), страница 57
Текст из файла (страница 57)
Быть может, в человеке изначально, "естественно"заложен "аффект любвик человечеству как таковому"20?- На этот вопрос Юм дает однозначно отрицательный ответ. "...Мы должны признать, что чувствосправедливости и несправедливости не проистекает из природы, новозникает искусственно, хотя и с необходимостью, из воспитания ичеловеческих соглашений"21. Пусть правила справедливости, социальные добродетели искусственны, продолжает Юм, но они ни вкоей мере не произвольны, а подчинены строгим законам необходимости.Одно .из первых оснований необходимости — та польза, которуюлюди неизменно и с сознанием своей заинтересованности извлекаютиз объединения в общество, что никак не отменяет и сопряженныхс этим противоречий, недостатков и неудобств. "Благодаря объединению сил увеличивается наша трудоспособность, благодаря разделению труда развивается умение работать, а благодаря взаимопомощи мы меньше зависим от превратностей судьбы и случайностей.Выгода общественного устройства состоит в этом приумножениисилы, умения и безопасности"^.
Люди, однако, должны ясноосознать эту выгоду, что возможно лишь в цивилизованном общественном объединении. Здесь, уже на уровне социального рассуждения, Юм снова придает огромное значение привычке, -прививаемой людям посредством семейного и общественного воспитания. Неменьшая роль приписывается соглашению людей между собой.И хотя "естественное состояние" и "общественный договор", окоторых так много спорили его предшественники и современники,23Юм называет "философской фикцией" , разговор о них, считаетфилософ, небесполезен и небеспредметен — он помогает понять,что общественное рождалось в трудах и муках из личного, эгоистического интереса как первичного мотива, но на основе его постепенноцо преобразования, перевоспитания.
Нравственное одобрение,соответствующие нормы и принципы также играли свою преобразующую роль. Но, пожалуй, наибольшее значение в воспитанииобщественных интереса и пользы Юм, как это ни покажется парадоксальным, приписывает частной собственности, ее признанию,поддержанию стабильности, выработке гражданских законов, регулирующих отношения собственности.
Перевоспитание и обуздание218эгоизма, проистекающего из притязаний на чужую собственность,Юм считает одним из решающих актов цивилизованного гражданского, правового взаимодействия людей."Справедливость" в истолковании Юма является, таким образом, широким понятием, охватывающим так или иначе полезноевсем индивидам их взаимодействие. Справедливость философ четкои однозначно увязывает с состоянием гражданского мира, хотя быотносительного согласия, и резко противопоставляет гражданскойвойне. Юм, однако, понимает, что гражданские войны чаще всеговедутся под флагом борьбы за справедливость и перераспределениесобственности. Философ принципиально не согласен с отождествлением справедливости и равенства.
"...Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими быблаговидными ни казались эти идеи полного равенства, реально всущности они неосуществимы. И если бы это было не так, то этобыло бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества.
Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различнымипо мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушатэто равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, выдоведете общество до величайшей бедности и, вместо того, чтобыпредупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всегообщества в целом"24. История неоднократно подтверждала этопредсказание Юма.Как и в учениях других английских мыслителей XVIIXVIII вв., у Юма немалую роль играют размышления о религии.В «Диалогах о естественной религии» Юм разбирает различныедоказательства Бога ~ телеологические, космологические и имеющие отношение к бытию (позднее названные онтологическими) —и ко всем им относится критически на том основании, что вера вБога и религиозные убеждения гораздо более покоятся на чувствахи склонностях, нежели на рационально-логических доказательствахкакого бы то ни было рода.
И потому споры о доказательствах —скорее внутреннее дело богословов и философов.Что же касается теоретических качеств упомянутых доказательств, то здесь вступает в силу уже знакомая нам гносеологическая линия Юмовой критики рационализма: универсум, в качествепервопричины которого примысливается Бог, есть нечто единое иединственное, относительно чего невозможен опыт; а если это так,то никакие обоснованные высказывания относительно связи мира имировой первопричины невозможны.Примыкая к английской традиции веротерпимости, Юм высказывается против религиозных фанатизма и исступления, вызывающих "жестокие беспорядки в человеческом обществе"25. Учениео религиозной свободе тесно связано у Юма с отстаиванием гражданских свобод.
Он более всего приветствует политических писателей, которые свободны от "неистовства партий и партийных предрассудков"26, однако полагает, что "наш мир еще слишком молод,чтобы можно было устанавливать многочисленные общие истины в219политике, которые останутся справедливыми и для позднейших27поколений" .Итак, признание неизбежности себялюбия как качества человеческой природы, но признание также и значительных возможностей человеческого рода в воспитании и совершенствовании социальных добродетелей, поддержание собственности и трудолюбияблагодаря законам права и морали, достижение согласия и умеренности в политике, религиозная веротерпимость, гражданские праваи свободы — вот основные принципы социально-философскихразделов учения выдающегося британского философа Дэвида Юма.ПРИМЕЧАНИЯl Юм Д. Сочинения: В 2 т.
М., 1965. С. 67; Hume D. Autobiographie: My Own Life // The Philosophical Works of D. Hume /Ed. T. H. Green, T. F. Grose. 4 Vol. Vol. I. P. 1-8. О жизни и сочинениях Д. Юма см.: Mossner С. Е. The Life of D. Hume. Edinburg, 1954; Braham E. G.
The Life of D. Hume. L., 1931.2ЮмД. Сочинения. Т. 1. С. 71. 3 Там же. С. 81. * Там же. M.,1965. Т. 2. С. И. 5 Там же. С. 46-47. 6 Там же. С. 25. 7 Там же.Т. 1. С. 96. 8 Там же. 9 Там же. Т. 2. С. 20. ю Там же. С. 156.2J3и Там же. Т. 1. С. 99. l Там же. С. 191. См.: Там же. С. 192.14 Там же. С. 196. 15 Там же. С. 217. 16 См.: Там же.
С. 218. " Там92же. Т. 1.С. 637. 18 Там же. Т. 2. С. 223. I Там же. С. 217. <> Там22же. Т. 1. С. 631. 21 Там же. С. 633. Там же. С. 636. 23 Там же.С. 644. 24 Там же. Т. 2. С. 235-236. 25 Там же. С. 609. 26 Там же.С. 617. 27 Там же. С. 618.Глава 11. ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.ПОСЛЕ ЮМАРазвитие философии в Великобритании после Юма являетсобою любопытный парадокс. С одной стороны, воздействие идейэтого мыслителя было столь значительным, что ни один из его философствующих соотечественников, как и мыслителей континента,не мог умолчать о них. С другой стороны, философия Юмазаключала в себе особое свойство: многих она и пробуждала от"догматического сна" — как это случилось с Кантом (по его собственным словам), — но в то же время склоняла к полемике противюмовского скептицизма. И хотя непосредственных и верных последователей у Д.
Юма почти не было, хотя сочинения Юма непереиздавались, философию конца XVIII в. в Англии и особенно вШотландии можно условно именовать "пост-юмизмом".1. АДАМ СМИТ КАК ФИЛОСОФ-МОРАЛИСТСреди первых на юмовское учение откликнулся выдающийсяшотландский экономист, один их создателей классической политэкономии Адам Смит (1723—1790)1, но скорее не в более известномсовременным читателям своем качестве теоретика формирующегосякапиталистического хозяйства, а философа-моралиста, автора книги «Теория моральных чувств». Адам Смит родился в 1723 г. подЭдинбургом. Четырнадцатилетним юношей он начал учиться вуниверситете в Глазго (где одним из его преподавателей былФ. Хатчесон), а затем (1740-1746) был студентом Оксфордскогоуниверситета.
Там он и познакомился с философией Юма. С 1751 г.,после чтения лекций об английской литературе, он стал преподавать в университете в Глазго логику, а потом и моральную философию. Книга «Теория моральных чувств» («The Theory or MoralSentiment»), вышедшая в Лондоне в 1759 г., — одно из самых значительных произведений Адама Смита, в свое время оказавших заметное влияние, в том числе и на последующее формированиевзглядов самого этого родоначальника политэкономической наукинового времени.
С 1763 г. А. Смит путешествовал по Европе. ВоФранции он познакомился и много общался с Д'Аламбером, Гольбахом, Гельвецием, Вольтером, с экономистами — создателями физиократической теории. В 60-х годах А. Смит сделал многочисленные наброски по философским, в том числе натурфилософским,проблемам; им было суждено увидеть свет только после его смерти(в 1795 г. вышли «Эссе на философские темы», а в 1896 г. — лекции, читанные в 1763 г.). По возвращении в Шотландию А. Смитсоздал свое главное сочинение «Исследование природы и причинбогатства народов», вышедшее в Лондоне в 1776 г.
С 1777 г. оннаходился на королевской службе в качестве члена таможеннойкомиссии. Умер А. Смит в Эдинбурге в 1790 г.221Философию А. Смит понимает как "науку о взаимосвязанныхпринципах природы", однако эти связи и отношения он, следуяЮму, обнаруживает не в самой природе, а в человеческом уме, вего "способности воображения" (inventions of the imagination)2. Нов случае, если результаты воображения выстраиваются в систему,выдерживающую проверку опытом, такие отношения следует признать реалистически установленными. А.
Смит, вслед за Локком иЮмом придавая огромное значение опыту, вместе с тем решающуюроль в человеческом познании отводил науке и ее теории. Образцом научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он придавал смысл методологического руководства, пригодного для других научных дисциплин, например для особо интересовавшейА. Смита моральной философии. Цель последней, согласно А.
Смиту, — достоверное описание и глубокое объяснение моральных отношений людей на основе не неких вымышленных нравственныхправил долженствования, но фактов, относимых не к совершеннымсуществам, а к столь "слабым и несовершенным творениям, какимиявляются обычные живые люди" 3 .В основание морали А. Смит, снова же следуя отечественным философам-эмпирикам, прежде всего Юму, кладет не разум, рационалистические выкладки и соображения, а ощущения и чувства человека. Разум, конечно, также играет роль всфере морали, но роль вторичную: он способствует осмыслению иоценке соотношения целей и средств. В отличие от тех своих предшественников и современников, которые говорили о совершенноспецифическом и относительно самостоятельном моральном чувстве, делая из него фундамент этики, А.














