Запад - Россия - Восток. Том 2 (1184492), страница 54
Текст из файла (страница 54)
289. l»Там же. «Там же. С. 307. 20Там же. С. 312. 21 Лейбниц Г. В. Сочинения. Т. 2. С. 200. 22 Там же. С. 49. 23 Там же. С. 88.24 Там же. С. 120. 25 Там же. С. 128.Глава 9. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)В философии Англии XVIII в., представленной плеядой ярких,талантливых и влиятельных мыслителей, наиболее значительнымисуждено было стать Джорджу Беркли и в особенности ДэвидуЮму, философу поистине выдающемуся.Дж. Беркли1 родился 12 марта 1685 г. в Южной Ирландии всемье потомков английских переселенцев.
В 1700 г. он поступил вТринити-колледж в Дублине, где изучал философию, логику, математику, теологию, древние и новые языки. С 1707 г. Беркли сталпреподавателем этого колледжа, а в 1709 г. принял священнический сан; в 1727 г. он получил степень доктора философии.
Беркли глубоко изучил и критически переработал философию Локка,Мальбранша, Юма. Он много занимался осмыслением философских предпосылок и следствий учения Ньютона, а в 20-х годахподверг ньютонианство резкой критике.В 1707-1708 гг. Беркли сделал наброски, которые затем получили название «Философских заметок». В 1709 г. появился его значительный труд «Опыт новой теории зрения»,,а в 1710 г. — главноепроизведение «Трактат о принципах человеческого познания»(часть первая; вторая часть, написанная Беркли, была им утерянаво время итальянского путешествия и не была восстановлена автором).
Труд Беркли встретил либо прохладный, либо негативныйприем. Между тем это было одно из наиболее глубоких и новаторских, хотя и во многом спорных, философских сочинений XVIII в.В 1713 г. Беркли предпринял десятимесячное путешествие вЛондон, где общался с такими выдающимися соотечественниками,как Свифт, Поп и др. В том -же году он опубликовал свое сочинение «Три разговора между Гиласом и Филонусом». 1716-1720 гг.Беркли провел на континенте, живя во Франции и Италии, общаясь с учеными, писателями, теологами.
В 1728-1731 гг. он предпринял неудачно окончившиеся попытки миссионерской деятельности в Америке. Здесь он написал и на родине опубликовал (1732)полемическое сочинение «Алсифирон, или Ничтожный философ»,направленное против Шефтсбери, Коллинза, Мандевиля («Алсифирон» значит: сильный духом). По возвращении на родину Беркли стал епископом в Ирландии. Он уделял внимание не толькотеологическим и философским, но и политическим проблемам, которым посвящено его сочинение «Пассивное послушание» (1712).Два открытых письма 1745 г., опубликованные в «Дублинскомжурнале», .содержат резкую критику "ирландского бунтарства",направленного против британской короны.Философское учение Беркли (здесь оно будет рассмотрено всамых основных его чертах) вносит весомый вклад преждевсего в теорию познания, в частности и в особенности вконцепцию зрительных восприятий, в дискуссии относительно абстракций и роли всеобщих слов и понятий языка.207Беркли выступает в качестверешительного критика материализма.
Как философствующийтеолог он посвящает значительные усилия теории богопознания и обновлению доказательства существования Бога. Беркли известен также как экономист, теоретик хозяйственнойполитики.«Опыт новой теории зрения» — это, с одной стороны,продолжение целого ряда концепций и тенденций эмпирист:ской концепции ощущений, а сдругой стороны, достаточно радикальный пересмотр теориизрительных восприятий, восходящей к Декарту и картезианцам. Беркли прежде всего возражает против того, чтобы попримеру Декарта считать, чторасстояние между предметамипрямо дается в зрительном восприятии.
На самом деле, настаивает Беркли, мы в прямомвосприятии наблюдаем толькоДжордж Берклицвета и фигуры. Что же касается расстояния, то оно не наблюдается зрением, а "внушается" моему уму скорее благодаряопыту и суждению, чем ощущению. Подобно этому, Беркли утверждает (§§ 13 и 14 «Опыта»), что линии и углы "сами по себе невоспринимаются зрением"2, что они "не имеются реально существующими в природе" и что "представляют собой лишь гипотезу, созданную математиками или введенную ими в оптику с целью получить возможность трактовать эту науку геометрическим способом"3.Беркли отверг выводы тех физиологов и психологов, которыеутверждали, что существует необходимая и естественная связь между ощущениями, получаемыми нами благодаря повороту глаз, ибольшими или меньшими расстояниями от тел.
Причина переживания нами соответствий или несоответствий такого рода — опыт,рассуждения субъекта, привычка, благодаря которой мы судим освязи между ясностью или смутностью увиденного и расстоянием,отделяющем нас от объекта. "Из изложенного нами с очевидностьюследует, — заключает Беркли, — что идеи пространства, внешнегомира и вещей, помещенные на расстоянии, не составляют, строгоговоря, предмета зрения; они столь же воспринимаются глазом,сколь и ухом"4. Возьмем такой пример, предлагает Беркли. Я сижу208в рабочем кабинете и слышу, что вдоль улицы едет карета. Я "послуху" могу примерно определить, на каком она от меня расстоянии.
(Это, разумеется, не означает, что Беркли отождествляет ощущения зрения, слуха, осязания.)Ошибку философов, отождествивших расстояния, величины какпервичные качества с чем-то непосредственно ощущаемым, Берклимыслит исправить так: "...число (как бы настойчиво ни относилиего к первичным качествам) не есть нечто определенное и установленное, существующее в самих вещах. Оно есть всецело созданиедуха, рассматривающего или простую идею саму по себе, или какую-либо комбинацию простых идей, которойдается одно имя икоторая таким образом сходит за единицу"5.
Другая ошибка, согласно Беркли, состоит в следующем: мы воображаем, будто на днеглаза получается чуть ли не буквальное изображение внешних объектов. Беркли же стремится доказать, что нет никакогосходствамежду идеями зрения и воспринимаемыми вещами6. При этом историки мысли нередко упускают из виду, скольсложную структуру имеет берклеанское понимание зрительных ивсяких иных впечатлений в их отношении к телам природы.С одной стороны, Беркли вполне в духе Локка и другихсенсуалистов утверждает независимость существованиятел вне сознания: "Тела существуют вне сознания, т. е они несознание (mind), но от него отличается.
Тем самым я принимаю,что сознание в свою очередь отличается от них" 7 . "Тела и пр. существуют даже тогда, когда не воспринимаются,будучи возможностями (powers) в действующем существе"8, т. е. Боге. Итак, однойстороной философии Беркли, вопреки распространенным в марксистской литературе оценкам, оказывается как раз опровержениесубъективного идеализма, где самым "сильным" аргументом является ссылка и на независимый мир тел, и на Бога, заключающегов себе как существования, так и возможности тел.
И потому Беркли был по-своему прав, когда утверждал, что он 9"более уверен всуществовании и реальности тел, чем г-н Локк..." . Когда Берклиговорит: "В соответствии с моими принципами существует реальность,существуют вещи, rerum Natura (природа вещей)"10, то он имеет ввиду некоторую принципиальную возможность мира, которуюнельзя отрицать по причинам, названным выше. Главная из них,конечно, Бог, дух, независимый от всех человеческих сознаний.С другой стороны, когда речь заходит об исследовании восприятий, прежде всего зрительных, положение существенно меняется.Существование воспринимаемой вещи вне восприятия —предположение абсурдное.
При таком повороте исследования,действительно, необходимо признать: объекты восприятия несуществуют вне восприятия, т. е. вне человеческого духа.Но Беркли идет дальше: и применительно к телам природы, относительно которых он утверждал их (Богом обусловливаемую)независимость от ума, сознания, философ предлагает поразмыслитьнад трудностью, которую считает неразрешимой в рамках материа-209листического сенсуализма. Скажем, я сейчас воспринимаю стол, закоторым сижу. В этом случае существование стола неотделимо отвосприятия в том смысле, что стол не существовал бы для меня идругих людей, если бы мы его не воспринимали.
Но вот я выхожуиз комнаты и, стало быть, уже не вижу, не вос.г'оинимаю стол.Значит ли это, что он существует вне моего или нашего восприятия? Ни в коем случае, отвечает Беркли. Когда бы и как бы мыни представляли себе, ни мыслили стол, он уже неотделим от совокупности каких-либо чувственных восприятий. И только такимстол перед нами представлен, "репрезентирован" нам.
Отсюда следующие центральные принципы философии Беркли: 1) существовать (быть) — значит быть воспринимаемым: esse — percipi;2) "...я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предметнезависимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект иощущение — одно и то же (are the same thing) и не могут быть абстрагируемы одно от другого"!1, з) Мы никогда не можем воспринимать реки, горы, дома, словом, предметы природы, в некоем ихсуществовании, отличном от того, каким они предстают перед разумом. "А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеиили ощущения (ideas or sensations)"*2? 4) Отсюда для Беркли следует, что необходимо отвергнуть свойственную материалистическойтеории отражения мысль о том, что "идеи могут быть копиями илиотражениями (resemblances) вещей"13. Идеи не могут походить нина что, кроме самих идей: например, цвет или фигура (которыеБеркли считает именно идеями, притом довольно сложным путемвозникшими) могут походить только на другие цвет или фигуру.При этом Беркли отклоняет сложившееся в его время представление о первичных и вторичных качествах, согласно которому первичные качества объективны, т.
е. наличествуют в самих телах, авторичные качества субъективны. Беркли разбирает приводимую впользу этой концепции аргументацию.- Вторичные качества считаются субъективными потому, что их относят главным образом не кпредметам, а к органам чувств, действующим отнюдь не по принципузеркала. Но, рассуждает Беркли, то же самое можно сказать о первичных качествах — протяжении, фигуре, движении, ибо и они зависят от специфической в каждом случае работы органов чувств человека, прежде всего зрения. А зрение, как мы уже знаем, дает не простыекопии качеств, заключенных в предметах, а оказывается результатом сложной конструктивной работы духа, итогом длительной работы чувств и ума, что, собственно, и понимается под опытом.Еще одна специфически берклеанская тенденция в философии,о которой здесь будет упомянуто, — отрицание "реальности" абстрактных идей. Беркли по сути дела продолжает здесь линию локковского номинализма, но делает это еще решительнее, пытаясь преодолеть его материалистический уклон.














