Запад - Россия - Восток. Том 2 (1184492), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Философы XVII в., как правило,констатируют, что в существующих государствах все эти свободыпопираются. Руководствуясь гуманистическими идеалами и желаниями хоть что-нибудь сделать для своего современника, Бэкон,Гоббс, Спиноза предлагают правителям "максимально разумные"148(основанные на свободе) правила управления своими подданнымии требуют от них соблюдать такие правила. В этой части своих социально-политических концепций мыслители данной эпохи говорято том, как должна быть в соответствии с соображениями здравогосмысла и гуманности организована государственная власть. Характерный образец такого способа рассуждения о свободе дает Спиноза.Развитие разума, по мысли Спинозы, есть одновременно обеспечение свободы.
Из этого теоретического постулата вытекаетважнейшее политическое требование: "В свободном государствекаждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что ондумает"15. Тирания одного лица несовместима со свободой, разумом и благополучием большинства16. Между прочим, «Богословско-политический трактат» Спинозы имеет такой примечательныйподзаголовок, разъясняющий его основной замысел: «Богословскополитический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода философствования не только может бытьдопущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но чтоона может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствиемгосударства и самим благочестием».Ч Е Л О В Е Ч Е С К А Я СУЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВОВ XVII столетии уже обсуждался вопрос, который иной разсчитают исключительной принадлежностью философии XIX—XX вв.: можно ли считать человека существом, общественным посвоей сущности?Отвечая на этот вопрос, философы XVII в. высказывают покрайней мере две точки зрения, которые на первый взгляд кажутсяпротивоположными.
Первую из них особенно четко выражает Спиноза.Поскольку человек следует "законам разума", т. е. выступаеткак человек в подлинном смысле слова, он является существом общественным, — такова исходная, основополагающая идея Спинозы.Выражения "разумный" и "стремящийся к общению с другимилюдьми человек" звучат для Спинозы как синонимы. "То, что заставляет людей жить согласно, заставляет их вместе с тем жить по17руководству разума", — таково его убеждение .
Люди, живущие всоответствии с принципами разума, в глубоком смысле этого словаедины, подобны друг другу; поэтому-то они постоянно стремятся квзаимному общению. "И самый опыт, — пишет Спиноза, — ежедневно свидетельствует истинность только что показанного намистолькими прекрасными примерами, что почти у всех сложиласьпословица: человек человеку Бог. Однако редко бывает, — вынужден признать Спиноза, — чтобы люди жили по руководству разума;напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают ненавистны и тягостны друг для друга. И тем не менее они едва ли могут вести одинокую жизнь, так что многим весьма нравится определение человека как животного общественного149(курсив авт.); и в действительности дело обстоит таким образом,что из общего сожительства людей возникает гораздо больше удобства, чем вреда.
Поэтому пускай сатирики, сколько хотят, осмеивают дела человеческие, пускай проклинают их теологи, пускай меланхолики превозносят, елико возможно, жизнь первобытную идикую, презирают людей и приходят в восторг от животных, —опыт все-таки будет говорить людям, что при взаимной помощиони гораздо легче могут удовлетворять свои нужды и только соединенными силами могут избегать опасностей, отовсюду им грозящих"«.Ч Е Л О В Е Ч Е С К О Е ПОЗНАНИЕ И АФФЕКТЫВ части II «Этики» («О природе и происхождении души»)Спиноза, введя сначала понятия атрибутов и модусов, переходит кхарактеристике тел, имея в виду, как он сам отмечает, сказатьлишь "несколько слов о природе тел". Далее Спиноза обсуждаетвопрос о том, как человеческая душа "сознает тело человеческое".И вот именно с этого пункта начинается в концепции Спинозыанализ познания.'Как и все мыслители его эпохи, Спиноза в учении о познаниипрежде всего анализирует — в качестве части «Этики» (т.
е. единой, целостной философии) — чувственное познание. В критикенеопределенности, "смутности" чувственного познания — способностей представления, воображения и создаваемых благодаря им"чувственных идей" — голландский мыслитель идет как вслед зарационалистом Декартом, так и за основателем эмпиризма Бэконом. Аргументация Спинозы здесь такова. Познает человеческаядуша. Но она "сознает тело человеческое.и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом" (Теорема 19 «Этики»). В познании души, опосредованном состояниямитела, возникает специфическая двойственность: "Человеческая душа воспринимает не только состояние тела, но также и идеи этихсостояний" (Теорема 22).
"Душа познает самое себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела" (Теорема23). И необходимость для души воспринимать состояния своего тела приносит с собой неизбежную ограниченность: душа оказывается отгороженной от адекватного познания внешних тел (Теорема25). Отсюда общий вывод: "Идеи состояний человеческого тела,поскольку они относятся к одной только человеческой душе, несуть идеи ясные и отчетливые, но смутные" (Теорема 28). А неадекватность, т. е.
смутность, искаженность идей, говорит об их ложности. Чувственное познание, т. е. познание первого рода,есть "единственная причина ложности" (Теорема 41).Из такого познания, правда, тоже образуются всеобщие понятия, например идея человека, животного. Но они могут бытьтолько смутными. Спиноза называет такое познание "познанием через беспорядочный опыт" (cognitio ab experientia vaga). K немупримыкает познание "из знаков". Так, мы слышим или читаемISOслова и вспоминаем о связанных с ними вещах. Вместе они образуют "познание первого рода, мнение или воображение".
Но будучиложным с точки зрения высоких критериев адекватности и истинности, познание первого рода, иными словами, чувственный опытвовсе не бесполезен. В жизни человека это смутное, фрагментарное, предположительное знание, как и воображение, мнение и вераиграют немалую практическую роль. Без них человек не смог бывыжить и двигаться к более высокому познанию второго и третьегородов, т. е. двигаться к истине.
Но мы имеем "общие и адекватные идеи о свойствах вещей" (схолий 2 к Теореме 40).Этот способ познания Спиноза называет познанием второго рода.И наконец, существует третий род познания — интуитивный(seientia intuitiva). Второй и третий роды познания, согласно Спинозе, истинны. Второй род познания — это познание рациональное.
"Основы разума (ratio) составляют понятия" (ДоказательствоТеоремы 44). Оно и есть дело ratio (разума) и intellectus (интеллекта, разума в высшем значении слова). Образцами такого познания, т. е. оперирования истинными, адекватными понятиями, Спиноза по примеру Декарта считает математику и логику. И все жеинтуиция, третий род познания, ставится еще выше чисторационального познания.Значительную часть «Этики» занимает спинозовское учение обаффектах, что также соответствует структуре целого ряда философских учений XVII в., прежде всего декартовского.У Ч Е Н И Е ОБ А Ф Ф Е К Т А Х"Под аффектами, — пишет Спиноза, — я разумею состояниятела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшаютспособность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.
Если, такимобразом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этихсостояний, то под аффектом я разумею состояние активное, ъ противном случае — пассивное"19. В отличие от Декарта Спиноза применяет понятие "страсть души" только к тем аффектам, где идеисмутны, а аффективные состояния пассивны. Несмотря на различие терминологии Декарт и Спиноза в принципе одинаково выделяют для исследования сложный, можно сказать, "комплексный"объект — состояние человеческого тела, возникающее, с однойстороны, под влиянием воздействия вещей внешнего мира, а с другой — благодаря определенному осознанию этих воздействий.В учении об аффектах у Спинозы, как и у другихмыслителей XVII в., ключевым является понятие души.Вводя это понятие, Спиноза снова подчеркивает значимость методологического правила: никогда не забывать о начальной причиневсех духовных реакций, а именно о воздействии тел природы начеловеческое тело20.
Понятие "душа" приобретает у Спинозыособое, достаточно конкретное содержание. Душой он называет151именно процессы осознания человеком состояний собственного тела, определяемых воздействием вещей природы, — процессы, которые затем оказывают немалое влияние на всю духовную жизнь.Согласно Спинозе, душа — это сама возможность для человекавоспринимать как состояния тела, так и идеи этих состояний, причем идеи могут быть не только ясными и отчетливыми, но и смутными. Для дальнейшего осмысления волевого и чувственно-аффективного аспектов человеческого действия такое определение душиочень существенно. Прежде всего решительно отвергается представление о неких "внечеловеческих" абсолютных разуме, воле, стремлении и т. д.
Раз все действия "души" причинно обусловленыименно воздействием тел природы на человеческое тело, а такжевытекающим отсюда специфическим (сложным, часто неадекватным) осознанием состояний тела, то "абсолютным" духовным сущностям, в том числе и "безличным" страстям, не остается места.На всех этапах анализа, осуществляемого в «Этике», видностремление Спинозы воспроизвести цепь причинных зависимостей,начинающихся от действия внешних тел на человеческое тело. Спиноза в конце концов обнаруживает механизмы, не просто плавно ипоследовательно передающие телесные воздействия, но преобразующие их в человеческие аффекты. Это и есть наиболее интересный переломный момент в анализе.
С одной стороны, воздействиетел природы на тело человека и вызываемые им ответные реакции"души" (ясное или смутное осознание воздействия, а также "осознание осознания") — первичная "клеточка", от которой Спинозаотталкивается при изучении аффектов. Но, с другой стороны, существенно то, что при объяснении специфики аффектов мыслительотправляется не от физиологических констатации (тело природы —тело человека и его реакции), но от более сложного факта: состояния тела осознаются ясно, отчетливо или неадекватно. Итак, осознанность аффектов, по сути дела, и исследует Спиноза, опираясьна понятие души. Далее он устанавливает: осознание человекомвоздействия внешних тел на его собственное тело протекает такимобразом, что он может судить, благоприятно или неблагоприятновнешнее воздействие для тела (или, как говорит Спиноза, увеличивается или уменьшается этим воздействием способность человеческого тела к самосохранению и к действию).














