Запад - Россия - Восток. Том 1 (1184491), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Сводки ученийфилософов и ученых по отдельным проблемам — доксографическиекомпендии, восходящие к Феофрасту и Эвдему; жизнеописания философов, которые начали составляться в Древней Академии (Спевсипп) и у перипатетиков (Аристоксен и Неанф), в александрийскийпериод были продолжены Гермиппом и Сатиром; Антигон из Кариста, в середине III в.
до н.э. живший в Афинах и связанный с Академией, а затем работавший в Пер гаме, составил биографии современных ему философов; «Преемства философов», т. е. изложение философских учений по школам, от учителя к ученику, составленные вначале II в. до н.э.
Сотионом Александрийским и переработанныезатем Гераклидом Лембом, Сосикратом Родосским и Антисфеном Родосским; списки философских сочинений, над которыми филологиАлександрийской библиотеки работали начиная с Каллимаха, а такжехронологии древних философов, составлявшиеся в III в. до н.э. Эратосфеном, а во II в. до н.э.
Аполлодором Афинским, — все эти материалы безусловно расширяли интеллектуальный кругозор и к I в. дон.э. привели к созданию ряда компендиев, о которых речь пойдетниже.Специального рода сводки философских учений составлялись также в скептической Академии. Об этом можно судить по значительноболее позднему (II в. н.э.) сочинению Секста Эмпирика «Противученых», представляющему собой сводку догм разных философскихшкол и их систематическое опровержение. Собственно, это и былоцелью скептической Академии начиная с Аркесилая; но в особенностипри Карнеаде (ум. ок. 129 г. до н.э.) с его подчеркнутым антистоицизмом полемический характер деятельности скептической Академиипринимает систематический характер. Указанное сочинение Секста Эмпирика ни в каком случае нельзя считать оригинальным: оно восходит,во всяком случае, к Энесидему, вероятные годы жизни которого —рассматриваемый период.Это специальное заострение скептической позиции могло объясняться оппозицией к тому, какое направление постепенно принималаАкадемия в конце II — начале I вв.
до н.э. при Филоне из Ларисы.Филон возглавил Академию в 109 г. до н.э. и покинул Афины из-завойны с Митридатом в 88 г. до н.э., перебравшись в Рим, где егослушал Цицерон. Филон стремился показать, что Академия едина ичто предпосылки скептицизма можно найти у Сократа и в диалогахПлатона. И хотя он отрицал возможность восприятия на основе постигающего впечатления стоиков, однако признавал восприятие вещей в соответствии с их природой (Секст Эмпирик, «Три книги пирроновых положений», I 235). Это уже был путь к догматизму.Этот путь был продолжен слушателем и оппонентом Филона Антиохом Аскалонским. В 88 г. до н.э.
Антиох вместе с Филоном — вРиме, но впоследствии он возвращается в Афины и преподает платоновскую философию, правда, уже не на прежнем месте (поскольку Академия была разрушена во время взятия Афин Суллой в 86 г. до н.э.),а в городской черте, где Цицерон слушал его зимой 79-78 гг. до н.э. и140"под руководством этого великого ученого и наставника возобновилзанятия философией" («Брут», 315).
Если Филон стремился показать единство академической традиции, то Антиох настаивал на ееразрыве в скептической Академии и призывал "вернуться к древним"(veteris sequi), т. е. к учению Древней Академии. Это одновременноефизическое расставание платоновской школы с Академией и призывплатоника Антиоха вернуться к древнему состоянию школы и ее ученияпредставляются весьма символичными и явственно знаменуют наступление нового этапа всей античной философии — этапа возвращения.Однако, прежде чем речь пойдет об этом, необходимо упомянуть ещеодно важное явление в философии эллинизма — пифагореизм.3.
ПИФАГОРЕИЗМПифагореизм — единственный в своем роде феномен, который напротяжении всего существования античной философии играет рольподводного течения и, никогда не становясь доминирующим, всегдаприсутствует в качестве фона. Не забудем о том, что сама философиявозникает в школе Пифагора как новый феномен в оппозиции к двумведущим направлениям в духовной жизни VI в. до н.э.: уходящемудвижению "мудрецов" и набирающему силу движению ионийских"ученых". И те, и другие — на поверхности, и те, и другие определяют стиль и общую светскую установку своего времени. Пифагор и егоокружение также представляют чрезвычайно важную тенденцию греческой мысли VI в.
до н.э. — тенденцию консервативную и религиозную, — но она всегда до известной степени остается под спудом. Наповерхности лежит политическая активность пифагорейцев, причемона до такой степени решительна, что вызывает противодействие, ипифагорейские общины сметаются с политической арены, хотя еще вIV в. до н.э. пифагорейцы сохраняют какое-то политическое влияние.Над их учением посмеиваются начиная с Ксенофана. Гераклит ихпоносит и изобретает для них ироническое прозвище философы.
Зенон пишет специальный трактат «Против философов», поскольку смыслучения его учителя Парменида по существу направлен против ученияпифагорейцев, хотя создается в той же традиции. Геродот обвиняет ихв фальсификациях. Но у Эмпедокла мы находим почтительное и восторженное отношение к Пифагору; о Пифагоре пишет Демокрит; Исократпризнает его первым, принесшим философию грекам, а само словофилософия употребляет уже совершенно всерьез и называет философией — как и Платон — собственную педагогическую и литературнуюдеятельность; Платон, единственный раз упоминающий Пифагора, темне менее очевидно связан с пифагорейцами и пифагорейским учением.О пифагорейцах пишут Аристотель и Аристоксен.
Диоген Лаэртий(VIII 45-46) сообщает, что установления Пифагора "держались ещедевять или десять поколений — ибо последними из пифагорейцев были те, которых еще застал Аристоксен... они были слушателями Филолая и Еврита Тарентских". Таким образом, Аристоксен осознавалнепрерывность предшествующей традиции, но, вероятно, на нем она141прерывалась. Влияние пифагорейцев и специальные сочинения, импосвященные, были у Спевсиппа и Ксенократа. Порфирий в «ЖизниПифагора» (53) замечает: "...пифагорейцы жалуются, что Платон,Аристотель, Спевсипп, Аристоксен, Ксенократ присвоили себе все ихвыводы, изменив разве лишь самую малость...".О пифагорейцах не забывают Зенон и другие стоики, также посвятившие им специальные сочинения. При всем том пифагорейское учениене выходит на поверхность, и при изложении эллинистической философии его практически не учитывают.
Однако Феокрит (14, 7) внасмешливом сравнении упоминает "ученика Пифагора, желтого и босого", что свидетельствует о том, что и в его время пифагорейская аскеза была достаточно известна. Именно пифагореизм был одним изпервых философских учений, которое вошло в моду у римлян, едваони стали приобщаться к греческой философии. Последователем Пифагора объявляется царь Нума, и под его именем появляется сочинениепифагорейского толка.
С пифагорейским учением, очевидно, знакомЭнний, написавший «Эпихарма». Пифагорейское учение знает Цицерон, а его современник Нигидий Фигул осуществляет, по словам Цицерона, восстановление пифагореизма (Тимей, 1). Можно предположить,что Нигидий Фигул познакомился с пифагореизмом благодаря греческому ученому Александру Полигистору, который преподавал в Римев 70-е годы. Александр написал сочинение о пифагорейских символах,а также «Историю философии», изложенную по школам ("преемствам"), которые содержали, в частности, очерк пифагорейского учения.Наконец, на протяжении четырех веков — с IV до I вв. до н.э.
—в Южной Италии и в Греции создаются пифагорейские тексты, частькоторых приписывается Пифагору или древним пифагорейцам. С пифагорейцами во все годы их существования постоянно связаны фальсификации. Начинается пифагореизм с изготовления орфическихсочинений в VI-V вв., подложные сочинения в стихах и в прозе создаются и позднее. Неизменная потребность европейского сознания —обрести своих духовных предшественников в далеком прошлом и темсамым обосновать свои духовные поиски древним авторитетом — оказывается выраженной пифагорейцами в самой высокой степени. Неудивительно, что обновление платонизма на рубеже двух летосчисленииоказывается тесно связанным с возрождающимся пифагореизмом. Издесь впервые пифагореизм выходит на поверхность и становится однимиз ведущих духовных движений.Глава 3.
ВОЗВРАЩЕНИЕ (ёлиатрофТ))Когда мы выше говорили о периодизации античной философии,речь шла о том, что на последнем этапе развития античной философииведущие философские школы античности угасают в последовательности, определяющейся их мировоззренческим и культурным горизонтом. Поэтому первыми сходят с арены эпикурейцы, уже при жизниоснователя этой школы получившие "награду свою" в виде необыкновенной популярности и широкого признания; затем приходит чередстоиков; позже перестают существовать как самостоятельная школаперипатетики; и последними представителями античной языческой философии были платоники, вплоть до конца античности репрезентировавшие и культивировавшие все богатство ее духовной жизни.














