Запад - Россия - Восток. Том 1 (1184491), страница 100
Текст из файла (страница 100)
Ихуниверсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающейфункции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки — это понятия (представления,мысленные, образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию),иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать.
Оккам различает среди естественныхзнаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобыподставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенциисуть понятия, обозначающие первые интенции.Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, какимобразом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий.
Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую.Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, т.е. нечто единичное. Придвух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термиа. Например, в высказывании "человек есть имя" термин "человек" не обозначает конкретногочеловека, а означает слово "человек", т.е.
указывает на себя как на351термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин "человек" в высказывании "человек есть вид" отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; онзамещает видовое понятие "человек", наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает кпризнанию реальности сущностей-универсалий.Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числепричинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общихпонятий, о нем возможно только вероятное, но не достоверное знание.В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличиенекоего рода изначальной гармонии слова и бытия.
Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытиемобладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловыеже определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют меставне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализеслов и их значений, становится беспредметным.
Появление доктриныОккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.И хотя схоластические штудии продолжались в XV — XVI вв., золотой век схоластической философии был уже позади.ЛИТЕРАТУРАMigne J.P. Patrologiae cursus completus. Series latina: In 221 vols. P.,1870-1890.Герье В. Западное монашество и папство. М., 1913.Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков.СПб., 1912.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться: Письма епископаФеофана.
М., 1914.St. Bonaventura. Collationes in Hexaemeron//Opera omnia. Quaracchi,1882-1902. T. V.Бонавентура. Путеводитель души к Б о г у / / В о п р . философии. 1993.№ 8.St. Bonaventura. De reductione artium ad theologiam. (Русск. пер.: Овозвращении наук к т е о л о г и и ) / / Вопр. философии. 1993. № 8.5. Anselmi Cantuariensis archiepiscopi Opera omnia. Stuttgart; BadCannstatt, 1968. T. I. Vol. 1.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.352St.
Tomas Aquinas. Summa theologica: In 6 vols. Roma, 1894.Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1990.Bettoni E. Duns Scotus: The basic principle of his philosophy. Washington,1961.Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. -N.-Y.,1955.Иоанн Златоуст.
Полное собрание творений. СПб., 1905. Т. 11.Средневековье в его памятниках. М., 1913.Beaujouan G. La science dans Г Occident medieval chretien //Histoiregen^rale des sciences/Ed. R. P. Taton. 1957. Vol. I.White L. Medieval religion and technology. Collected essays. L., 1978.Антология мировой философии. М., 1969.
Т. 1.4. 2.Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972.востокФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ ИНДИИ,КИТАЯ И МИРА ИСЛАМАВВЕДЕНИЕ"Восточная философия" — чрезвычайно условное понятие, введенное в оборот западным человеком, который чувствует себя "уютно"лишь у греков [1, с. 186], а потому склонен именовать одним словом —"восточная" — философские воззрения представителей ничем, кажется,несходных культурных традиций. Так оказываются в едином рядумыслители, мировидение которых неизбежно должно отличаться своеобразием, потому что формируется в разных природных, географических, исторических, цивилизационных условиях. Тем не менее и мынамерены использовать упомянутое понятие для удобства изложениятех традиций, которые в одном все же оказались сходны и тем самымотличны от западной философии: на протяжении всей своей многовековой истории они так и не смогли стать полностью независимыми отрелигии, "конструировать мысль из себя", не связываясь с религиозными предпосылками, не опираясь на догмы вероучений.Оговоримся с самого начала, что изложение не будет носить систематического характера, позволяющего воспроизвести историю индийской, китайской или арабо-мусульманской философии в подробностяхимен, школ, систем.
На этот счет уже есть немало содержательных ивесьма обстоятельных исследований, как зарубежных, так и отечественных. Жанр учебника диктует иной подход: отказаться от несбыточного желания "прослушать все звуки" какой-либо из "восточных"традиций, а вместо этого попытаться уловить и передать читателю"гармонию этих звуков", т.е.
постараться представить некоторое общее понимание предмета.Отрешиться от отдельных "звуков" возможно, однако нам не удастсяосвободиться от аккордов, каковыми в изложении будут разделы, посвященные воззрениям на общее строение мироздания, место и роль внем человека, способы и пути постижения Истины. Поскольку предстоитговорить одновременно об индийской, китайской и арабо-мусульманскойфилософиях, изложение будет неизбежно отличаться "многоголосием",естественно, затруднительным для неподготовленного восприятия, но,надеемся, в конечном счете принятого читателем.Глава 1.
Р О Ж Д Е Н И Е Ф И Л О С О Ф И ИСередина I тысячелетия до н.э. — тот рубеж в истории развитиячеловечества, на котором в двух очагах древней цивилизации — вИндии и Китае — практически одновременно с Грецией возникаетфилософия.355Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI в.до н.э. выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н.э.как время взрыва интеллектуальной энергии.
Но уже сейчас известнымногие предпосылки экономического, социального, политического и,наконец, духовного плана, подготовившие указанный перелом. Скачокв развитии производительных сил, появление товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение первыхгосударств, рост оппозиции традиционной религии, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критическогодуха и рост научных знаний — вот некоторые факторы, из которыхскладывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождениюNфилософии.Общность генезиса не исключала своеобразия путей формированиясистематизированного философского знания в различных очагах цивилизации.В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, основанному на ведическом ритуале, зафиксированном в четырех самхитах, или Ведах (веда — знание) — сборниках гимнов в честь богов и ритуальныхзаговоров.
Каждая Веда позднее обросла брахманами, т. е. описаниямиобрядов и истолкованиями обрядовых текстов, а также араньяками("лесные книги"), предназначенными для отшельников, и, наконец,упанишадами (от словосочетания "сидеть около ног учителя") —текстами эзотерического, преимущественно космогонического, знания.Весь корпус ведических текстов считался шрути, т.е. священным откровением. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты — брахманы.
Однако ломкаплеменных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала.Первыми "еретиками", осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Ихназывали шраманами, т.е.
"подвижниками".VI-V вв. до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них былиадживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм ибуддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской философии явилисьсутры (краткие положения, "афоризмы", датируемые II—IV вв.). Далееиндийская философия развивалась практически в русле шести классических систем — даршан — веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика,миманса, ориентировавшихся на авторитет Вед, и неортодоксальныхтечений: материалистической чарваки или локаяты, джайнизма и школбуддизма.Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии.















